Информация в глобальном мире: особенности и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 935 раз

Библиографическое описание:

Баташева, Э. А. Информация в глобальном мире: особенности и перспективы / Э. А. Баташева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 812-813. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36107/ (дата обращения: 16.01.2025).



Социально-информационный компонент современной глобализации находит, во- первых, отражение в многообразии прямых и обратных системных связей, существующих в процессе цивилизованного интегрированного развития сообщества; во-вторых, в циркуляции системных информационных потоков, а главное, в организации и управлении усвоением дозировано необходимых объемов информации для достижения расцвета личности, семьи, коллектива, сообщества во времени, пространстве и на разных уровнях в государственной и общественной системе [1, c. 57].

Параметры информационного пространства задаются всем многообразием геополитических, природных, исторических и социальных условий существования общества. Доминирующая модель мира должна быть адекватной этим условиям. В противном случае, несмотря на поддержку СМИ, происходит процесс отторжения и разрушения модели мира, претендующей на доминирующую роль и формирование более адекватной историческим и социальным условиям модели.

Сам процесс информатизации и компьютеризации социальных систем имеет противоречивый характер, чем объясняется неоднозначность подходов и оценок технического прогресса. Анализируя социокультурные процессы, возникающие в ходе информатизации общественной жизни, автор доказывает, что достижения адекватности между существованием техники и его отражением в сознании позволит избежать дезинтеграции, рассогласования поведения человека и смысла придаваемого этому поведению. «Ведь социальные группы, в какой бы стране и в какой бы исторический период они ни сосредотачивали в своих руках власть, не пренебрегали составлением летописей и генеалогий и подправляли историю, придавая этому делу значение важнейшего средства оправдания собственной власти» [2, c. 108].

Описание информационных ресурсов глобализации возможно только с обращением к серьезным обществоведческим концепциям и теориям (социологическим, историческим, философским). Теоретико-методологическое осмысление даже отдельных аспектов этого феномена заключается в его анализе с использованием конкретного понятийного аппарата, с помощью которого такой анализ становится достаточно эффективным.

Это позволяет сформулировать критерии информационного сопровождения глобализации, определить основные виды и особенности его, приобретаемые в конкретно-исторических условиях. В период перехода к информационному обществу современные средства информационных технологий обеспечили доступ каждому человеку к современной информации. Однако, с одной стороны, возник переизбыток информации, обрушивающейся на современного человека, а с другой — в этом общем информационном потоке наличествует не только полезная информация, но и огромное количество бесполезной, зачастую ложной.

Однако необходимо учитывать, что замена объективной реальности виртуальной становится для многих людей образом жизни, а интернет является новой самоидентификационной социокультурной средой. В настоящее время, существует целый ряд мощных, явно выраженных флуктуационно развивающихся глобализационных потоков, которые ведут мировое сообщество к новому состоянию, контуры которого пока не определены.

Важной особенностью глобального мира является обострение информационной войн. К примеру, автор книги француз, который работает в России, приводит 26 самых расхожих западных мифов о России и дает им свою оценку. А еще на протяжении всей книги он удивляется нашему пристрастию к самобичеванию и самоуничижению, с которым нам нужно расстаться, если мы хотим развиваться. Не менее интересны размышления автора о современном Западе, которые для многих читателей станут настоящим откровением.

Кроме того, одним из ярких проявлений информационного сопровождения глобализации являются сетевые войны. Я исхожу из того факта, что сетевые войны — это именно военная технология, официально принятая на вооружение Пентагоном. Основой сетевых войн является такой технологический подход, как — «операция на базе эффектов» (ОБЭ). Эта технология поставлена на вооружение американской сетевой империи для захвата территорий с минимальными издержками.

Можно констатировать, что сетевая война уже идет, и она грозит России полной потерей суверенитета и распадением на отдельные территории. Эффективность нового оружия доказана развалом СССР, когда мощное государство было разрушено без использования традиционных вооружений.

Сегодня происходят функциональные изменения человеческого фактора в информационном обществе. Обладание информацией в любой сфере жизнедеятельности позволяет не только открывать для себя новые перспективы, но и уверенностью смотреть на все происходящее, а умение прогнозировать и анализировать информацию наделяет человека властью. Тем не менее, ни футурологи, ни социологи не могут дать определенного ответа на вопрос о месте человека в информационном обществе.

Проблема выявления в обществе признаков, отделяющих один этап общественной эволюции от другого, не слишком отчетливо понимается обществоведами. Создается впечатление, что большинство исследователей пользовались интуитивно созданными или предполагаемыми критериями. Иначе говоря, признаки, свойственные этапам общественного развития, чаще всего методологически обоснованы недостаточно, а поэтому теоретические конструкции грешат чрезмерным субъективизмом.

Это свидетельствует о том, что всеобщая компьютеризация агрессивно воздействует на интеллектуальную среду человека (особенно молодого, формирующегося) как на основополагающую составляющую ноосферы. Массовая виртуализация сознания в условиях раздробленной культуры неизбежно приводит к уничтожению фундамента человеческой культуры, к появлению сервисно-технологического «шизоидного» человека. Чтобы избежать негативных культурологических тенденций. Ведущих к катастрофе человеческой цивилизации, необходимо обратиться к опыту русской космической школы [3, c. 6].

Появление глобальных компьютерных сетей демократизирует пользование информационными ресурсами. Однако, одновременно это и сужение восприятия человека, ведь задаются определенные параметры и стандарты, которым должен соответствовать человек, чтобы быть адекватным современному миру. Переход к киберпространству позволяет создать технологическую основу для параллельной работы пользователя со многими источниками и текстами одновременно.

В настоящее время уже можно говорить о новой инфраструктуре планеты — инфосфере, основу которой составляет объединение телекоммуникационных сетей и компьютерных систем.

Таким образом, в современном глобальном мире информация приобретает черты, что свидетельствует о перспективности информационного общества, как на уровне конкретного региона, так и всего мирового сообщества. Информационная сфера общества является сегодня одной из самых эффективных для вложения капитала. Здесь самые высокие показатели прибыли на вложенный капитал и самые высокие темпы роста объемов производства по сравнению с другими отраслями мировой экономики.

Литература:

  1. Калаков Н. И. Методология прогностического исследования в глобалистике (на материале анализа прогнозирования социально-образовательных процессов). — М.: Академический Проект; Культура, 2010.
  2. Нагата Х. История философской мысли Японии. М.: Прогресс, 1991.
  3. Московченко А. Д. Русский космизм. Автотрофное человечество будущего: монография. — Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): информационное общество, Россия, информационное сопровождение глобализации, мировое сообщество.


Задать вопрос