Понятие информационного общества для современного мира уже не является новым и неизученным. Впервые данный термин был предложен японским теоретиком К. Коямой. Его деятельность интересна тем, что на основе его трудов в Японии была принята программа «План информационного общества: национальная цель к 2000 году».
Особенность этой концепции заключалась в том, что впервые к привычному трехуровневому делению экономики добавлялся четвертый — информационный сектор, который и являлся главным и системообразующим для информационного общества. Тогда К. Кояма отметил, что информация является ключевым фактором производства.
Преобладание информационного ресурса в информационном обществе совершенно не отменяет дальнейшего функционирования и развития традиционных индустрий, которые удовлетворяют первичные жизненно важные потребности человека. Уже с 1992 года термин «информационное общество» стали употреблять и западные страны.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занимается производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Высшей её формой становятся знания. Информация становится предметом всеобщего потребления.
Выделим основные признаки информационного общества.
- Увеличение роли информации и знаний в обществе;
- Возрастание числа людей, занятых в сфере информационных и коммуникационных технологий;
- Рост доли информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
- Появление глобального информационного пространства;
- Развитие информационной экономики, электронного правительства, социальных сетей, цифровых рынков.
Самым главным отличием информационного общества от других типов обществ заключается в постоянно растущей роли информации. Главным ресурсом становится именно она. Если определять по темпам развития, то информационный сектор становится лидирующим, самым быстрорастущим.
Дэниел Белл определял в качестве одного из проявлений постиндустриализма доминирующую роль теоретических знаний, а именно увеличение числа работников интеллектуального труда в общем числе занятых в развитых странах [1, c. 96].
Важно отметить, что условия жизни людей во много определяются совершенством информационных технологий.
В. В. Ворошилов считает, что в настоящее время информация периодически представляет собой основанные на образах и мифах пропагандистские комплексы, а глобализация процессов в СМИ ведет к росту субъективной информации, которую создают в интересах отдельной личности или организации. Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод, что информация выходит на новый уровень по значимости и роли в обществе. Именно это и является одним из критериев информационного общества [2, c. 51].
Важно отметить и обратную сторону. Потенциал разумного и грамотного использования возможностей, которые создаёт информационное общество велик и открывает широкие перспективы для развития. Всё это порождает и вполне реальную проблему, которая известна как информационный разрыв. Суть её заключается в неравенстве людей в доступе к глобальной информационной системе. Такой разрыв происходит из-за социально-экономического и научно-теоретического разрыва.
На этом фоне активного использования и внедрения глобальных сетей отмечается такое явление как культурная агрессия. Она характерна для более развитых стран по отношению к менее развитым.
На сегодняшний день информационные технологии используются практически во всех сферах, вследствие чего имеют огромное влияние на социокультурную реальность. Такие технологии также способны её изменять.
Только в контексте информационного общества появляется такое понятие как информационная инфраструктура. Под ним понимается совокупность средств по использованию и обработке информации. Следующей из данного понятия появляется глобальная информационная инфраструктура. Её начало можно отметить в 1995 году, когда она начала формировать в группе развитых стран.
В экономической сфере главным отличием информационного общества является то, что информация используется в качестве ресурса, товара, услуги.
Что касается политической сферы, то для информационного общества характерна свобода информации, развитие электронной демократии, электронного государства и правительства.
В социальной сфере информация становится стимулятором изменения уровня и качества жизни. Оно способствует расширению возможностей для предпринимательства, медицины, образования, культуры, сферы услуг.
Нельзя не упомянуть проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие». Хартия гласит: «Цифровое наследие состоит из уникальных ресурсов человеческих знаний и форм выражения. Оно охватывает ресурсы, относящиеся к области культуры, образования, науки и управления, а также информацию технического, правового, медицинского и иного характера, которые создаются в цифровой форме либо переводятся в цифровой формат путем преобразования существующих ресурсов на аналоговых носителях. В случае «цифрового происхождения» ресурсы существуют лишь в виде цифрового оригинала.
Цифровые материалы включают в себя текстовые документы, базы данных, неподвижные и движущиеся изображения, звуковые и графические материалы, программное обеспечение и веб-страницы, предоставленные в значительном и непрерывно увеличивающемся количестве форматов» [5].
Подводя итог, можно отметить, что переход к информационному обществу был неизбежен и человечество изначально шло к данному этапу. Доказательством тому являются предшествующие нынешнему состоянию радикальные изменения в информационной среде, которые по праву можно считать информационными революциями. Речь идёт о появлении наскальной живописи, книгопечатания, изобретении средств связи (телеграф, телефон, радио), компьютеров и так далее.
Информационное общество — качественно новый этап развития общественного развития. В его условиях рождается масса возможностей, он меняет образ жизни людей и общества в целом.
Литература:
- Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Академия, 1999. — 956 с.
- Ворошилов, В. В. Журналистика: учебное пособие / В. В. Ворошилов — М.: КНОРУС, 2010. — 496 с.
- Варакин, Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. / Л. Е. Варакин — М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 256 с.
- Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь: Пер. с англ. / Э. Гидденс —М.: Весь мир, 2004. — 116 с.
- Хартия о сохранении цифрового наследия Принята на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж, Франция, октябрь 2003