Интернет в настоящее время является неотъемлемой частью жизни всех людей на планете. С каждым годом появляются все новые возможности, новые гаджеты, новые технологии и инструменты его использования, в том числе и для бизнеса. Естественно, с распространением Интернета повсеместно, создаются и активно применяются различные методы продвижения товаров и услуг в сети [2]. Бизнес не стоит на месте, и сейчас каждая уважающая себя компания имеет свой сайт или, как минимум, свою страницу в социальных сетях, другими словами, так или иначе, создает свое отражение в Интернете. Но мало создать сайт, нужно еще сделать так, чтобы целевая аудитория приходила на него и совершала необходимые для бизнеса действия. Этими действиями могут быть покупки (если это сайт интернет - магазина), лайки, просмотры, репосты и комментарии (если это сайт информационного ресурса), переход по реферальным ссылкам (если этот сайт используется в качестве рекламной площадки) и т.д. Вариантов очень много, также как и способов продвижения в Интернете [1]. И таким образом, появилось такое понятие, как интернет-маркетинг. Интернет-маркетинг (англ. Internet marketing) – это практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в Интернете, затрагивающая основные элементы маркетинг-микса: цена, продукт, услуги, место продаж и продвижение. Основная цель использования Интернет-маркетинга заключается в получении максимального эффекта от потенциальной аудитории сайта или портала, то есть в том, чтобы привлечь как можно больше пользователей к предлагаемым услугам или товарам. Но на этот счет мнения различных исследователей расходятся. И в настоящее время существует большое количество различных определений интернет - маркетинга, рассмотрим некоторые из них. Например, В. Холмогоров определяет его как комплекс специальных методов, позволяющих владельцам корпоративных web-ресурсов продвигать свой сайт в Интернете и, раскручивая таким образом торговую марку своего предприятия, извлекать, применяя сетевые технологии, дополнительную прибыль. Соколова И.В. определяет Интернет-маркетинг как совокупность теоретического и прикладного инструментария интернета, применяемого фирмой для достижения маркетинговых целей. Специфические характеристики Интернет-маркетинга состоят в появление нового инструментария проведения коммуникационных кампаний – в глобальной информационной сети традиционные инструменты маркетинга интегрируются с новейшими информационными технологиями. Успенский В.И. под термином Интернет-маркетинг понимает теорию и методологию организации маркетинга в гипермедийной среде Интернета. Данные определения являются схожими и дополняют друг друга, однако, наиболее полной представляется формулировка, данная в работах В.В. Дика, М.Г. Лужецкого, А.Э. Родионова «Электронная коммерция», а именно Интернет-маркетинг – это необходимый комплекс мер по исследованию такого специфического рынка, каким является сетевой рынок Интернета, по эффективному продвижению и продаже товаров с помощью современных интернет-технологий. Е.А. Петрик считает, что интернет-маркетинг – это теория и методология организации маркетинговой деятельности в среде Интернета. Ю.В. Ремез в своей статье дает сразу несколько определений интернет-маркетинга, трактуя его и как совокупность мероприятий, направленных на повышение рейтинга интернет-ресурса в сети, и как профессиональный анализ и исследование ситуации на рынке, и как разработку дизайна и наполнения сайта с учетом потребностей клиентов и структуры спроса, и как всевозможную интернет-рекламу. В целом, все вышеприведенные определения являются похожими между собой, они трактуют интернет-маркетинг как совокупность методов продвижения в среде Интернета. Определенно плюсом такого подхода является то, что интернет-маркетинг действительно обладает определенным набором методов и инструментов для продвижения деятельности кампаний в сети. Это и реклама, и поисковая оптимизация, и анализ юзабилити интернет - ресурсов. Особенность Интернет-маркетинга состоит в том, что глобальная сеть не ограничена какими-либо временными или территориальными рамками, поэтому компании имеют возможность продвигать, продавать, рекламировать свой продукт по всему миру, не переплачивая за территориальную удаленность [3]. В качестве примера можно привести частных поставщиков товаров на таком сайте, как Aliexpress, eBay, Amazon которые имеют возможность вести свой бизнес в мировых масштабах. Успенский И.В. выделил такую особенность Интернет-маркетинга, как снижение трансформационных издержек, которое может достигаться за счет оптимального выбора структуры товарного ассортимента, сокращения времени на разработку и внедрение новой продукции, обоснованной политики ценообразования, снижения числа посредников, затрат на сбыт и т.д.
Но минусом подхода является то, что он не охватывает всех возможностей и областей использования интернет-маркетинга, например, разработки стратегии, изучение целевой аудитории и т.д. На наш взгляд, интернет-маркетинг является отражением классического маркетинга в Интернете. Если маркетинг – это создание и продвижение на рынке потребительской ценности, то интернет-маркетинг следует определять, как создание и продвижение потребительской ценности на рынке с помощью инструментов, которые предоставляет Интернет. Следует отметить, что грамотное использование интернет-маркетинга может принести большую прибыль компаниям и сэкономить при этом затраты на получение каждой заявки. Но, тем не менее, существует и большое количество проблем, с которыми сталкиваются люди, которые решают развивать свой бизнес в Интернете и применять инструменты интернет-маркетинга. Самое главное, что останавливает потребителей от совершения покупок через Интернет, это то, что товар нельзя «пощупать», прежде чем его купить. У людей пока еще существует недоверие и боязнь того, что придет не тот товар, или что он не будет соответствовать их ожиданиям. К сожалению, это довольно-таки оправданно, так как присутствует достаточное количество недобросовестных продавцов. Также существует проблема недоверия к электронным системам оплаты. Это происходит из-за того, что не все люди еще привыкли к электронным платежам, или они не умеют этого делать. Усугубляет эту проблему и наличие мошенников в Интернете, которые, получив денежные средства от покупателя, исчезают. Несмотря на перечисленные проблемы и многие другие, нельзя не сказать, что интернет-маркетинг очень быстро развивается, его инструменты совершенствуются, а возможности становятся практически безграничными. И хочется верить, что это развитие будет динамичным, прогрессивным и принесет много пользы всем участникам современной экономики.
Литература:
- Генералова Д.Д., Мамонтова Е.В. Интернет-маркетинг: понятие и актуальность//Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 9-1. С.58-60.
- Кензина Ц.З., Бадлаева О.А. Инвестиции и инновации//Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода, Международная науч.-практ. конференция. 2014.
- Трунова А.А. Теоретические основы интернет-маркетинга//Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. № 31. С. 35-40.
- Казакова Г.Я., Саряев О.Г.В. Механизм повышения конкурентоспособности предприятия. В сборнике: Региональные проблемы преобразования экономики Правительство Республики Калмыкия, Калмыцкое отделение общественной организации Правительство Республики Калмыкия, "Вольное экономическое общество России", ФГБОУ ВПО "Калмыцкий государственный университет". 2012. С. 96-99.