Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки критериев отбора учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социально-психологического развития личности студента, приобщая его к иноязычной культуре и формируя его критическое мышление. Правильная организация учебной деятельности и ее разнообразие позволяет адаптировать студента к новым требованиям жизни вузовской подготовки.
Ключевые слова:интернет-ресурсы, критерии отбора, оценка, качество, иллюстративность, презентабельность материала.
Интернет — это огромный источник информации об изучаемом языке, культуре и традициях иностранного языка, его реалиях и особенностях. Тем не менее, можно констатировать тот факт, что не вся информация, представленная в сети Интернет должна вызывать доверие со стороны преподавателей. Как определить ее качество, достоверность и целесообразность применения? Кто должен служить авторитетом при определении критериев ее оценки?
К сожалению, на сегодняшний день нет единых критериев, предъявляемых к качеству интернет-ресурсов. Следовательно, вся ответственность ложится на преподавателя, который должен заранее организовать поиск необходимых сайтов и произвести их тщательный и полный анализ, прежде чем предлагать их обучающимся для проведения собственной самостоятельной исследовательской работы [1]. Важно выработать правильное критическое отношение к информации, представленной в Интернете [4]. С точки зрения современных отечественных методистов П. В. Сысоева и М. Н. Евстигнеева учебные интернет-ресурсы представлены различными текстовыми, аудио и иллюстративными материалами, которые отвечают основным методическим и дидактическим принципам (наглядности, посильности, коммуникативной направленности и т. д.) и могут быть применены для учебных целей в процессе обучения иностранным языкам [5].
В зарубежной методической литературе также решаются вопросы, связанные с критерием отбора интернет-ресурсов для учебных целей. Такие проблемы изучались такими западными методистами как: J. Barker, J. Ormondroyd, M. Krauss. Современные отечественные ученые П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев представили свое видение данной проблемы [5].
Таблица 1
Критерии оценки интернет-ресурсов для учителей и преподавателей высшей школы
Критерий |
Комментарий |
Да/Нет |
1. Языковая сложность материала |
Содержатся ли в выбранном Интернет-ресурсе слова, выражения, грамматические конструкции, которые могут вызвать трудности у учащихся? |
|
2. Культурная сложность материала |
Содержатся ли в выбранном Интернет-ресурсе ссылки или упоминание о культурных и исторических фактах, социальных явлениях, незнание которых может повлиять на понимание смысла текста? |
|
3. Источник информации |
Кто автор сайта? Частное лицо? Организация? Доверяете ли Вы этому источнику? Каким интересам служит информация, размещенная на сайте? |
|
4. Надежность информации |
На чем основаны выводы или основные аргументы автора сайта? Содержатся ли на сайте ссылки на другие источники? Какие? Надежные ли они? |
|
5. Актуальность информации |
Когда была размещена информация на сайте? Является ли она современной или устаревшей? |
|
6. Культуро-сообразность информации |
Является ли размещенная на сайте информация необходимой для конкретной группы учащихся (возраст, уровень когнитивного развития)? Способствует ли данный материал развитию личности ученика? |
|
7. Объективность информации |
Объективные ли материалы сайта? Отражают ли они позицию одной из сторон или способствуют формированию целостного плюралистического взгляда на реальность? |
|
С нашей точки зрения важно дополнить таблицу такими критериями отбора как иллюстративность, презентабельность материала, учет интересов, национальной и религиозной принадлежности обучающихся. При изучении Интернет-ресурсов нужно также осознавать, чьи интересы представляет выбранный материал, особенно при обсуждении социально-острых тем.
Разработка критериев оценки интернет-ресурсов возможна и со стороны обучающихся, благодаря анкетированию, где базисными категориями такого оценивания могут быть: содержание сайта, структура сайта, источники информации и данные с сайта. В своих анкетах студенты смогут указать новизну и полноту представленной информации, ее достоверность, надежность, доступность, а также возможности и дизайн сайта, его посещаемость. Именно совместная педагогическая деятельность студентов с преподавателем позволит выработать более объективные критерии к отбору материала для учебных целей из интернет-ресурсов [2].
Учебные интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей и представлены пятью основными видами в зарубежной литературе, каждый вид предназначен для определенного вида работы. Существуют разные классификации видов учебных Интернет-ресурсов в методической литературе, но мы остановимся на наиболее значимой классификации для обучения иностранным языкам, которая представлена в англоязычных источниках: хотлист (hotlist), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler) и вебквест (web quest). Все эти пять видов учебных Интернет-ресурсов направлены на реализацию разных целей.
Например, хотлист переводится как список по теме, представляет собой список полезных сайтов из Интернета и особенно актуален при работе с текстовым материалом по определенной теме и проблеме. Хотлист, кроме применения в учебных целях, является видом гео-социальных сетей агрегатом, который позволяет пользователям координировать планы с друзьями и узнать, что будет происходить в миллионы популярных мест во всем мире. Шаги к созданию хотлиста.
Шаги, необходимые для создания хотлиста:
- Важно узнать, как быстро и легко вы cможете создать веб-страницу, следовательно, нужно определить изучаемую тему;
- Необходимо начинать с отбора сайтов, которые вы бы желали использовать с вашими студентами;
- Ограничьте время, которое вы тратите, чтобы найти соответствующие сайты по изучаемой теме;
- Помните, чтобы добавить сайты, которые вы найдете интересными или просто хотите использовать в дальнейшем, нужно правильно сохранять информацию [3].
Мультимедиа скрэпбук в переводе с английского языка, звучит, как черновик, где собраны коллекции мультимедийных ресурсов. Мультимедиа скрэпбуки являются хорошим способом для студентов, чтобы исследовать тему через мультимедийные примеров. Студенты могут также узнать, как создавать свои собственные мультимедийные альбомы с вырезками. Исследуйте Интернет ссылки на этой странице, чтобы найти примеры scapbooks и источники для изображений, звуковых клипов и видео-файлов.
Следующий вид учебных интернет-ресурсов — трежа хант, который переводится как охота за сокровищами, и во многом схож с приведенными выше видами учебных Интернет-ресурсов, но его главное отличие от хотлист и мультимедиа скрэпбук, что он представляет не только полезные ссылки на различные темы по изучаемой теме, но и вопросы, касающихся содержанию этих сайтов. Трежа хант — это способ для студентов на практике решения проблем, улучшить свои навыки чтения и понимания, и узнать, как искать нужную информацию в Интернете.
Рассмотрим следующий вид учебных интернет-ресурсов — сабджект сэмпла, который в переводе с английского языка, звучит, как заголовок примера. Смысл применения такого вида учебного интернет-ресурса состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся отвечать на представленные вопросы по изученным темам. Если трежа хант был направлен на изучение фактического материала, то сабджект сэмпла носит дискуссионный характер и нацелен именно на коммуникацию. Деятельность похожа на трежа хант, кроме того, что на вопросы студенты отвечает субъективно. Студенты пытаются интерпретировать информацию, развить перспективу и оценивать свои выводы самостоятельно.
Применение сабджект сэмпла на занятиях по иностранному языку позволяет студентам:
- интерпретировать информацию, высказывать и поддерживать мнения;
- вырабатывать эмоциональную связь к теме;
- развивать логическое и творческое мышление;
- читать для разработки и интерпретации необходимую информацию, формулировать личный ответ.
Наконец, последний вид учебных Интернет-ресурсов — вебквест, который в переводе с английского языка, звучит, как проект, основанный на материалах, взятых из Интернет источников, представляет собой самый сложный вид задания. Проектная деятельность имеет свою специфику и возможна только на среднем и продвинутом этапе обучения иностранным языкам. Вебквест — это формат урок справочно-ориентированного, в котором все или почти все сведения, с которыми студенты работают, берутся и анализируются из Интернета.
Итак, критическое мышление и анализ материала, представленного в учебных Интернет-ресурсах, играют ключевую роль, требуют тщательного анализа и творческих способностей, со стороны преподавателя.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Индрик, 2007. ― 123 с.
2. Гутарева Н. Ю. Организация интенсивного обучения английскому языку в вузе. //Научно-теоретический и прикладной журнал. № 9 (45) Красноярск: НИЦ, 2013. (Гуманитарные и общественные науки). 366 с. — С. 326–336.
3. Гутарева Н. Ю. Компьютеризация обучения английскому языку в неязыковом вузе: проблемы и перспективы. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2011. 326 с. — С. 23–25.
4. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. ― 2001. ― № 2, 3.
5. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов. — М.: Издательство Глосса-Пресс, 2009. ― 182 с.