Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа английского языка и других языков, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Наша задача — определить статус английского языка и причины, которые позволили ему стать универсальным средством международного общения. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния процесса глобализации на современную культуру, взаимодействия людей в процессе межкультурной коммуникации. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося знания социокультурных реалий способствует пониманию культуры и разнообразия английского языка. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации.
Ключевые слова:универсальный, культура, межкультурная коммуникация, традиции, этнос, статус, иностранные языки.
В нашей работе мы выясним ряд актуальных вопросов таких как: Нужен ли универсальный язык в международном общении? Причины появления языка как средства международного общения? Статус английского языка в современном мире? Каковы были исторические и экономические предпосылки для распространения влияния английского языка?
Как известно, в истории английского языка можно обозначить три основных периода, в рамках, которых наблюдаются серьезные изменения в его развитии, все они представлены в таблице 1 [8, c. 5].
Таблица 1
История становления и развития английского языка
Раннее средневековье |
Эпоха возрождения |
Современное время (с 1960–2015 гг.) |
Огромное влияние французского и других языков на структуру и лексический запас англосаксонского языка, из-за чего он стал скорее романским, нежели германским. |
Большое заимствование слов из классических языков. Расцвет драматургии и литературного творчества. |
Невиданное распространение английского языка во всем мире, почти четверть населения нашей планеты пользуется английским языком как средством общения. |
В настоящее время можно констатировать тот факт, что английский язык стал доминирующим во всех сферах нашей жизни, более того, у него появились диалекты такие как: индийский, нигерийский, американский, сингапурский, австралийский и некоторые другие. Другими словами, из-за невиданного распространения он сам претерпевает многочисленные неконтролируемые изменения. Для большинства людей, изучающих английский язык, как иностранный язык, он важен для увеличения уровня образованности и расширения круга общения.
Язык становится средством международного общения, только в том случае когда, его особая роль признается многими странами и народами. Английский язык признается в качестве официального государственного языка во многих странах мира. Во многих странах (более чем в 100 странах мира), он становится в приоритете, на всех ступенях получения образования начиная с младших дошкольных учреждениях и заканчивая аспирантурой.
Английский язык в наши дни развивается по всем направлениям: родной, иностранный и официальный государственный язык [8]. По этим причинам около 3 млрд. человек используют английский язык как средство общения в настоящее время, и это беспрецедентное и глобальное распространение языка. Тем не менее, ранг международного языка зависит не от количества говорящих на нем людей. Мы можем привести сколько угодно многочисленных примеров, подтверждающих этот факт (СССР, Римская империя, КНР и т. д.).
Международный статус любого языка определяется не такими факторами как: его лексическое богатство, красота звучания, культурные традиции, литературные и музыкальные шедевры, количество носителей языка, а подчинено сильной централизованной власти, военной и экономической мощи, политической силе и перспективам сотрудничества. Вся история цивилизаций свидетельствует в пользу этого факта. Даже начало распространения английского языка в мире, связано с интенсивной и продолжительной колониальной политикой Великобритании начиная со средних веков и по наши дни. Завоевания, подчинение и навязывание неродного языка покоренным народам — самый известный способ распространения любого языка [1].
Авторитет международного языка также завоевывается еще и сильной экономикой, а не только успешными военными походами. Более того, с нашей точки зрения, распространению английского языка способствовало не только экономические факторы, но и современные технологии, СМИ, Интернет, и, в конечном счете, глобализация культуры, мира и общения в целом. Стремление человечества к достижению прогресса в науке и технике стало важным фактором для международного сотрудничества и общения, язык международного общения стал, как никогда актуален и востребован. Просвещение и образование стало краеугольным камнем в достижении успеха любого индивида социума [3].
Итак, английский язык стал в эпицентре международного внимания по ряду причин, главным из которых было мощное экономическое развитие и процветание Великобритании. Преимущества использования языка международного общения очевидны [2].
Тем не менее, существует мнение и явная опасность исчезновения языков из-за засилья английского языка и манифестации, пропаганды английских ценностей и культуры. Такие опасности трудно игнорировать или не учитывать. Изучая английский язык, заменяя им родной, мы вымещаем из своего сознания национальную модель поведения и мировосприятия, т. е. становимся более уязвимыми к манипулированию из вне. Трудно также предположить, что искусственное превращение английского языка в универсальный и глобальный язык может продолжаться навсегда, исходя из постоянной и неизбежной борьбы за мировое господство и лидерство других мировых держав, например Китая, Кореи, России и других [4].
Резюмируя вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что изучение родного языка и иностранного языка полезно для каждого индивида, без замещения одного другим и на определенном этапе психического развития личности человека.
Литература:
1. Булдакова Е. И. “Буферно-синергийные зоны” в пространстве межкультурной коммуникации: автореф. дис…..канд.филос.наук / Е. И. Булдакова. — Ростов н/Д,2008. —23 с.
2. Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.
3. Гутарева Н. Ю. Обучение английскому языку в социокультурной реальности. Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. — С. 215–218.
4. Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.
5. Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления: Монография. — Омск: Амфора, 2010. — 376 с.
6. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. — СПб.: Издательство ДНК, 2001–536 с.
7. Кристалл Д. Английский язык как глобальный. ― М.: Весь мир, 2001. — 240 с.
8. Тумаркин, П. С. Русские и японцы: актуальные проблемы межкультурной коммуникации / П. С. Тумаркин // Вестник Московского Университета.Сер.13. Востоковедение.1997. № 1. — С.13–17.
9. Пер. с англ. В. В. Зверевой. Массовая культура: современные западные исследования. ― М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, 2005. — 339 с.
10. Философский энциклопедический словарь. — М.:1983. — С.16.
11. Цирлина Л. Глобализация и лингвистика: вавилонское столпотворение или “язык-киллер”? // http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_04.htm [20.04.15].