Целью работы обратить внимание на важность развития фонетических навыков у студентов через проведение фонетической зарядки. Некоторые придерживаются ошибочного мнения о том, что развивать данные навыки не требуется в университетах.
В результате автор пришел к выводу, что для успешного усвоения иноязычного текста следует обратить особое внимание на развитие навыков адекватного восприятия интонации, пауза и логического ударения. Преподаватели могут ознакомиться с видами фонетической зарядки, которые эффективно использовались автором в практике преподавательской деятельности.
В современном мире английский язык стал языком международной коммуникации. Значительная часть информации (Интернет, компьютерные программы, документация, деловые переговоры и т. д.) кодифицируется английским языком, а как говорится «кто владеет информацией — тот владеет миром». Владение иностранным языком на должном уровне предполагает владение правильным произношением [фонетическими и фонологическими характеристиками] и понимание иностранной речи на слух, чтения вслух и беглого произношения. [1]
Если нарушить фонетические нормы языка — частично или полностью нарушится информативность, т. к. не будет распознана в общем речевом потоке. Проблеме обучения фонетике посвящено множество работ таких ученых как Антипова А. М., Дубовский Ю. А., Антонова Д. Н., Брызгунова Е. А., Светозарова Н. Д., Любимова Н. А. и др.
Совершенствование человеческой речи происходит в течение всей жизни. Каждый возраст вносит в этот процесс овладения богатством родного языка новое сознательное, необходимое для направленного речевого развития. Студенты, становясь участниками иноязычного общения, сталкиваются с рядом проблем фонетического и фонационного характера, такие как несоблюдение произносительных норм, логико-смысловых пауз, ударений и т. д.
Изучая чужой язык, студенты бессознательно стремятся сравнить его с принципами функционирования родного. Чем ближе языковые группы, к которым принадлежат эти языки, тем меньше расхождения в нормах просодических характеристик. Обуславливается это тем, что студент, приступая к изучению второго языка, обладает уже устоявшимися навыками воспроизведения и восприятия просодических единиц родного языка, поэтому, вступая в взаимодействие с иностранными моделями языковых структур, возникают затруднения в различении просодических характеристик и, как следствие, этимологии.
Для повышения эффективности обучения иностранному языку, необходимо широко использовать эмоции. Одним из наиболее эффективных средств воздействия на эмоции и чувства студентов — является фонетическая зарядка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания».
Основные задачи речевой зарядки — настройка слухового и речевого аппарата на иностранный язык и развитие речи студентов, главным образом неподготовленной речи. Студенты должны понять совершенно незнакомый рассказ, построенный на знакомом лексическом и грамматическом материале. Речевая зарядка способствует быстрому включению всех студентов в активное использование определенного языкового материала, т. е. переключение органов речи на артикуляционную базу иностранного языка.
Учитывая интерференцию, звуки английского языка можно разделить на три условные группы:
- группа, звуки которой, близки к звукам родного языка по артикуляционным и акустическим свойствам: [p, b, g, s, z, m, n и др.]. При усвоении этих звуков действует перенос из родного языка и особой работы с ними не требует;
- группа, в которую входят звуки отличительные от родного языка существенными признаками: [t, l, h и др.]. При воспроизведении и восприятии этих звуков особенно сильно действует интерференция, как правило, студенты произносят их как привычные звуки русского языка.
- группа, звуки которой не имеют аналогов в русском языке (r, w и др.) и требуют создания новой артикуляционной базы.
Важным представляется выяснение места фонетической зарядки на занятие. Она часто выполняется в начале пары как элемент 'warming up', и кроме того, вводит студентов в атмосферу, которая нейтрализует влияние звуковой среды родного языка. Однако, ее проведение возможно непосредственно перед упражнениями в устной речи или чтении в качестве фонетического упражнения, вызывающего повышенное внимание к произношению словарных единиц, которые затем будут использованы в речи. Фонетическая зарядка может предшествовать чтению, тогда она происходит на материале текста для чтения, из которого вычленяются фонетические трудности, группируются соответствующим образом и предлагаются затем учащимся для осознанной имитации. Совершенствование произносительных навыков происходит также в связи с работой над новым словарным и грамматическим материалом. Знакомя студентов с новыми лексико-грамматическими явлениями, нельзя упускать из виду содержащиеся в них произносительные трудности. В результате любая порция слов и грамматических явлений может стать поводом для совершенствования произносительных навыков на продвинутом этане. Важно подчеркнуть при этом следующее: преподаватель не должен снова объяснять артикуляционные и ритмико-интонационные правила, главное — это стимулировать студентов к припоминанию правила и подведению под него новой языковой единицы. Эффективность такого подхода еще и в том, что он предполагает усвоение нового в тесной связи со старым, постоянную актуализацию всего усвоенного материала.
Для постановки произношения необходимы упражнения для артикуляционного аппарата, упражнения на восприятие и воспроизведение. Содержание фонетической зарядки может быть разнообразным.
Одним из способов устранения интерференции является использование стихов, скороговорок, песен и стихов. Подобранные на определенную фонетическую трудность, они способствуют разработке артикуляционного аппарата и формировании произносительных навыков. Стихи на занятиях по иностранному языку способствует лучшему усвоению языкового материала. Благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания позволяющих увеличить объём и прочность запоминаемого материала, как считает Синькевич Г. С., появляется возможность образно и точно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.
Пример: Закончите стишок подходящими словами.
Goat, goat, give me your…!
Bat, Bat, sit down on my…!
Geese, Geese, have you any…?
Boys, boys, give us your…!
Lily, Lily, don’t be…!
Cock, cock, look at the…!
Следующий вид зарядки можно использовать игру, которая активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и преподавателем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между преподавателем и студентом. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. Приведем пример нескольких игр.
Цель: формирование навыков фонематического слуха. [2]
Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный... или..., обучаемые поднимают левую руку. Если в назван ном слове есть также согласные звуки... или..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
Широкие и узкие гласные.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
Какое слово звучит?
Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий.
Ход игры: обучаемым предлагается набор из 10–20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее:
Вариант 1. Найти в списке слов произнесен ные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.
Вариант 2. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены преподавателем.
Вариант 3. Записать на слух слова, которых нет в списке, и попытаться найти их в словаре, и, если они неизвестны обучаемым, выписать их значения, установить, имелись ли орфографические ошибки при их записи.
Выигрывает тот, кто наиболее качественно выполнил задание.
Также следует для преодоления трудностей, связанных с пониманием иностранной речи, с первых шагов в обучении иностранному языку слушать аудиозаписи или смотреть учебные видеоматериалы.
Исходя из преподавательской практики, для успешного усвоения иноязычного текста следует обратить особое внимание на развитие навыков адекватного восприятия интонации, пауза и логического ударения. Учитывая увлеченность современной молодежи поп-музыкой и зарубежными песнями, можно поддерживать ее интерес к изучению языка и эффективно использовать песенный материал для формирования фонетических и фонационных навыков, что можно считать новым методическим приемом в обучении иностранному языку.
В настоящее время методисты считают, что работа над совершенствованием произношения должна проводиться в течение всего срока обучения.
В обучении произношению при проведении фонетической зарядки оправдал себя аналитико-имитативный подход. Учитывая, что единицей обучения является фраза, учащиеся повторяют пример за учителем или записью. Если студенты не допустили ошибок в произношении, они переходят к работе над следующими примерами.
Можно выделить ряд недостатков на среднем и старшем этапах обучения в связи с тем, что работа над произношением прекращалась, поскольку считалось, что навыки сформированы на начальном этапе, хотя именно этот тип навыков можно считать наиболее подверженным деавтоматизации;
Задача старшего этапа в отношении произношения в принципе не отличается от среднего этапа. Она также состоит в поддержании и совершенствовании слухопроизносительных навыков. Преподаватель не должен снижать требований к произношению учащихся в процессе всей речевой деятельности.
Заключение.
Таким образом, основная задача обучения в неязыковом вузе — сохранение и совершенствование произносительных навыков, что обеспечивается выполнением фонетических зарядок, отработка нового лексико-грамматического материала с позиции фонетики, разработка артикуляционных навыков при чтении вслух, уделяя внимание живой аутентичной речи.
Педагогическое наблюдение показало, что применение методики обучения фонетике и культуре голоса с использованием популярных песен на английском языке способствовало созданию положительного эмоционального фона на занятии, снятию напряженности, интонационное оформление диалогической и монологической речи стало корректным. Наряду с положительной динамикой формирования фонетических навыков, наблюдается улучшение фонационных качеств голоса студентов: речь стала более четкой и эмоционально окрашенной, обогатилась тонами, расширился частотный диапазон, более корректной стала расстановка смыслового ударения и пауз.
Любая порция слов и грамматических явлений может стать поводом для совершенствования произносительных навыков с помощью фонетической зарядки на продвинутом этапе. Важно подчеркнуть при этом следующее: преподаватель не должен снова объяснять артикуляционные и ритмико-интонационные правила, главное — стимулировать студентов к припоминанию правила и подведению под него новой языковой единицы. Этому способствует проведение фонетической зарядки. Эффективность такого подхода еще и в том, что он предполагает усвоение нового в тесной связи со старым, а также постоянную актуализацию всего ранее усвоенного материала.
Литература:
1. Порожняк Н. Ф. Развитие фонетических навыков у студентов неязыковых вузов, Молодой ученый 2014 — № 9
2. Витт Н. В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку //Иностр. языки на неспециальных факультетах. М.: МГПИИЯ, 1971, с.124
3. Добряк С. Н. подборка игр для обучения фонетике английского языка.
4. Любимова Н. А. Фонетический аспект общения на неродном языке. — Л., 1988.