Творческие задания на занятиях по зарубежной литературе как способ повышения интереса к чтению художественных текстов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 30.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Тайбекова, Л. С. Творческие задания на занятиях по зарубежной литературе как способ повышения интереса к чтению художественных текстов / Л. С. Тайбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — URL: https://moluch.ru/archive/551/121268/ (дата обращения: 07.01.2025).



В статье автор предлагает систему творческих заданий, которые можно использовать на занятиях по зарубежной литературе. Подчеркивается роль творческих заданий в обучении литературе. Автор приводит примеры заданий из собственного опыта работы. В конце статьи автор приходит к выводу, что выполнение творческих заданий способствует развитию у студентов креативного мышления и навыков самостоятельной работы.

Ключевые слова: задание, литература, художественный текст, игра, креативность, оценивание, команда.

In the article, the author proposes a system of creative tasks that can be used in foreign literature classes. The role of creative tasks in teaching literature is emphasized. The author gives examples of tasks from her own work experience. At the end of the article, the author concludes that completing creative tasks contributes to the development of students' creative thinking and independent work skills.

Keywords: task, literature, fiction, game, creativity, assessment, team.

Курс «Зарубежная литература XIX– XX веков» имеет большое значение для формирования фундаментальных и прикладных знаний студентов филологического направления. Целью его является знакомство с классическими произведениями зарубежной литературы, с основными тенденциями развития мирового художественного творчества, осознание взаимосвязи культур. Предметом курса является зарубежная литература как культурный феномен, основные этапы и особенности ее исторического развития. Специфика курса предполагает не подробное изучение максимального числа произведений литературы, а знакомство с наиболее крупными явлениями в этой области, вошедшими в мировую сокровищницу художественного творчества. Изучение зарубежной литературы происходит не только на примере рассмотрения конкретных общественно-исторических предпосылок развития национальных литератур, но и в общем контексте эволюции мировой художественной культуры.

Основная проблема, с которой сегодня сталкивается каждый преподаватель, читающий курсы по зарубежной литературе, это нежелание студентов читать художественные тексты.

Нежелание это формируется еще в школе под влиянием следующих факторов. Во-первых, у школьников не вырабатывается привычка к чтению, интерес к познанию через знакомство с художественной литературой.

Во-вторых, (это уже специфика нашего предмета) начитанность текстов по зарубежной литературе к моменту поступления в вуз оказывается почти на нулевом уровне [1, с. 69].

Хотелось бы, чтобы студенты почувствовали интерес к зарубежной литературе XIX– XX веков (а через него, может быть, и к литературе вообще), чтобы они читали тексты заинтересованно, чтобы они поняли: изучение зарубежной литературы очень полезно для профессионального совершенствования будущего учителя-филолога.

Для достижения поставленных целей предлагается пересмотреть систему практических занятий. Занятия, проводимые по традиционной схеме: ответы-вопросы по заранее предложенному плану, заучивание стихотворений наизусть, пересказ художественного текста — в данном случае не являлись эффективной формой оценивания знаний обучающихся, поскольку художественный текст и дополнительную литературу по теме читало небольшое число студентов.

В целях повышения интереса к чтению художественных текстов предлагаем студентам выполнить творческие задания. Творческое задание по литературе ‒ это задание, которое требует от обучающегося не только знания произведения, но и способности к творческому мышлению и самостоятельной работе. Цель такого задания ‒ развитие творческих способностей студентов, углубление их понимания произведения, а также развитие навыков анализа, синтеза и оценки информации. В процессе выполнения творческого задания по литературе обучающийся должен проявить творческий подход к анализу произведения, предложить нестандартное решение поставленной задачи, осуществить самостоятельный поиск информации и использовать креативные методы работы с текстом.

Творческие задания формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся [2, с. 153].

Студентам была предложена система практических занятий, построенная как серия игр, прежде всего, телевизионных. Группа была разбита на подгруппы примерно по 5–6 человек в каждой. Каждой команде было дано задание: прочитать определенное художественное произведение и на его основе создать сценарий телеигры: «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и т. п. На практическом занятии каждая команда разыгрывала свой сценарий, и затем шло обсуждение и оценивание. Оценивание происходило по следующим критериям: уровень использования текста, креативность, умение работать в команде. По каждому критерию группа выставляла команде оценку по 5-ти балльной системе. В оценивании принимали участие все студенты. Другим вариантом игры на занятиях было проведение журналистских расследований. В этом случае команда студентов получала задание: провести журналистское расследование по определенному произведению. В результате расследования должен был быть представлен ответ на заранее сформулированный вопрос. Такие вопросы можно сформулировать по каждому произведению, включенному в программу для обязательного чтения по данному курсу. Студенты готовили план расследования в жанре телевизионной журналистики: «Частное расследование», «Специальный корреспондент» и т. п. Например, на практическом занятии студенты группы РЯЛ-20–4 представили программу «Частное расследование» (Кто убил Жюльена Сореля? — по роману Стендаля «Черное и красное»), демонстрировали итоги расследования, затем шло обсуждение. Критериями для оценивания стали достоверность изложения материала и аргументированность собственной точки зрения. Принцип выставления оценок сохранялся прежний.

Еще одной формой игры было проведение ток-шоу на основе одного из телевизионных образцов: «Пусть говорят», «Закрытый показ» и т. п. Формировались команды по 5–6 человек, делали сценарий шоу на основе одного из произведений, распределяли роли на основе контрастных мнений. На практическом занятии команды представляли свое шоу. Остальная часть группы могла принимать участие в обсуждении проблемы шоу в качестве «зрителей в студии». Так, студенты группы Рял-20–2 представили ток-шоу «Пусть говорят» по повести Ромена Роллана «Кола Брюньон». По окончании шоу задавались вопросы организаторам, устраивалось общее обсуждение увиденного и происходило оценивание.

Большой интерес проявили студенты к такой форме проведения занятий, как судебное заседание. За основу были взяты телевизионные программы типа «Суд идет». Вновь были сформированы команды по 5–6 человек. В состав каждой команды входили: судья, прокурор, адвокат, подсудимый и свидетели. Команды готовили заседание суда по определенному вопросу, исходя из содержания исследуемого произведения. В качестве подсудимых могли быть герои А. де Сент-Экзюпери, Ч. Диккенса, Э. Золя и др. На занятиях студенты проводили заседание суда по делу и выносили приговор. Остальная часть группы высказывала свое мнение об увиденном, задавала вопросы и выставляла оценки в соответствии с уже принятой системой.

Также на занятиях по зарубежной литературе студенты демонстрировали сценки из различных произведений. Например, по роману А. Дюма «Три мушкетера», роману У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», роману Ш. Бронте «Джейн Эйр». Подготовка инсценировок предполагала не только наличие актерских способностей, но и обязательное знание текстов художественных произведений.

Обучающимся предлагалось также выполнить следующие задания: подготовить рекламный проспект, буктрейлер, обложку того или иного произведения, а также организовать литературные гостиные, поэтические баттлы. Например, студенты организовали литературный вечер на тему «Писатели — лауреаты Нобелевской премии» (среди зарубежных писателей 19–20 веков есть несколько лауреатов Нобелевской премии). Или: проведение викторины по творчеству отдельных писателей. С этой целью также формировались команды для проведения мероприятий с последующей их оценкой. Также студентам можно предложить следующие виды творческих заданий: написание продолжения или изменения концовки произведения; создание альтернативной истории главного героя; составление дневника персонажа на протяжении всей повести; написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Учитывая, что по многим произведениям зарубежных авторов были сняты фильмы, можно предложить написание эссе на тему «Зарубежная литература в кинематографе» (сопоставить любое произведение и его экранизацию). Отметим, что это задание студенты выполнили с большим интересом, большинство из них написали эссе по творчеству Оноре де Бальзака, Э. Хемингуэя, Д. Лондона.

Такие задания придают деятельности студентов творческий характер, повышают удельный вес ориентировочно-исследовательских и контрольно-оценочных операций. Студент поставлен в условия эффективного использования приемов переноса и методов научного исследования, проявления интеллектуальной активности, творческой направленности труда. Здесь идет интенсивный процесс осмысления материала и перевода его из объекта познания в средство нового познания [3].

Отметим, что результаты использования творческих заданий оказываются более чем удовлетворительные. Студенты охотно втягиваются в игру. И самое главное, они читают художественные тексты не по обязанности, не по диагонали и не по интернет-ресурсам с кратким изложением. Они открывают для себя возможности художественной литературы в плане повышения уровня профессиональной подготовки и как материала, богатого идеями и формами, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Творческие задания по литературе играют огромную роль в обучении, поскольку они позволяют развивать у студентов креативное мышление, творческие способности, а также умение анализировать и интерпретировать литературные произведения. Это помогает формировать у них комплексные знания и навыки, которые будут полезны в дальнейшей деятельности, а также позволяет заинтересоваться чтением и литературой в целом.

Литература:

  1. Кожевникова С. Н. Проблемы преподавания зарубежной литературы на отделении журналистики //Зарубежная литература в вузе: инновации, методика, проблемы преподавания и изучения: Сборник статей. — Екатеринбург. ‒ 2010. ‒ С.69–73.
  2. Залесова Н. В., Башлыкова А. В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического института. ‒ 2014. № 2. С. 150–155.
  3. Хусаенова, А. А. Применение творческих заданий в учебном процессе / А. А. Хусаенова, Л. М. Насретдинова, А. Х. Газимов, Т. С. Асадуллина. ‒ Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). ‒ Краснодар: Новация, 2017. ‒ С. 62–63. ‒ URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12604/.
Основные термины (генерируются автоматически): Зарубежная литература, задание, студент, команда, литература, произведение, художественный текст, креативное мышление, Нобелевская премия, практическое занятие.


Похожие статьи

Задать вопрос