Художественный текст как дидактическая основа урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 10.07.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Митронова, А. Д. Художественный текст как дидактическая основа урока / А. Д. Митронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/527/116563/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор исследует потенциал художественного текста, как основного материала для урока по иностранному языку.

Знакомство с культурой изучаемого языка является неотъемлемой частью образовательного процесса. В данном случае под словом культура мы понимаем не только набор материальных ценностей того или иного народа, но и совокупность кодов поведения человека, предписывающих ему определенные действия и мысли [1]. Иностранный язык всегда подразумевает знание таких кодов, как культурные традиции народа, условия повседневной жизни, исторические и культурные реалии, история, менталитет, психологическое и эмоциональное состояние, и другие. Именно поэтому важным аспектом изучения иностранного языка является работа с художественными произведениями. Во время изучения художественной литературы другого народа учащиеся узнают о тех культурных кодах, которые лежат в основе языка, и приобретают знания необходимые не только для верной интерпретации текста на иностранном языке, но и для более успешного взаимодействия с представителями культуры как устного, так и письменного. Включение даже небольших фрагментов из прозаических и поэтических иноязычных художественных текстов повышает мотивацию при изучении языка.

Согласно таким отечественным авторам как О. E. Пирогова, И. Г. Морозова использование художественной литературы в качестве одного из основных учебных материалов имеет ряд преимуществ:

  1. Чтение художественной литературы позволяет отойти от стандартизированных учебных текстов и познакомить учащихся с современным аутентичным языком [1].
  2. Работа над художественным текстом позволяет развивать языковые навыки — лексические и грамматические. Позволяет преодолеть языковой барьер, давая учащемуся возможность выражать свое мнение о прочитанном, оценивая ситуации, героев, события. Таким образом, чтение художественного текста стимулирует речевую деятельность [2].
  3. Чтение художественного произведения охватывает лингвострановедческий аспект — дает информацию о социальном, культурном, устройстве иноязычного общества, позволяет расширить общий кругозор учащихся и привить эстетический вкус [1].

Многие зарубежные авторы, которые также являются сторонниками литературы в практике преподавания выделяют множество положительных сторон. Так, например, Berardo S. A., Clanfield L., Meloni, C. F. и Tatsuki, D. H. подчёркивают лингвистическую составляющую художественных произведений, которая может быть полезна в процессе обучения. Являясь аутентичным материалом, литературное произведение содержит в себе множество синтаксических, лексических и грамматических образцов, которые можно использовать в образовательных целях. Следующий плюс по мнению MeloniC. F. и Tatsuki D. H. заключается в стимулировании развития навыков критического мышления, так как литература побуждает учащихся выражать свое мнение и мысли, отстаивать свою точку зрения. Художественные произведения также помогают наладить взаимодействие между обучаемыми, когда прочитанный материал используется для дальнейших дискуссий и обсуждений. С эстетической точки зрения, чтение художественного текста помогает увидеть красоту изучаемого языка в лучшем его проявлении, ознакомиться с описаниями событий, мест, характеров, отношений, написанных лучшими авторами [3].

Стоит также упомянуть, что литературный текст, в зависимости от своей тематики, повышает интерес к определённой теме или проблеме и побуждает к её дальнейшему изучению за рамками учебного процесса [5]. Более того если литературный текст соответствует запросам учащихся это делает процесс обучения более творческим и привлекательным, повышает самооценку студентов.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что добавление литературных произведений в учебную программу по иностранным языкам имеет следующие преимущества: позволяет более глубоко освоить язык на уровне смыслов; способствует увеличению мотивации для изучения языка; эмоционально вовлекает учащихся в процесс чтения, что является необходимым условием для развития инициативной речи, как говорения, так и письма; а также помогает выявить и осознать межкультурные различия.

Согласно известному преподавателю и писателю Линдси Кленфилду (Lindsday Clandfield) существуют три основных подхода к анализу литературных текстов. Первая модель, известная как культурная модель, предполагает рассмотрение литературного текста в качестве источника информации о изучаемой культуре. При этом основное внимание уделяется социальному, политическому и историческому контексту, а также принадлежности текста к определенным литературным течениям и жанрам. Вторая модель, называемая языковой моделью, акцентирует внимание на языковых аспектах при изучении текста.

Здесь особое внимание уделяется лексико-грамматическим структурам или стилистическому анализу, что позволяет осознанно интерпретировать текст и усваивать необходимый материал в процессе работы с текстом. Модель персонального роста ориентирована на учащихся и сам процесс изучения текста. При данном подходе учащимся предлагается выражать свое мнение, описывать собственный опыт, выражать отношение к прочитанному. Данная модель способствует взаимодействию между читателем и текстом, делая изучение языка более запоминающимся, персонифицированным. Эта модель способствует более персонифицированному и запоминающемуся взаимодействию читателя с текстом, делая изучение языка более увлекательным. Возможно чередование или совмещение всех трёх моделей для большей эффективности процесса [3].

Литература играет важную роль в развитии четырех основных видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма. Художественное произведение может быть богатым источником и стимулом для письменной речи, может выступать в качестве как модели для подражания, так и предмета для обсуждения. Когда литературное произведение используется как образец, письменная работа учащихся повторяет стиль, содержание или структуру, выбранного художественного произведения. Однако, когда задание требует критического мышления и большей степени креативности литература может стать предметом для более глубокого анализа и послужить основой для письменного развернутого высказывания учащегося с выражением собственного мнения.

Существует большая вариативность заданий направленных на развитие продуктивных речевых навыков в письменной речи на основе художественного текста. Сюда входят такие задания как: ответ на вопрос по содержанию текста, эссе, сочинения в которых ученики анализируют смысловое или лингвистическое содержание текста.

В большинстве случаев письменные задания выполняются как во время, так и после чтения. Их содержание ориентировано на актуальное обсуждение в классе. Они принимают различные формы, например, вопросы на которые нужно ответить, утверждения, которые нужно обсудить, или темы, в которые нужно углубиться. Задания могут быть более творческими и нестандартными. К таким упражнениям можно отнести: дополнение произведения, изменение сюжета, письмо одному из персонажей. Упражнения, направленные на дополнение к произведению, включают в себя написание воображаемого эпизода или продолжения произведения. Что касается изменения произведения, ученики могут придумывать свои собственные концовки или изменять некоторые эпизоды произведения. Короткие рассказы можно переписать полностью или частично, с точки зрения главного героя, третьего лица или другого персонажа. В письме, адресованному персонажу, ученик может написать давать личный совет о том, как преодолеть ту или иную проблему, как поступить в определённой ситуации [4].

Изучение литературы на уроках иностранного языка, может играть не менее значимую роль и в обучении говорению. Импровизация, ролевая игра, дискуссии и устные групповые задания также могут быть сосредоточены на литературном произведении. Разыгрывание различных сцен предполагает действие учеников в соответствии с заранее прописанным ими текстом. Учащиеся могут создавать собственные творческие тексты, адаптируя их максимально близко к оригиналу. Основываясь на сюжете, ученики могут предположить, что бы сказал тот или иной персонаж, как бы он это сказал.

Обучающимся необходимо внимательно изучить отрывок текста и быть готовыми отвечать на вопросы по содержанию. Задание также может также включать в себя поиск различных идиом и слов, которые позже должны быть использованы в устной речи. Затем студенты репетируют выбранный отрывок со своими партнёрами и разыгрывают его как театральную пьесу. Невербальные знаки также могут проанализированы и использованы в задании. Следующим эффективным вариантом работы с текстом может быть групповая работа. В таком случае каждый ученик ответственен за определенную часть информации, которая будет задействована в обсуждении.

Таким образом все учащиеся будут вовлечены в задание и общение получается более разнонаправленным. Некоторыми из основных видов виды групповой деятельности будут: общая дискуссия в классе, работа в малых группах, панельное обсуждение и дебаты [4]. Все вышеперечисленные виды заданий способствуют успешному развитию продуктивных речевых навыков, так как не только стимулируют творческую активность учеников, но и благодаря своей литературной основе дают необходимые лингвистические и смысловые опоры.

Опираясь на всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что использование художественной литературы в качестве учебного материала помогает студентам, выражать свои мысли, знакомит с особенностями языка, более того, даёт возможность узнать, как язык действительно используется для общения, увидеть, как применяются идиоматические выражения, а также развивает творческое, критическое и аналитическое мышление. Литература — это не только инструмент для развития письменной и устной речи учащихся на иностранном языке, но и средство доступа к культуре изучаемого языка.

Литература:

1. Пирогова О. Е. Чтение художественной литературы как средство формирования языковой личности— Вестник ТвГУ. Серия: Филология (1) 2014, 231–235 с.

2. Морозова И. Г. Использование художественных текстов для формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку в вузах — М.: Просвещение, 2015. — 1–10 с.

3. Clanfield, L. Teaching materials: using literature in the EFL/ESL classroom. [Электронный ресурс]. http://www.onestopenglish.com/methodology/methodology/teaching-materials/teaching-materials-using-literature-in-the-efl/-esl-classroom/146508.article (дата обращения: 28.03.2023).

4. Stern, S. 1991. “An Integrated Approach to Literature in ESL / EFL” in Teaching English as a Second or Foreign Language. ed. Murcia, M. Boston: Heinle & Heinle Publishers. 66 p.

5. Wallace, C. The text, dead or alive: Expanding textual repertoires in the adult ESOL classroom March 2006 Linguistics and Education 17(1): 74–90 pp.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, художественный текст, изучение языка, художественная литература, задание, литературное произведение, литературный текст, текст, учащийся, критическое мышление.


Похожие статьи

Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта

Данная статья посвящена проблеме образования как ведущего механизма присвоения социального опыта. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы.

Социокультурный подход к обучению иностранному языку

В статье автор исследует целесообразность применения социокультурного подхода в области преподавания иностранного языка.

Формирование умения учиться как основная ролевая функция учителя на современном уроке

Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей

В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.

Индивидуальный маршрут развития учителя как инструмент формирования профессиональных компетенций

В данной статье рассматриваются такие ключевые понятия как, профессиональные компетенции учителя, методическое объединение, индивидуальный маршрут развития. В статье мы предлагаем рассмотреть разработку индивидуального маршрута развития, как инструме...

Интеллектуальная интуиция, как метод получения и продуцирования научного знания в высшей школе

Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании

Статья посвящена использованию интерактивных форм обучения для совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении.

Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога

Статья затрагивает проблему доверия в системе психолого-педагогических отношений. Дается теоретический анализ вопроса. Приводятся данные исследования.

Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков

В статьи рассматриваются актуальные проблемы применения компьютерных технологий и достижений в современном образовательном процессе.

Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания

Похожие статьи

Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта

Данная статья посвящена проблеме образования как ведущего механизма присвоения социального опыта. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы.

Социокультурный подход к обучению иностранному языку

В статье автор исследует целесообразность применения социокультурного подхода в области преподавания иностранного языка.

Формирование умения учиться как основная ролевая функция учителя на современном уроке

Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей

В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.

Индивидуальный маршрут развития учителя как инструмент формирования профессиональных компетенций

В данной статье рассматриваются такие ключевые понятия как, профессиональные компетенции учителя, методическое объединение, индивидуальный маршрут развития. В статье мы предлагаем рассмотреть разработку индивидуального маршрута развития, как инструме...

Интеллектуальная интуиция, как метод получения и продуцирования научного знания в высшей школе

Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании

Статья посвящена использованию интерактивных форм обучения для совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении.

Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога

Статья затрагивает проблему доверия в системе психолого-педагогических отношений. Дается теоретический анализ вопроса. Приводятся данные исследования.

Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков

В статьи рассматриваются актуальные проблемы применения компьютерных технологий и достижений в современном образовательном процессе.

Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания

Задать вопрос