Специфика позитивного влияния индивидуального образования и работы тьютора в условиях сельской школы
Измайлова Наталья Витальевна, тьютор
МБОУ «Образовательный комплекс «Озёрки» (Белгородская обл.)
В статье приводятся примеры благотворного влияния индивидуального образования на социализацию школьников в сельской местности. Рассматривается вопрос о целесообразности повсеместного введения такой практики в России, даётся оценка на основе личного опыта. Также статья акцентирует внимание на деталях различий восприятия этой практики детьми из сельского и урбанистического социокультурного ареала.
Вопрос влияния работы тьютора на социализацию школьников и эффективность образовательного процесса вообще изучен достаточно тщательно, особенно зарубежными педагогами. Также рассматривались частные случаи из этого вопроса, такие, например, как влияние компетенций тьютора на организацию электронного обучения [1]. Работы, подобные упомянутой, дают обширный материал для новых исследований педагогов и психологов и, как следствие, для оптимизации образовательного процесса. Поэтому актуальным было бы дополнить имеющиеся материалы рассмотрением вопроса в контексте специфики сельской школы.
Актуальность данного рассмотрения создаётся, в первую очередь, сохранением и в XXI веке характерного для России огромного, многомиллионного слоя сельского населения [2], имеющего свои, особые потребности, в том числе касающиеся сферы школьного образования. Во вторую очередь, проблема имеет педагогический интерес, так как специфика является показательной для многих сложных моментов педагогики и психологии.
Рассмотрим эту специфику в деталях:
- Узость круга общения у детей вместе с усложненностью или невозможностью сменить место жительства и/или коллектив; за счёт этого особое, «деревенское» отношение к собственной репутации у ребёнка, особо выраженное у подростков
- Высокая степень развития личных отношений в населённом пункте и их всеохватность («все друг друга знают, все друг другу дальние родственники») создаёт условия, при которых на учителей и тьюторов ложится бремя дополнительной личной ответственности; также этот фактор создаёт необходимость внесения корректив, свойственных более интимным отношениям, в деловое общение педагогического коллектива и школьников
- Особенно выраженная потребность в друге и помощнике, в одобрении своих действий и достижений со стороны сверстников, в наличии конфиденциального и доброго совета у детей школьного возраста [3]
Конструктивное влияние тьюторской практики наглядно можно увидеть по всем этим пунктам:
- Работа тьютора позволяет одарённому ребёнку, от рождения или волею судьбы оказавшемуся в сельской школе, рассчитывать на профессиональную поддержку даже тогда, когда он не может перебраться в учебное заведение, соответствующее его особым интересам и повышенной обучаемости. Он не теряет мотивацию к учёбе и способен найти себе самореализацию в рамках школьного образования. В определённой мере такое конструктивное направление самореализации также снижает подростковую преступность и агрессию в детских коллективах. С другой стороны, отстающие дети или даже вовсе дети с особенностями развития на селе зачастую вовлекаются в инклюзивное образование даже при отсутствии реального желания их и их родителей к этому. Иными словами, на селе территориальные ограничения практически заставляют вливаться в общий школьный коллектив учащихся те их категории, которые в городе чаще всего оказываются в специальных школах. Без помощи тьютора такое инклюзивное образование было бы крайне губительным и для самооценки, и для мотивации детей, а сельские условия усложняли бы ситуацию неотвратимостью всеобщей дискредитации этих детей среди сверстников. Понятно, что далеко не всегда тьютор способен серьёзно повлиять на учебные успехи отстающих детей и ещё реже имеет достаточно компетенций для эффективной работы с детьми с особенностями развития. Однако это скорее вопрос качества подготовки тьюторов и обеспечения школ тьюторскими кадрами (к актуальности институционализации тьюторства!), чем самой системы; без наличия тьюторской практики в любом случае подготовка отстающих детей на селе шла бы намного хуже.
- На селе тьютор является особым посредником между ребёнком и учителями, позволяет преодолевать дополнительные страхи и вообще стрессовую нагрузку, связанную с личным знакомством всего местного населения с педагогическим коллективом. Он способен показать школьнику наилучшие пути обучения без необходимости травмирующего самодеятельного поиска учителя-помощника. К тому же как правило педагоги в сельской местности в современной России крайне загружены и не имеют ни сил, ни времени на добровольные индивидуальные занятия даже при наличии сочувственного отношения к детям; только тьютор даёт некоторую разгрузку сельской школе. Благодаря тьюторской практике в ней становится возможна стандартная, привычная для городских школ, «официальная» модель общения между учителями и учениками, а более «интимное» общение может быть перенаправлено на отношения тьютор-ученик.
- Грамотно действующий тьютор обеспечивает школьнику защиту от факторов, провоцирующих развитие низкой самооценки, от стрессов, вызванных постоянными переменами в отечественной системе образования (многие сельские дети намного хуже городских переносят эти стрессы из-за особенного, свойственного сельскому менталитету, страха всякого рода инноваций), от клеветы сверстников и других форм детской и подростковой агрессии, которые в сельской школе не только специфически выражены, но и отягощены уже упомянутой выше затруднённостью смены коллектива. Как было сказано выше, при некотором навыке и психологизме тьютор способен стать ребёнку если не верным другом, то подобием старшего брата/сестры, а для детей в сельской местности это более чем актуально. Дело, в первую очередь, состоит в том, что в узком коллективе особенно быстро складываются устойчивые горизонтальные связи, и ребёнку, однажды совершившему ряд действий, считающихся среди его сверстников недостойными, или просто не сумевшему вовремя защитить свой авторитет, а также интроверту или ребёнку, отстающему в учёбе или спорте, очень трудно затем переломить положение вещей. Он нуждается в одобрении своих действий и достижений, но без помощи наставника редко бывает способен понять, в какой сфере мог бы стать успешен и как; родители же редко обладают достаточным знанием о возможностях раскрытия талантов ребёнка в рамках учебных программ, факультативных занятий и спортивных кружков школы, а на селе ещё и зачастую (и чаще, чем в городе) бывают слишком загружены и по иным причинам не мотивированы заниматься наставничеством над школьной самореализацией ребёнка. Конфиденциальность помощи ребёнку также является особо актуальной в сельской школе: многие дети боятся родительских собраний и публичной оценки своих достоинств и недостатков, касающихся школы. И именно тьютор не является человеком, который учит всех и сразу, а значит, если и делает сравнение между учениками, то это сравнение не является столь явным, как при не-индивидуальных занятиях. Поэтому индивидуальная работа с тьютором для многих детей является не только наиболее эффективным, но и наиболее комфортным и желанным видом взаимодействия с учебными материалами и программами.
Резюмируя, отметим, что комплексное синергическое взаимодействие этих влияний создаёт целый педагогический «микроклимат», настоящую новую традицию сельского тьюторства, благодаря которым становится возможным выведение школьного образования в сельской местности на качественно новый уровень.
Все примеры и суждения о конструктивном влиянии, рассмотренные выше в отдельных пунктах, основаны на личном опыте работы в сельской школе по методикам индивидуализации и посреднического действия [4] [5].
Итак, можно увидеть, что недавнее повсеместное введение в России тьюторской практики было полностью оправданным как минимум для сельских школ. Мы считаем даже, что, возможно, внедрение этой практики в конце XX века было ещё более актуальным и если бы оно произошло тогда, то теперь бы многие проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и учащиеся в сельской местности, уже не существовали. Теперь же необходимо актуализировать тему тьюторства для дальнейшего развития единого педагогического пространства нового типа и институционализации тьюторства (создания качественного высшего образования для подготовки тьюторов и комплексного кадрового обеспечения специально обученными людьми всех государственных учреждений школьного образования).
Также видно, что одним из самых удобных показательных полигонов для педагогических исследований тьюторства в России является именно сельская школа. Мы надеемся, что эта статья послужит мотивацией особенно для психологов, ищущих актуальные темы для новых работ. Небольшие коллективы, глубина личных отношений и специфика детской и подростковой среды делают все проблемы, которые должен решать тьютор в процессе педагогической деятельности, более острыми и, следовательно, подверженными рассмотрению профессиональными психологами с помощью соответствующих методик.
Мы рассмотрели влияние индивидуального образования на социализацию школьников в сельской местности и общую эффективность педагогического сопровождения, и, соответственно, целесообразности введения тьюторской практики и дальнейшей институционализации тьюторства в Российской Федерации. Было бы очень желательным рассмотреть данные вопросы подробно и с приведением большого объёма данных в отдельных трудах; эта статья является не более чем кратким обзором и свидетельством актуальности темы.
Литература:
- Леган М. В. Влияние компетенций тьютора на качество дистанционного обучения / Леган М. В., Яцевич Т. А. // Международная научно-практическая конференция «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» («ИТО-Томск-2010»): сб. материалов конф. (ИТО-Томск-2010)», 23–24 марта 2010 г. — Томск, 2010. — С. 302–304.
- Всероссийская перепись населения; Том 1. Численность и размещение населения; Раздел I. Численность населения субъектов Российской Федерации по административно-территориальным единицам — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 23.06.2016)
- Митичева Т. И., Максимова А. А. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 198–200.
- Эльконин Б. Д. Поле и задачи посреднического действия — URL: http://www.thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/teoriya-i-istoriya/131-pole-i-zadachi-posrednicheskogo-dejstviya.html (даты обращения: июнь 2016)
- Волошина Е. А. Средства педагога в технологии индивидуализации — URL: http://www.thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/tyutorstvo-v-nachalnoj-shkole/173-sredstva-pedagoga-v-tekhnologii-individualizatsii.html (даты обращения: июнь 2016)