Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Деятельность классного руководителя в сельской школе

Научный руководитель
Педагогика
21.12.2025
1
Поделиться
Аннотация
Классный руководитель в сельской школе играет особенно важную роль в жизни обучающихся. Он не только занимается организацией учебного процесса, но и помогает детям адаптироваться к сельской жизни, развивает их социальные навыки и самооценку. Классный руководитель проводит воспитательные мероприятия, организует внеклассные мероприятия, помогает обучающимся в решении личных проблем. Он также поддерживает контакт с родителями и сельским сообществом, содействуя взаимодействию школы с окружающим миром. Важно, чтобы классный руководитель был дружелюбным, отзывчивым и понимающим, чтобы дети чувствовали себя комфортно и защищенно в школе. В данной статье мы раскрываем социальную значимость сельской школы, рассматриваем особенности организации в ней воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников, специфичность воспитательной работы в сельских школах.
Библиографическое описание
Алфёрова, С. Н. Деятельность классного руководителя в сельской школе / С. Н. Алфёрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/archive/602/131827.


A class teacher in a rural school plays a particularly important role in the lives of students. In addition to organizing the educational process, the class teacher helps students adapt to rural life, develops their social skills, and boosts their self-esteem. The class teacher also organizes extracurricular activities, conducts educational sessions, and provides support to students in dealing with personal issues. Additionally, the class teacher maintains contact with parents and the local community, facilitating the school's interaction with the outside world. It is crucial for the class teacher to be friendly, compassionate, and understanding, ensuring that students feel comfortable and secure in the school environment. In this article, we explore the social significance of rural schools, the specific features of the educational process and extracurricular activities in rural schools, and the challenges of teaching in rural schools.

Keywords: rural school, educational process, educational work, extracurricular activities, educational process, junior schoolchildren, digital technologies.

Деятельность классного руководителя в сельской школе представляет собой важный аспект образовательного процесса, который требует особого внимания и глубокого анализа. В условиях современного общества, когда образовательные учреждения сталкиваются с различными вызовами и изменениями, роль классного руководителя становится особенно значимой. Классный руководитель не только выполняет функции организатора учебного процесса, но и является связующим звеном между обучающимися, их родителями и педагогическим коллективом. В сельской школе, где специфика образовательного процесса может значительно отличаться от городской, эта роль приобретает особую значимость.

Сельская школа, как место обучения и воспитания, сталкивается с уникальными проблемами, которые требуют креативных и эффективных решений. Ограниченные ресурсы, недостаток квалифицированных кадров, а также особенности культурной и социальной среды оказывают значительное влияние на организацию образовательного процесса. В этих условиях классный руководитель становится не только педагогом, но и социальным работником, психологом и даже медиатором, способствующим разрешению конфликтов и налаживанию взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.

Организационно-педагогическая работа классного руководителя в сельской школе включает в себя множество аспектов, таких как планирование и проведение внеклассных мероприятий, работа с родителями, организация учебного процесса и создание комфортной атмосферы в классе. Важно отметить, что в сельской школе классный руководитель зачастую выполняет множество функций, которые в городской школе могут быть распределены между различными специалистами. Это требует от него высокой степени профессионализма, умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и находить оптимальные решения в сложных ситуациях.

Однако, несмотря на значимость этой роли, деятельность классного руководителя в сельской школе не лишена проблем. Одной из главных трудностей является недостаток ресурсов, что ограничивает возможности для реализации различных проектов и инициатив. Кроме того, в сельской местности может наблюдаться низкий уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс, что также негативно сказывается на результате работы классного руководителя. Важно понимать, что эти проблемы не являются исключительно локальными, они могут быть связаны с более широкими социальными и экономическими процессами, происходящими в стране.

Учителя сельских школ несут дополнительную ответственность. Они часто становятся для обучающихся единственным положительным примером, так как родители могут быть малообразованными, занятыми хозяйством или иметь вредные привычки. В этом случае сельский учитель становится символом веры, надежды, любви и мудрости.

Школа в сельской местности — это второй дом для детей и учителей. Педагоги стремятся стать для школьников не только воспитателями и наставниками, но и близкими людьми, готовыми разделить с ними радости и невзгоды [1].

Е. В. Тетенькина считает, что у классного руководителя в сельской местности есть свои преимущества: все знают друг друга, есть связь с учителем начальных классов, что обеспечивает преемственность воспитательной работы, и работа с родителями строится эффективно [2].

Воспитательный потенциал семьи и семейные традиции играют важную роль в развитии детей. В наших школах мало обучающихся в классах, что позволяет уделять больше внимания каждому ребенку. Однако есть и сложности: многие родители не заинтересованы в образовании своих детей, а материальное положение семей часто невысокое.

В сельской местности на детей сильно влияет общество. Каждый ребенок находится на виду у односельчан и общественности. Это может быть как положительным, так и отрицательным фактором. Люди часто оценивают поступки детей через призму отношения к их родителям. Например, от детей пьющих родителей односельчане не ждут добрых дел. Если же такие поступки случаются, их воспринимают с недоверием, что отталкивает детей, и так обделенных родительской любовью, от общения с жителями села. Наоборот, если родители уважаемы в селе, это отражается и на их детях. Но жизнь показывает, что не всегда общественные штампы работают. К счастью, есть случаи, когда дети из неблагополучных семей становятся успешными людьми, особенно если в детстве они общаются с достойными сверстниками и посещают кружки и секции (здесь роль школы очень важна). Однако есть и негативные примеры, когда в благополучных семьях дети совершают плохие поступки. В современных условиях классный руководитель должен внимательно относиться к каждому ребенку, знать его интересы и предвидеть возможные намерения.

Сельским учителям важно наладить контакт с семьями обучающихся. «Вхождение» в семью — это не просто необходимость, а ключевое условие, отвечающее всем родительским ожиданиям. Родители хотят видеть в наставнике не просто учителя, а человека, которому можно доверить самое ценное — своих детей. Поэтому нужно искать новые подходы к сотрудничеству с родителями, менять содержание и формы взаимодействия с семьей [3].

Чтобы родители стали примером для своих детей, иногда приходится проводить с ними индивидуальные беседы. Я часто говорю родителям: «Гордость за своих родителей — это моральный фундамент для развития личности ребенка. Стыд за родителей — это груз на сердце, который мешает ребенку расти».

Особенно сложно работать с опекунскими семьями и семьями, где родители уезжают в города на заработки, не найдя достойной работы в селе. Опекунами чаще всего становятся бабушки, которые заменяют детям отсутствующих родителей. Между поколениями возникает пропасть из-за разницы в возрасте, взглядах и идеалах. Особенно это заметно сейчас, когда родители выросли в социалистическом обществе, а дети живут в условиях, похожих на западное, капиталистическое общество. Пожилым людям нужно объяснять, что современная молодежь отличается от прежней, и старые методы воспитания не всегда подходят. А детям важно объяснять, что к советам старших нужно прислушиваться, что бабушки никогда не желают плохого, их нужно любить, уважать и помогать им [2].

К сожалению, за последние десять лет исследователи перестали уделять внимание деятельности классного руководителя по трудовому воспитанию школьников. Более того, по признанию министра образования России С. С. Кравцова, «последние восемь лет воспитательная работа в школе практически отсутствовала. Сегодня министерство начинает ее возрождать». Разносторонняя трудовая деятельность позволяет включать ученика в современную жизнь. Новая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, отчетливо обнаруживает существенные изъяны в практике трудового воспитания учащихся.

Анализ профессионального становления современных выпускников средней школы свидетельствует о существенных пробелах в их трудовой подготовке, прежде всего в недостаточной сформированности в их сознании целостной картины современного производства, раскрывающей единство его научно-технических, организационно-управленческих, социально-экономических основ. Выпускники средней школы оказываются слабо подготовленными к «переносу» теоретических знаний в производственные ситуации, не владеют в должной мере такими интеллектуальными компонентами трудовой деятельности, как: обоснование предстоящих технологических операций, оценка их экономической целесообразности, не обладают опытом коллективной деятельности в условиях функционального взаимодействия с партнерами по труду, творческим подходом к решению технических и организационно-трудовых задач. Вследствие этого выпускники школ испытывают затруднения при необходимости самостоятельно ориентироваться в производственных ситуациях, использовать достижения науки в целях рационализации труда и повышения его производительности, участвовать в важнейших хозяйственно-экономических мероприятиях (внедрение новых форм организации производства, снижение себестоимости продукции, повышение фондоотдачи оборудования и др.). Слабая практическая подготовленность к коренным преобразованиям в экономике усугубляется недостаточной нравственно-психологической подготовленностью выпускников к современной профессионально-трудовой деятельности, что проявляется в низком уровне профессиональных интересов, прежде всего в сфере массовых производственных специальностей, мотивов общественного долга и ответственности, недостаточной социальной зрелости при соотнесении личных и общественных интересов в процессе коллективной и индивидуальной трудовой деятельности и др.

В условиях же школы на трудовую подготовку обучающихся сильно повлияло закрытие учебно-производственных комбинатов, прекращение деятельности ученических производственных бригад, детских юношеских организаций, сыгравших огромную роль в трудовом воспитании школьников. К тому же количество часов, отведенных на трудовое обучение подростков, в последние годы снизили до минимума — одного часа в неделю.

В трудовом воспитании огромная роль принадлежит сельской школе, где сегодня обучается более половины обучающихся страны. Школа на селе является центром воспитательной работы, главным фактором трудового, нравственного, эстетического, экономического, экологического, физического воспитания обучающихся. Состояние и уровень работы сельской общеобразовательной школы существенно влияют на социальное развитие села, закрепление в нем молодежи, повышение культурного уровня сельского населения, решение демографических проблем в деревне. Современная сельская школа — основной резерв пополнения сельскохозяйственного производства кадрами (агрономами, животноводами, овощеводами, ветеринарами, фермерами и т. д.). От ее работы зависит будущее села, страны.

Анализ массового опыта показывает, что многие классные руководители не ведут целенаправленную воспитательную работу по подготовке обучающихся к труду, ограничиваются проведением отдельных просветительских мероприятий, не координируют деятельность учителей, родительской общественности в этом вопросе. Констатирующий эксперимент, проведенный в сельских школах, показал, что у 49 % старшеклассников отношение к труду безразличное, у 18 % выражено негативное отношение, и только у 16 % обучающихся сформирована потребность в труде, 17 % — подготовлены к активной трудовой деятельности.

Изменившиеся реалии современной жизни на селе и перемены в системе трудовой подготовки требуют коренного обновления отношений между учителями, обучающимися, их родителями в образовательном процессе.

Изучение организации воспитательного процесса в сельских школах показало, что взаимодействие разновозрастных детей несет стихийное, нерегулируемый характер, что снижает воспитательную эффективность. В связи с этим необходимо продумать содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста в учебное и внеучебное время.

Временные и постоянные разновозрастные группы могут возникать при проведении разновозрастных занятий, так как нецелесообразно и неэффективно проведение некоторых уроков по классам (физическая культура, труд, музыка). Основанием для таких уроков может быть изучение одинаковых тем, но с разным уровнем сложности в старших и младших классах.

Большим воспитательным потенциалом располагают объединения типа: кружки, секции, творческие коллективы. Целесообразно создание и разновозрастных объединений в ходе подготовки и проведение школьных дел.

Особенностью организации воспитательного процесса является возможность более гибкого построения режима работы школы, стираются грани между учебной и внеучебной деятельности, например проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий на природе.

Нужно отметить, что ФГОС общего образования отводит важное место внеурочной деятельности. Так как малочисленные школы часто расположены удаленно от районных и культурных центров, поэтому здесь существует проблема организации внеурочной деятельности детей. Это связано с отсутствием специальной базы и педагогов дополнительного образования. Здесь школа является центром в организации дополнительного образования, поэтому она ощущает потребность в поиске вариантов их организации, не рассчитывая на финансирование. В связи с этим можно рассмотреть несколько вариантов организации внеурочной деятельности в селе.

Первый вариант — создать материально-ресурсный центр на базе одной из сельских школ для организации внеурочной деятельности для детей ближайших школ.

Второй вариант — организация внеурочной деятельности по единой программе на базе опорной школы или всех школ в зависимости от ресурсов и социума села.

Третий вариант — привлечение родителей и жителей села для организации внеурочной деятельности села. Данный вариант подходит для удалённых от культурно-образовательных центров и других школ, вынужденных рассчитывать только на себя. Часто в таких школах работают около десятка учителей, и нет специалистов для организации разносторонней внеурочной деятельности.

В этом случае возможны следующие построения внеурочной деятельности:

— проведение различных общешкольных мероприятий, охватывающих всех детей и предоставляющих возможность обучающимся участвовать в различных видах внеурочной деятельности на этапе подготовке и проведения мероприятия;

— создание творческого коллектива, при наличии педагога-специалиста, местного умельца, заинтересованного человека, объединяющего обучающихся, возможно, и местных жителей в творческую деятельность;

— проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

— создание детско-общественной организации, которая включает детей в различные виды деятельности;

— организации внеурочной деятельности через общешкольные дела, кружки, организованные учителями, жителями, родителями.

Поскольку центром воспитательной работой в селе является школа, то включение детей педагогическим коллективом в социально значимую деятельность выше, чем в городе. Отсюда возрастает ответственность педагога. В зависимости от психологической атмосферы школы и профессионализма педагогов, есть возможность в создании хороших сельских школ, отличающихся традициями и имеющее свое лицо.

Литература:

  1. Алымова Н. А. Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы / Н.А Алымова, Н. А. Белибихина. — Волгоград: Учитель, 2023.
  2. Рожков М. И. Теория и методика воспитания. — М.: Издательство Юрайт, 2021
  3. Тетенькина Е. В., Логвинович Г. Е., Платунова Н. Н. Обобщение педагогического опыта по теме «Интерактивный педагог» (внедрение ФГОС через разработку методического пособия) // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. — 2016. — № 42. — ART 133782. — URL: http://www.kids.covenok.ru/133782.htm — Гос. рег. Эл No ФС77–55136. — ISSN: 2307–9282.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 124-127):
Часть 2 (стр. 69-143)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 124-127стр. 143

Молодой учёный