Правовая грамотность подросткового населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исагалиева, А. С. Правовая грамотность подросткового населения / А. С. Исагалиева, Л. И. Зулькорнеева, Ю. Г. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 609-615. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15176/ (дата обращения: 17.12.2024).

Ключевые слова: правовая грамотность, правовое просвещение, социальные институты, правоспособность, конституционные права

 

Key words: legal literacy, legal education, social institutions, legal capacity, constitutional rights

 

Будущее нашего государства, как и мира в целом, зависит от молодого поколения, которое еще не до конца осознает этого. На данный момент, юные граждане, не достигшие совершеннолетия, являются одной из самых незащищенных социальных групп общества, которая еще не в силах полноценно отстаивать свои права. Важность и необходимость особой юридической защиты несовершеннолетних (лицо в возрасте до 18 лет) связана с тем, что ребенок в связи с его умственной и физической незрелостью нуждается в помощи и поддержке взрослых. Кроме того, дети постоянно проверяют как свои возможности, так и возможности окружающего их мира, и кто как ни подготовленный взрослый в нужный час сможет подсказать, что можно, а что нельзя делать, какие права и обязанности появляются с взрослением, какая наступает ответственность за нарушение установленных в обществе правил. К тому же, развитие гражданского общества зависит от правовой культуры населения, особенно это касается молодого поколения, от которого и зависит будущее нашей страны. Несмотря на развитость современных информационных технологий, сегодня остается актуальной проблема слабой правовой информированности и правовой безграмотности молодежи [1, с. 56]. Незнание и неуважение законов, не владение элементарными знаниями о своих конституционных правах и, отсюда, неумение их отстаивать и защищать — все это приводит к негативным последствиям (недоверие к власти, социальная напряженность и т. д.).

В связи с актуальностью проблемы правовой просвещенности подростков, автором было проведено социологическое исследование, главная цель которого заключалась в изучении уровня осведомленности подростков города Астрахани о своих правах и обязанностях. В ходе данного социологического исследования было опрошено 397 подростков возраста от 14 до 17 лет (Таблица 1), из них 47,6 % юношей и 52,4 % девушек. Это школьники 8, 9 и 10-х классов города Астрахани.

На вводный вопрос анкеты о том, кто, по мнению подростков, согласно законодательству РФ считается ребенком, респонденты ответили следующим образом (Рисунок 1). Лишь чуть больше половины опрошенных — 50,6 % — ответили верно (ребенком является лицо, не достигшее 18 лет). Остальные 49,4 % дали неверные ответы. 17,4 % полагают, что ребенком в нашей стране считается человек, не достигший 16 лет, а 32 % — 14 лет.

Рис. 1. Мнение респондентов о возрасте, при достижении которого наступает совершеннолетие

 

Результаты исследования показали, что подростки не очень хорошо знакомы с социальными институтами, защищающими права несовершеннолетних (Рисунок 2). Так, институт родительства был назван 58,9 % респондентов, органы государственной власти РФ — 43,1 %, педагогические и социальные работники — 14,4 % и медицинских работников и психологов назвали лишь 4 % опрошенных.

Рис. 2. Социальные институты, защищающие права несовершеннолетних

 

Большая часть опрошенных подростков знают, с какого момента несовершеннолетние обладают правоспособностью (Рисунок 3). 68,5 % респондентов ответили верно, правоспособность человека наступает с момента его рождения, и 31,5 % ответили иначе (с 14 лет — 12,8 %, с 16 лет — 9,6 % и с 18–9,1 %).

Рис. 3. Момент, с которого, по мнению респондентов, наступает правоспособность

 

В тоже время, подростки не до конца осведомлены о том, с какого возраста наступает полная дееспособность (Рисунок 4). То, что она наступает во всех предложенных в анкете вариантах, знают лишь 22,9 % респондентов. 38,8 % ответили, что дееспособность наступает лишь со вступления человека в совершеннолетие, 33,5 % — при законном объявлении несовершеннолетнего лица полностью дееспособным. И только 4,8 % опрошенных знают, что дееспособность также наступает при предусмотренном законом вступлении в брак.

Рис. 4. Условия наступления полной дееспособности

 

Согласно результатам исследования, подростки г. Астрахани не очень хорошо знаю свои права (Рисунок 5). 84,6 % знают, что с момента рождения любой гражданин РФ обладает правом на имя, фамилию и гражданство, 63,7 % — что несовершеннолетние имеют права на защиту личного достоинства и законных интересов. Наконец, чуть более половины опрошенных знают, что имеют право на защиту от экономической эксплуатации (51,4 %) и на свободу выражения мнения (54,9 %). При этом, 1 % респондентов ответили, что несовершеннолетние имеют право на приобретение алкогольных и табачных изделий.

Рис. 5. Осведомленность подростков о своих правах

 

Со своими обязанностями подростки знакомы лучше (Рисунок 6). 87,9 % несовершеннолетних знают, что каждый несовершеннолетний обязан получить основное среднее образование. 49,1 % знакомы с тем, что несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе. А 3 % опрошенных думают, что уплата налогов и трудовая деятельность тоже являются обязанностями несовершеннолетних, что таковым не является. В качестве своего ответа, 0,9 % респондентов отметили обязанность быть законопослушными гражданами.

Рис. 6. Осведомленность несовершеннолетних о своих обязанностях

 

Результаты опроса показали, что подростки не знают, во сколько лет они начинают нести административную ответственность. Более половины опрошенных — 61 % — ответили неверно (52,6 % ответили, что административная ответственность наступает с 14 лет, а 8,4 % — что несовершеннолетние вообще не несут административной ответственности). Только 39 % знают, что несовершеннолетние несут административную ответственность с наступления 16 лет (Рисунок 7).

Рис. 7. Возраст, с которого наступает административная ответственность

 

На открытый вопрос, касающийся того, куда можно обратиться в случае нарушения прав несовершеннолетних, около трети опрошенных ответили, что не знают — 35,8 %. Четверть респондентов написали в ответе, что нужно обращаться в полицию (25 %), 19 % указали суд, и лишь 6 % — к уполномоченному по делам несовершеннолетних (Рисунок 8).

Рис. 9. Инстанции, куда несовершеннолетние обращаются в случае нарушения их прав

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные результаты социологического исследования, нельзя назвать положительными, так как большая часть несовершеннолетних граждан города Астрахани, к сожалению, плохо знакомы с положениями о своих правах. Более того, молодые люди не знают социальные институты, которые должны защищать их права, а это, в свою очередь, означает, что в случае нарушения их прав они окажутся беззащитными. Сложившая ситуация показывает, что проблему правовой безграмотности подростков необходимо решать, а для этого необходимо как можно более серьезно подойти к ее решению. Исследования по данной проблеме показали, что вести работу, направленную на сокращение уровня правовой безграмотности молодежи, нужно совместно с государством, школой, родителями и правоохранительными органами в частности.

 

Литература:

 

1.      Ясюкова Л. А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 167 с.

2.      Гулевич О. А. Структура правосознания и поведение в правовой сфере // Психологические исследования. — 2009. — № 5 (7).

Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, Рисунок, случай нарушения, институт, мнение респондентов, молодое поколение, обязанность, подросток, полная дееспособность, правовая безграмотность молодежи.


Похожие статьи

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Конституционно-правовая защита права на предпринимательскую деятельность

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Правовое регулирование общественных и некоммерческих организаций в Республике Казахстан

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Актуальные вопросы административно-правовой защиты несовершеннолетних

Правовое воспитание учеников подросткового возраста в различных видах деятельности

В данной статье представлены факторы, влияющие на формирование юридических понятий у учащихся средних специальных учебных заведений, приведены первичные эмпирические данные полученные в результате настоящего исследования.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Похожие статьи

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Конституционно-правовая защита права на предпринимательскую деятельность

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Правовое регулирование общественных и некоммерческих организаций в Республике Казахстан

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Актуальные вопросы административно-правовой защиты несовершеннолетних

Правовое воспитание учеников подросткового возраста в различных видах деятельности

В данной статье представлены факторы, влияющие на формирование юридических понятий у учащихся средних специальных учебных заведений, приведены первичные эмпирические данные полученные в результате настоящего исследования.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Задать вопрос