Ключевые слова: РФ, административная ответственность, Российская Федерация, родитель, административно-правовая защита, российское законодательство.
Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена множеством факторов. Во-первых, несовершеннолетние являются одной из самых незащищённых категорий граждан. Во-вторых, исходя из особенностей возраста, их психологические и моральные установки ещё непрочны, они подвержены влиянию со стороны взрослых, что и способствует их вовлечению в совершение противоправных действий. В-третьих, об актуальности заявленной темы свидетельствуют и данные официальной статистики. Каждый год больше ста пятидесяти тысяч несовершеннолетних детей сбегают из дома из-за побоев, невнимания родителей и негативной обстановки в семье. Как правило, виновными в уходе детей из дома являются родители (или один их них примерно 95 % случаев), при этом больше 80 % этих родителей являются биологическими. Ещё более удивительным является то, что матери виноваты больше, чем в половине таких кризисных ситуаций. Как правило, эти родители сами росли в неблагополучной социальной обстановке, являются бывшими воспитанниками детских домов [5].
Также актуальность выбранной темы, обусловлена всё большей имплементацией международных норм в российское законодательство.
Кроме того, влияние на реализацию административно-правового статуса несовершеннолетних оказывают и происходящие социально-экономические условия. Не секрет, что за 2015–2017 годы наша страна пережила финансовый кризис и его последствия, а это, в свою очередь, повлекло увеличение количества рабочего времени у родителей в благополучных семьях, что увеличило риск для ребёнка, которому не хватает родительского внимания.
Абсолютно верно, что полноценное развитие несовершеннолетних, охрана и поддержание их прав, свобод и интересов, должны быть включены в область повышенного внимания страны и общества. При всём этом, более верным будет то, что не одни только дети испытываю необходимость в охране и защите, к огорчению, в текущее время всё чаще возникают такие ситуации, когда государство и общество в лице отдельных граждан нуждаются в охране от самих несовершеннолетних. Поведение детей, которое характеризуется отклонением от общепринятых принятых моральных, а также и законодательных норм, оцениваемое как девиантное, может поставить под угрозу не лишь моральное и физическое здоровье самих несовершеннолетних (к примеру, аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки), но и также безопасность окружающих их граждан и общественно важные объекты вещественного мира (антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные незаконные и проч. поступки).
Любое государство, беспокоясь о своем будущем, считает одной из своих задач заботу о подрастающем поколении. Российская Федерация не является в данном отношении исключением. В очередной раз продемонстрировано это в ежегодном Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию РФ [6].
В то же время, оказывая поддержку семье, государство не может и не должно брать на себя обязанность, лежащую на родителях, если последние живы. «Забота о детях, их воспитании, — провозглашает ч. 2 ст. 38 Конституции РФ [1], — равное право и обязанность родителей». А согласно ст. 80 и ст. 85 Семейного кодекса Российской Федерации [2] родители должны содержать своих несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.
Будучи гарантом реализации права каждого ребёнка на получение содержания от родителей, государство должно в некоторых случаях в принудительном порядке заставлять безответственных родителей исполнять корреспондирующую указанному праву обязанность. В этих целях существует судебный порядок взимания алиментов на содержание несовершеннолетних либо совершеннолетних, но нетрудоспособных детей с их родителей.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» [3] детство признаётся одним из самых важных этапов жизни любого человека.
Сейчас можно выделить следующие проблемы в области правового регулирования мер административно-правовой защиты несовершеннолетних:
– несоответствие между настоящим положением детей в современной России и действующими нормативными актами, которые закрепляют и гарантируют их права и законные интересы;
– высокий уровень общественной опасности посягательств в отношении несовершеннолетних, их распространённость и при этом, значительная латентность;
– необходимость усовершенствования административного законодательства в сфере защиты несовершеннолетних от различных противоправных посягательств;
– и, как следствие, потребность в выработке мер по созданию средств административно-правовой защиты.
Проблема защиты прав ребёнка всегда стояла и стоит особо остро, в том числе, и в случае защиты при помощи административно-правовых средств. Приходится констатировать, что нарушения прав человека вообще, и несовершеннолетних в частности, весьма распространены в современной России. Механизмы защиты прав ребёнка помимо средств их обеспечения, включают также условия, при которых существует возможность эффективно защищать права и свободы человека административно-правовыми средствами.
Проблемы административно-правовой охраны интересов несовершеннолетних очень долго не становились предметом специального, самостоятельного и подробного изучения, в отличие от проблем преступности несовершеннолетних. Большая часть исследований по интересующей нас тематике была проведена во время подготовки и обсуждения проекта современного КоАП РФ. Но специальная разработка коснулась только отдельных аспектов, а комплексно проблема не была исследована. Кроме того, некоторые вопросы не были подвергнуты научному анализу. Это создаёт трудности для правоприменительной деятельности и мешает организации действенного противодействия правонарушений в отношении несовершеннолетних.
Проблемы участия несовершеннолетних в деликтных правооотношениях были предметом множества отраслей отечественного права.
Под административной деликтностью понимается негативное социальное явление, которое исторически изменчиво и неуправляемо. В настоящее время и в перспективе его не получится полностью устранить, однако, имеются средства, которые позволят заблокировать её развитие, ослабить воздействие этого отрицательного фактора, в том числе не допустить дальнейший рост и даже сократить [4, с.167].
Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет обладает множественными собственными специфическими характеристиками, отражающими особенности физиологического и психологического развития несовершеннолетних. Как стандартные институциональные особенности административной ответственности несовершеннолетних граждан можно назвать следующие:
1) если правонарушение совершено лицом, которое не достигло 16 лет, то наказание могут нести их представители (см. ст. 20.22 КоАП РФ);
2) если речь идёт о несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, то КоАП РФ предусматривает несколько исключений при назначении административных наказаний (см. ст. 3.9 КоАП РФ);
3) в отношении административной ответственности несовершеннолетних положения ст. 1.3 КоАП РФ получают своё выражение в ряде правовых актов РФ, в частности в ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», предусматривающих формирование базовых органов административной юрисдикции для несовершеннолетних правонарушителей — комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КНДиЗП);
4) применять меры административной ответственности к несовершеннолетним преимущественно вправе только КНДиЗП;
5) так как большая часть дел об административных правонарушениях с участием несовершеннолетних отнесена к подведомственности КНДиЗП, то, в соответствии с положениями КоАП РФ (глава 3) к несовершеннолетним обычно применяются такие меры административного наказания, как предупреждение и административный штраф;
6) относительно несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, то процессуальный порядок привлечения к административной ответственности в большей части случаев будет внесудебным, в связи с тем, что он производится органами специальной юрисдикции (КНДиЗП).
Помимо вышеуказанных чётко нормативно-определённых особенностей, во время привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, российским законодательством определено следующее:
– в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ не достижение возраста 18 лет служит обстоятельством, которое смягчает административную ответственность;
– с учётом конкретных обстоятельств дела и данных о несовершеннолетнем лице, суд либо уполномоченное должностное лицо и орган, такое лицо может освободить от административной ответственности, если к нему будет применена мера воздействия, предусмотренная федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних;
– административная ответственность несовершеннолетних преследует цель воспитания нарушителя при помощи убеждения и порицания, другими словами, путём применения морально-нравственных способов влияния.
Отрицательные стороны поведения детей могут быть обоснованы различными причинами, к примеру, такими как: втянутость в незаконные образования либо группы с ярко выраженной подростковой подкультурой; реакции на сложные происшествия жизни; рвение к независимости и т. д., что влечёт развитие социальной отчуждённости несовершеннолетних. Любое из перечисленных качеств отклоняющегося поведения служат причинами и основаниями нарушения норм законодательных установлений, иными словами, для совершения правонарушений, которые посягают на ценностные базы общества.
Проблемы роли детей в противоправных отношениях представляются изолированными частями предметов некоторых отраслей отечественного права. Такое положение полностью обоснованно по причине психической и физиологической незрелости, также недостающего осознания и познания социальных норм (в том числе и законодательных), что, с одной стороны, делает детей более уязвимыми и незащищёнными, а с иной — лишает их осторожности, делает зависимыми от представления ровесников, подталкивает к чрезмерно сильным чувственным реакциям.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08 дек. 1995г. // Рос. газ. — № 261–17.11.2017.
3. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Российская газета. — 2016. — № 298. — 30 декабря.
4. Административное право России: учебник для вузов / под ред. Д. Н. Бахраха. — М.: Эксмо, 2015. — 481 с.
5. Дубатовка Л. Н. Актуальные вопросы совершенствования правового механизма изъятия ребёнка из семьи // Гуманитарные научные исследования. — 2015. — № 1. — С.93.
6. Послание Президента Федеральному Собранию РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: www.kremlin.ru/events/president/news/50864. (10.07.2019)