В статье рассмотрены основные особенности уголовно-правовой охраны прав несовершеннолетних. Сделан вывод, что законодательство Российской Федерации устанавливает правовое регулирование в данной сфере, направленное на достижение максимально высоких стандартов защиты прав несовершеннолетних. При этом, особой уголовно-правовой охране подлежат как права несовершеннолетних, в отношении которых совершено преступление, так и права тех несовершеннолетних, которые совершили деяния, содержащие объективные признаки состава преступления.
Ключевые слова: уголовная ответственность несовершеннолетних, ответственность несовершеннолетних, уголовная ответственность, возраст уголовной ответственности.
Среди всех объектов правовой охраны, защищаемых уголовным законом, особый режим установлен в отношении тех объектов, которые связанны с правами несовершеннолетних. Совершение преступлений в отношении несовершеннолетнего лица, в целом ряде случаев, приводит к тому, что такой состав преступления считается квалифицированным или особо квалифицированным. Это связано с повышенным уровнем общественной опасности общеуголовных преступлений (например, убийство или изнасилование), в том случае, если потерпевшим при таком посягательстве является несовершеннолетний.
Данные нормы относительно установления повышенного уровня юридической ответственности в отношении несовершеннолетнего связаны с тем обстоятельством, что в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, государство должно обеспечивать повышенный уровень правовой охраны прав ребенка. Так, как отмечено в Конвенции ООН по правам ребенка, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения [3].
Уголовно-правовая охрана прав несовершеннолетних, являющихся объектом противоправных посягательств, помимо квалифицированных составов отдельных преступлений, достигается также путем криминализации ряда деяний, направленных против несовершеннолетнего лица. Так, например, только несовершеннолетний, не достигший 16-летнего возраста, может быть потерпевшим от преступления, предусмотренного ст. 135 УК РФ (развратные действия) или ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
Как отмечает Ю. С. Бадальянц, в уголовно-правовой охране нуждаются обе категории несовершеннолетних: как лица, пострадавшие от совершения преступлений, так и несовершеннолетние, обвиняемые в совершении преступлений [1]. Если, в отношении преступлений против несовершеннолетних, меры уголовно-правовой охраны прав несовершеннолетних сводятся к повышенной степени юридической ответственности либо криминализации ряда деяний, которые в противном случае не являются наказуемыми, то в том, случае, если преступление совершено самим несовершеннолетним, методы уголовно-правовой охраны прав несовершеннолетнего принципиально иные.
Как отмечено в ст. 43 УК РФ, основной целью наказания является восстановление социальной справедливости. Достижение социальной справедливости представляет собой разумный баланс между необходимостью дать социально негативную оценку преступлению, с одной стороны, и соблюдением принципа гуманизма, с другой стороны.
Кроме того, несовершеннолетний преступник в системе правового регулирования Российской Федерации может восприниматься одновременно и как субъект преступления, и как потерпевший от преступления. Так, совершение несовершеннолетним лицом преступления в ряде случаев связано с преступлениями, совершаемыми в отношении несовершеннолетнего лица (например, вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность). Именно исходя из данного обстоятельства, уголовным законодательством не только Российской Федерации, но также и практически всех других государств предусмотрен ряд мер по уголовно-правовой охране законных интересов несовершеннолетних, направленных, прежде всего, на гуманизацию отношения к несовершеннолетнему, совершившему преступление [5].
К таким мерам можно отнести:
— — установление возраста привлечения к уголовной ответственности. Учитывая то обстоятельство, что российским законодательством не допускается объективное вменение, установление возраста привлечения к уголовной ответственности позволяет презюмировать, что лицо имеет достаточный уровень осознания совершенного преступления (вина в форме умысла или неосторожности). При этом, российским законодательством установлен возраст привлечения к уголовной ответственности с 16 лет, а в отношении некоторых преступлений — с 14 лет. В то же время, установлена обязанность суда, исходя из особенностей психического развития несовершеннолетнего, признавать несовершеннолетнего не подлежащим уголовной ответственности.
Следует отметить, что в Российской Федерации установлен достаточно высокий возраст уголовной ответственности. Так, например, в США в некоторых штатах допускается привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности с шестилетнего возраста, в Швейцарии — с десятилетнего возраста [3]. По нашему мнению, исходя из ранее рассматриваемого принципа недопустимости объективного вменения, привлечение несовершеннолетних лиц к уголовной ответственности до достижения возраста, когда они реально могут осознать свою вину (а это, как правило, возраст от 14 до 16 лет) является грубым нарушением прав ребенка, в связи с чем, установленный возраст привлечения к уголовной ответственности является оптимальным. Безусловно, следует отметить, что взросление ребенка и осознание им своих действий является сложным процессом, который не происходит единовременно.
— Возможностью применения в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного характера. В данном случае, уголовный процесс имеет воспитательную функцию в отношении несовершеннолетнего, так как связан с применением такой принудительной меры при отказе от привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности [2].
— Привилегированными правилами привлечения несовершеннолетнего к ответственности. В отношении несовершеннолетних установлен ряд более гуманных правил в таких институтах уголовного права как назначение наказания, определение вида наказания, возможности условного осуждения, а также освобождения от уголовной ответственности. При этом, большинство из вышеуказанных норм является диспозитивными, вследствие чего у суда возникает более высокий уровень правовой дискреции при применении норм уголовного закона в отношении несовершеннолетних лиц.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации содержит ряд правовых норм, направленных на совершенствование уголовно-правовой охраны прав как тех несовершеннолетних, которые стали потерпевшими от преступления, так и несовершеннолетних, являющихся субъектами уголовной ответственности.
Литература:
- Бадальянц Юрий Сетракович, Бадальянц Элеонора Юрьевна, Захарова Светлана Сергеевна Уголовно-правовые средства охраны прав ребенка в Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-pravovye-sredstva-ohrany-prav-rebenka-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.06.2022).
- Белякова Инна Михайловна, Ложкова Ирина Андреевна Реализация следователем воспитательной функции при прекращении уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного характера // Проблемы Науки. 2016. № 23 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-sledovatelem-vospitatelnoy-funktsii-pri-prekraschenii-ugolovnogo-presledovaniya-s-primeneniem-prinuditelnoy-mery (дата обращения: 10.06.2022).
- Долгополов Владислав Юрьевич Возрастные пределы ответственности малолетних за совершение общественно опасных деяний // Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 41. (дата обращения: 10.06.2022).
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) [Электронный ресурс] режим доступа:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
- Марченко Оксана Сергеевна Охрана прав несовершеннолетних в уголовно процессуальном законодательстве современных зарубежных стран // Вестник ОГУ. 2012. № 3 (139). (дата обращения: 10.06.2022).