В статье объектом исследования является проблема уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Рассматривается краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации и доля преступлений от общего числа, совершенных несовершеннолетними. Раскрывается подход к проблеме уголовной ответственности несовершеннолетних. По результатам проведенного анализа сформулированы предложения по реализации мер, направленных на определение выбора между наказанием и применением мер воспитательного характера к несовершеннолетним правонарушителям.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, уголовная ответственность несовершеннолетних, социально-правовые особенности, противоправные действия, законодательство.
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что преступность несовершеннолетних является одной из наиболее значимых проблем современного общества. Процент преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в общей структуре преступности довольно высок, опасность для общества от этих действий не снижается.
Проблема ответственности несовершеннолетних за совершенные преступления заключается в том, что несовершеннолетний в силу своего возраста относится к уязвимой категории лиц.
Естественной реакцией общества на противоправное поведение несовершеннолетних является наказание. На этом основывается большинство международных нормативно-правовых актов, которые касаются несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Особое построение системы обращения с несовершеннолетними правонарушителями, наличие в ней специфических средств воздействия на лиц указанной категории определяется этими документами.
Рассмотрим в статье состояние преступности в Российской Федерации за январь-октябрь 2021 года [6].
В январе-октябре 2021 года зарегистрировано 1705,8 тыс. преступлений, или на 1,9 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Каждое тридцать четвёртое (2,9 %) преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии, данные представлены в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1
Характеристика лиц, совершивших преступления
Всего |
Динамика, % |
Удельный вес в общем числе выявленных лиц, в % |
в том числе несовершеннолетних |
|||
Всего |
Динамика, % |
Удельный вес в общем числе выявленных лиц, в % |
||||
Выявлено лиц, совершивших преступления |
716536 |
-0,2 |
100,0 |
23507 |
-13,4 |
3,3 |
Таблица 2
Социально-криминологическая характеристика преступности
Всего |
Динамика, % |
Удельный вес от расследованных преступлений, % |
в том числе тяжкие и особо тяжкие |
|||
Всего |
Динамика, % |
уд. вес от гр.1, % |
||||
Преступления совершены: |
||||||
несовершеннолетними или при их соучастии |
25404 |
-15,6 |
2,9 |
7443 |
-7,1 |
29,3 |
За отчетный период 2021 года зарегистрировано 1243 преступления, связанного с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий, что на 5,1 % меньше, чем за отчетный период 2020 года. Из числа этих преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве, в отчетном периоде раскрыто 1217 преступления, что на 1,1 % меньше чем за отчетный период 2020 года, данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Общие сведения о состоянии преступности
Зарегистрировано (в отчетном периоде) |
Из числа преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве в отчетном периоде: |
|||
Раскрыто |
||||
Всего |
Динамика, % |
Всего |
Динамика, % |
|
вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий |
1243 |
-5,1 |
1217 |
-1,1 |
Статистика преступлений, совершенных несовершеннолетними по регионам представлена в таблице 4 и таблице 5.
Таблица 4
Регионы с наибольшим удельным весом преступлений (от числа расследованных), совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в %
Республика Карелия |
6,4 |
Магаданская область |
6,3 |
Новгородская область |
6,2 |
Еврейская АО |
5,5 |
Сахалинская область |
5,0 |
Республика Тыва |
4,9 |
Иркутская область |
4,6 |
Новосибирская область |
4,6 |
Свердловская область |
4,5 |
Забайкальский край |
4,4 |
Таблица 5
Регионы с наибольшим удельным весом несовершеннолетних, совершивших преступления, в % (от общего числа выявленных лиц)
Еврейская АО |
6,7 |
Новгородская область |
6,0 |
Магаданская область |
5,8 |
Республика Тыва |
5,5 |
Республика Карелия |
5,3 |
Иркутская область |
5,3 |
Новосибирская область |
5,1 |
Забайкальский край |
5,0 |
Республика Бурятия |
4,9 |
Кемеровская область — Кузбасс |
4,8 |
Статистика по состоянию преступности на транспорте среди несовершеннолетних представлена в таблице 6.
Таблица 6
Общие сведения о состоянии преступности на транспорте
Преступления совершены |
Зарегистрировано (в отчетном периоде) |
В том числе тяжкие и особо тяжкие |
||
Всего |
Динамика, % |
Всего |
Динамика, % |
|
несовершеннолетними или при их соучастии |
155 |
33,6 |
44 |
91,3 |
Подходя к проблеме уголовной ответственности несовершеннолетних, необходимоизучить вопрос в историческом аспекте. Первые упоминания об уголовной ответственности несовершеннолетних относятся к XVII веку. В них просматривается различный подход к несовершеннолетним, совершившим преступления. Установление минимально низкого возраста, необходимого для привлечения к уголовной ответственности; проявление более мягкого подхода к несовершеннолетним по сравнению с лицами старшего возраста. На разных этапах развития нашего государства уголовное законодательство применительно к установлению уголовной ответственности несовершеннолетних применялось по-разному [4].
Л. М. Прозументов указывает на значительное смягчение мер репрессивного характера в отношении несовершеннолетних, по причине их психической, физиологической и социальной неустойчивости, отсутствия социальных ориентиров, значительного влияния со стороны преступных элементов [5].
В мире наметилась тенденция к смягчению законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних. В то же время государство должно адекватно реагировать на преступность. Подходить к назначению наказания несовершеннолетним, в каждом конкретном случае, необходимо строго индивидуально. Необходимо рациональное взаимодействие воспитательных и карательных мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних.
Меры уголовной ответственности и наказания для несовершеннолетних обозначены в УК РФ. Особенности физического, нравственного, культурного и духовного развития несовершеннолетних должны учитываться при назначении наказания [3]. Конституции РФ, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. и Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. служат основой правовой политики в отношении несовершеннолетних [1].
Несовершеннолетние как субъекты уголовно-правовых отношений имеют социально-правовые особенности.
Технически и юридически нормы ответственности несовершеннолетних могут иметь несколько оснований. Первое основание заключается в социально-правовой особенности несовершеннолетних. Несовершеннолетние, являясь субъектами уголовно-правовых отношений, могут быть ограничены в правах по различным причинам, не исключено и ограничение дееспособности. Вторым основание является особенность, связанная с обязанностями несовершеннолетних как субъектов ответственности, при помощи которых выбирается уголовная ответственность, и то в каком виде она будет реализована. Государству необходимо утвердить уголовно-правовую доктрину, в основании которой будет гуманное отношение к несовершеннолетним правонарушителям, по причине их социальной и правовой незрелости.
При судопроизводстве по делам несовершеннолетних, совершившим преступления, обязательно наличие следующих требований: строгое соблюдение материального и процессуального законодательства, в высшей мере обеспечить интересы несовершеннолетнего, его законных прав, справедливость наказания, противодействие совершению новых правонарушений. Лишение свободы, как мера связанная с изоляцией от общества должна применятся в крайних случаях.
Установление точного возраста несовершеннолетнего, подлежащего уголовной ответственности и наказанию, подлежит доказыванию. На сегодняшний день во всех странах мира определен возраст уголовной ответственности несовершеннолетних [2].
Несовершеннолетний не может подлежать уголовной ответственности при наличии у него отставания в психическом развитии, вследствие которого он не может осознавать характер и опасность для общества своих противоправных действий.
Органы, осуществляющие следствие, и суды обязаны учитывать всесторонний уровень развития несовершеннолетнего, условия в которых он воспитывается, его способность рационально прибывать в обществе. Только при учете всех этих факторов можно дать соответствующую правовую оценку противоправному деянию, совершенному несовершеннолетним.
Таким образом, проблема уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних характеризуется различными показателями. Во главе, конечно, стоит личность несовершеннолетнего, в основании поведения которого лежат самые разные мотивы, к которым можно отнести неблагоприятный климат в семье, проблемы психологического характера, неспособность найти свое место в обществе. Государству и обществу необходим рациональный баланс между наказанием и мерами воспитательного характера в отношении несовершеннолетних правонарушителей. История уголовного законодательства нашей страны богата накопленными знаниями и опытом в области уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Возможно сделать предположение, что в будущем приоритетом будут выступать меры исправительного характера, которые свидетельствуют о более гуманном и ответственном подходе по отношению к несовершеннолетним правонарушителям.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (с изм. от 01.07.2020)
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021)
- Курганов С. И. Криминология. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 2012. — 183 с.
- Прозументов Л. М. Уголовно-правовая охрана и ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации. — Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. — 308 с
- Состояние преступности в России за январь — октябрь 2021 года. — Москва: Министерство внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Главный информационно-аналитический центр», 2021. — 67 с.