В статье рассмотрен подход к исследованию функциональных взаимосвязей элементов масляной системы дизельной энергетической установки с использованием теории графов.
Ключевые слова: граф-модель; масляная система; дизельная энергетическая установка.
Масляная система (МС) предназначена для подачи масла к трущимся поверхностям дизеля с целью их смазывания и охлаждения. На рисунке 1 представлена структурно-функциональная блок-схема масляной системы [1]. Перечень и наименования соответствующих блоков и параметров приведены в таблице 1.
Краткое содержательное описание функционирования системы [2]. Из масляной ванны поддизельной рамы (МВ) через сетчатый маслозаборник масло поступает во всасывающую полость правого (первого) насоса масла (МН1) и подается по трубе к фильтрам тонкой очистки масла (ФТОМ), затем в охладитель масла (ВМТ). На выходе из (ВМТ) поток разделяется на три части. Одна часть от ВМТ по трубе в поддизельной раме поступает к левому (второму) насосу масла (МН2), который через сетчатый фильтр (ФГОМ) подает масло в дизель (МСД). Вторая — направляется к центробежным фильтрам и оттуда после очистки сливается в масляную ванну (МВ). По третьему каналу масло через предохранительный клапан (ПрК) отводится в поддизельную раму.
Рис. 1. Структурно-функциональная блок-схема масляной системы
Следует отметить, что представленная блок-схема составлена для главного контура работы МС на установившемся эксплуатационном режиме работы и соответствует нормальному функционированию системы. Контур центробежного фильтра очистки масла не приводится, так как общий расход масла через него не превышает 5 %. Так же из рассмотрения исключен отвод масла от трубопровода подачи масла к дизелю на турбокомпрессор.
Перечень и наименование блоков и параметров блок-схемы масляной системы
Наименование и обозначение блока |
Наименование и обозначение параметра |
Примечание |
Масляный насос № 1, МН1 |
Давление масла перед МН1, Нммв |
|
Подача МН1, Gмн1 |
||
Температура масла в МВ, Тммв |
||
Давление масла за МН1, Рмн1 |
||
Температура масла после МН1, Тмн1 |
||
Частота вращения вала дизеля, nе |
||
Фильтр тонкой очистки масла, ФТОМ |
Давление масла перед ФТОМ, Рмн1 |
|
Температура масла перед ФТОМ, Тмн1 |
||
Давление масла после ФТОМ, Рмфт |
||
Температура масла после ФТОМ, Тмфт |
||
Подача МН1, Gмн1 |
||
Количество масла, прошедшего через ФТОМ, Gмфт |
||
Водомасляный теплообменник, ВМТ |
Давление масла перед ВМТ, Рмфт |
|
Температура масла перед ВМТ, Тмфт |
||
Давление масла после ВМТ, Рммт |
||
Температура масла после ВМТ, Тммт |
||
Количество масла, прошедшего через ФТОм, Gмфт |
||
Количество масла, проходящего через ВМТ, Gммт |
||
Давление воды перед ВМТ, Рвмт |
||
Температура воды перед ВМТ, Твмт |
||
Давление воды после ВМТ, Р′вмт |
||
Температура воды после ВМТ, Т′вмт |
||
Скорость течения потока воды по трубкам ВМТ, Gмфт |
||
Количество воды, проходящего через ВМТ, Gвмт |
||
Предохранительный клапан, ПрК |
Давление масла после ВМТ, Рммт |
|
Температура масла после ВМТ, Тммт |
||
Количество масла проходящего через ПрК, Gпрк |
||
Количество масла проходящего через ВМТ, Gммт |
||
Температура масла за ПрК, Тпрк |
||
Напор давления перед МН2 Нпрк, |
||
Невозвратный клапан, НК |
Температура масла в МВ, Тмв |
|
Температура масла за НК, Тмнк |
||
Производительность МН2, Gмн2 |
||
Количество масла подаваемого к МН2 через НК, Gмнк |
||
Масляный насос № 2, МН2 |
Давление масла перед МН2, Нпрк |
|
Количество масла, проходящего через НК, Gмнк |
||
Частота вращения вала дизеля, nе |
||
Подача МН2, Gмн2 |
||
Давление масла после МН2, Рмн2 |
||
Температура масла перед МН2, Тпрк |
||
Температура масла за НК, Тмнк |
||
Температура масла после МН2, Тмн2 |
||
Фильтр грубой очистки масла, ФГОМ |
Давление масла перед ФГОМ, Рмн2 |
|
Температура масла перед ФГОМ, Тмн2 |
||
Подача МН2, Gмн2 |
||
Давление масла после ФГОМ, Рмд |
||
Количество масла, подведенного к МСД, Gмд |
||
Температура масла после ФГОМ, Тмд |
||
Масляная система дизеля, МСД |
Давление масла на входе МСД, Рмд |
|
Температура масла на входе МСД, Тмд |
||
Температура масла на выходе МСД, Т′мд |
||
Давление масла на выходе МСД, Р′мд |
||
Количество масла на выходе МСД, G′мд |
||
Количество масла подводимого к МСД, Gмд |
||
Масляная ванна, МВ |
Температура масла на выходе МСД, Т′мд |
|
Температура масла, проходящего через ПрК, Тпрк |
||
Количество масла, проходящего через ПрК, Gпрк |
||
Количество масла проходящего через МСД, Gмд |
||
Количество масла, подаваемого к МН2 через НК, Gнк |
||
Температура масла МВ, Тмв |
||
Давление масла перед МН1, Нмв |
Примечание: — входной параметр блока; — выходной параметр блока.
Все функции, возложенные на МС, выполняет прокачиваемое через систему масло. Источником энергии в МС является масляный насос, а потребителями — все остальные элементы ее проточной части. Трубопроводы, масляные каналы, отдельные агрегаты и узлы смазочной системы создают определенные гидравлические сопротивления, приводящие к уменьшению энергии потока масла, выражающейся в потере давления масла (напора), создаваемого смазочным насосом, таким образом, что весь напор, создаваемый насосом, затрачивается на преодоление сопротивления прокачке масла.
В работе [3] к выделению рекомендованы следующие конечные множества параметров: входные параметры (множество K) — параметры воздействий других объектов или окружающей среды; выходные параметры (множество R) — параметры рассматриваемого объекта, воздействующие на другие объекты и системы; параметры процесса функционирования (множество F) — характеристики множества подпроцессов, составляющих основной процесс функционирования топливной системы; структурные параметры (множество E) и дефекты (множество D).
В качестве входных параметров (множество K) рассматриваются: частоты вращения обоих насосов — nмнi; температура деталей дизеля (тепловыделение дизеля в масло) — Qм; температура, давление и расход воды в ВМТ — Тсо, Рвмт и Gвмт. Основными характеристиками процесса (параметрами множества R) служат расход масла МСД, давление и температура масла МСД — Gмд, Рмд и Тмд.
Межблочные взаимосвязи функциональных элементов масляной системы можно охарактеризовать уравнением Бернулли для реальной жидкости [4, 5], которое для рассматриваемой системы запишется как:
(1)
Рассмотрим аналитические соотношения, характеризующие нормальный режим функционирования элементов МС.
Масляный насос (МН). Производительность шестеренчатого масляного насоса, характеризующая количество масла проходящего через систему в единицу времени, определяется выражением [4, 5]:
. (2)
Фильтр тонкой и грубой очистки масла (ФТО и ФГО). Cкорость фильтрации νф прямо пропорциональна градиенту перепада давлений ΔР, обратно пропорциональное вязкости η и зависит от проницаемости пористой среды Z [4, 5]. Как элементы гидравлической системы фильтры представляют собой местные сопротивления, для которых на основании уравнения Бернулли можно записать [4, 5]:
(3)
где hмф — гидравлические потери напора потока масла на фильтре; ξмф — коэффициент гидравлического сопротивления фильтра; Рмф, Р′мф — соответственно давление до и после фильтра; ρм — плотность масла; υмф — средняя скорость масла в фильтре.
Водомасляный теплообменник (ВМТ). Назначением охладителей масла является обеспечение необходимого отвода тепла от смазочного масла с целью поддержания его определенной рабочей температуры. Работа ВМТ на установившемся режиме описывается уравнениями теплового баланса, теплопередачи и гидравлики. Система уравнений теплового баланса и теплопередачи для ВМТ имеет вид [6, 7]:
; , (4)
где — водяной эквивалент масла; — водяной эквивалент поверхности, омываемой маслом; tм2, tм1 — температура масла на входе и выходе из теплообменника; Gм — расход масла через теплообменник; срм — средняя теплоемкость масла; Fм — поверхность теплообменника со стороны масла; — коэффициент теплопередачи в теплообменнике, отнесенный к поверхности, омываемой маслом; αм — коэффициент теплоотдачи от масла к наружной поверхности трубок; dн, dв — соответственно наружный и внутренний диаметры трубок охлаждающего элемента; αвд — коэффициент теплоотдачи от внутренней поверхности трубок к охлаждающей воде; ε — коэффициент загрязнения поверхности теплообмена. Величина коэффициентов теплоотдачи зависит от теплофизических параметров теплоносителей и скоростей движения сред: .
Гидравлическое сопротивление масляного и водяного тракта теплообменника определит перепад давлений на входе и выходе из него [4, 5]:
(5)
где Р′мт, Рмт — соответственно давление масла на входе и выходе из ВМТ; Gт — расход среды через ВМТ; μFт — эффективная площадь проходного сечения холодильника, м2.
Предохранительный и невозвратный клапаны (ПрК и НК). Потери напора на клапанах представляют собой потери в местных сопротивлениях, определяемые следующим выражением [4, 5]:
(6)
При определенном значении Рвмт, превышающем заданный предел, ПрК открывается и разделяет поток масла (), в результате давление в системе стабилизируется. НК служит для всасывания масла МН2 непосредственно из емкости масла (МВ).
Масляная система дизеля (МСД) представляет собой сложную разветвленную гидравлическую систему. Давление и объемная подача масла на i-ом участке МСД определяются по гидродинамическим зависимостям вида [4, 5, 6]:
; (7)
где υмдi — скорость движения масла на i-ом участке; dмкi — диаметр масляного канала или кольцевой зазор i-го участка; ρм — плотность масла; ξмдi — коэффициент гидравлического сопротивления i-го участка.
Таким образом, основной цикл работы системы отображается множеством взаимосвязанных вершин f, представляющих давления (Рмн1, Рмфт, …, Рммт), температуры (Тммв, Тмфт, …, Тпрк) и скорости движения сред (υмфт, υммт, …, υвмт), расходы жидкостей (Gпрк, Gммт, …, Gмн2) и гидравлические потери напора (hмфт, hмфг, …, hммт). К группе параметров, влияющих на изменение гидравлических и тепловых характеристик МС относятся: μмнi, ξi, μFi, fi и ε.
В граф-модель были введены вершины, представляющие структурные — собственные — параметры (множество Е), влияющие на вершины μмн, ξi, μFi, fi и εi. Описание структурных параметров подмножества Е реализуем в терминах теории размытых категорий: Емн — техническое состояние масляного насоса; Ефгм и Ефтм — техническое состояние фильтров грубой и тонкой очистки; Евмт — техническое состояние ВМТ; Емсд — техническое состояние МСД; Епрк и Енк — техническое состояние перепускного и невозвратного клапанов; Емз — техническое состояние сетки маслозаборника. Параметры Еi ввели по следующим соображениям. Анализ функциональной схемы МС показывает, что выходные параметры МС (множество R) в процессе эксплуатации могут измениться вследствие засорения фильтрующих элементов (Ефгм, Ефтм), отклонения гидравлических и тепловых параметров ВМТ (Евмт) и МСД (Емсд), нарушится работа клапанов (Епрк, Енк), снижения производительности масляного насоса (Емн). Каждый структурный параметр представляется возможным состоянием — дефектом — в виде присоединения к собственным параметрам вершин di (параметры множества D).
Граф-модель взаимосвязи функциональных элементов масляной системы в пространстве параметров на основе содержательного описания, качественных взаимосвязей и аналитических зависимостей функциональных параметров представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Граф-модель взаимосвязи функциональных элементов масляной системы в пространстве параметров
Литература:
1. Моделирование процессов функционирования дизель-генераторной установки тепловоза с целью оптимизации количества параметров контроля / Е. И. Сковородников, В. А. Михеев // Транспорт Урала. — 2009. — № 1 (20). — С. 59–62.
2. Тепловоз 2ТЭ116 / С. П. Филонов, А. И. Гибалов, Е. А. Никитин и др. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1996. — 334 с.
3. Диагностирование на граф-моделях: На примерах авиационной и автомобильной техники / Я. Я. Осис, Я. А. Гельфандбейн, З. П. Маркович, Н. В. Новожилова. — М.: Транспорт, 1991. — 244 с.
4. Справочник по гидравлическим сопротивлениям [Текст] / Под ред. М. О. Штейнберга. — М.: Машиностроение, 1992. — 672 с.
5. Чиняев И. А. Судовые системы [Текст] / И. А. Чиняев. — М.: Транспорт, 1984. — 216 с.
6. Локомотивные энергетические установки / Под ред. А. И. Володина. — М.: ИПК «Желдориздат», 2002. — 718 с.
7. Методы оценки технического состояния, эксплуатационной экономичности и экологической безопасности дизельных локомотивов / Под ред. А. И. Володина. — М.: ООО «Желдориздат», 2007. — 264 с.