К вопросу оценки качества функционирования дизельной энергетической установки автономных локомотивов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 21.01.2016

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Михеев, В. А. К вопросу оценки качества функционирования дизельной энергетической установки автономных локомотивов / В. А. Михеев, А. Н. Сопижук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 158-162. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25477/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

В статье рассмотрен подход к выбору оптимального множества параметров контроля качества функционирования дизельной энергетической установки. Подход основан на разработке и анализе математических моделей ее функциональных подсистем, представленных графами в пространстве параметров.

Ключевые слова: техническая диагностика подвижного состава, математическое моделирование, граф-модель.

 

В процессе эксплуатации дизельных локомотивов возникает задача по определению уровня качества функционирования энергетической установки с целью принятия, при необходимости, обоснованных инженерно-технических решений по его коррекции. Оценка качества функционирования дизельных энергетических установок осуществляется на основе информации о количественных значениях параметров, получаемых в процессе контроля для заданных режимов работы. Параметры при этом должны быть наиболее информативны, а количество их — минимальное.

Решение задачи выбора оптимального количества параметров контроля может быть выполнено посредством соответствующего математического представления исследуемого объекта с последующей обработкой и анализом [1–3]. В качестве математического аппарата моделирования рассмотрим аппарат, базирующийся на понятиях теории графов.

При рассмотрении вопросов математического моделирования сложных энергомеханических объектов, к которым относится дизельная энергетическая установка, с использованием аппарата теории графов большую роль играют принципы, положенные в основу их декомпозиции [1–3]. В настоящей работе дизельная энергетическая установка 1А-5Д49–2 рассматривается как сложная система локомотива 2ТЭ116 [4], которая в свою очередь делится на функционально взаимосвязанные подсистемы: на нулевом уровне декомпозиции (I) выделяется дизельная энергетическая установка; на основном уровне (II) — функциональные системы; на дополнительном уровне (III) — отдельные узлы и функциональные детали систем (рис. 1). Уровни декомпозиции соответствуют уровням контроля или диагностирования.

Рис. 1. Функционально взаимосвязанные подсистемы дизельной энергетической установки 1А-5Д49–2

 

Реализацию предлагаемого подхода рассмотрим на примере топливной системы.

Согласно функциональной схеме топливной системы дизельной энергетической установки 1А-5Д49–2 [4] (рис. 2) топливо из бака (ТБ) через фильтр грубой очистки (ФГО) подается в систему топливоподкачивающим насосом (ТПН). Пройдя через фильтры грубой очистки топливо нагнетается к фильтру тонкой очистки (ФТО) и топливному коллектору (КТ), откуда поступает к топливным насосам дизеля (ТНВД). Топливные насосы дизеля подают топливо по трубопроводам высокого давления к форсункам (Ф).

Рис. 2. Функциональная схема топливной системы дизельной энергетической установки 1А-5Д49–2

 

Для обеспечения давления топлива, необходимого для нормальной работы дизеля, на трубопроводах системы низкого давления установлены предохранительный (ПК) и перепускной клапаны (ПрК). В системе предусмотрен топливоподогреватель (ТП).

Созданию функциональной схемы предшествовал подготовительный этап, включающий в себя анализ сведений о структуре, составе и способе функционирования объекта исследования.

На основе функциональной схемы разработана граф-модель топливной системы в пространстве параметров (рис. 3). Для построения которой функциональные параметры топливной системы представили на модели в виде вершин графа, а причинно-следственные связи между ними, вытекающие из физики функционирования объекта, — ребрами. Ребра проводились независимо от того, известна ли связывающая вершины аналитическая (количественная) зависимость или эта связь носит только качественный характер.

Рис. 3. Граф-модель топливной системы

 

Разработанная математическая модель функционирования объекта исследования задана: множеством функциональных параметров, образующими множество вершин графа Х (полученная граф-модель содержит три типа вершин: тупиковые, имеющие только заходящие ребра; ключевые — только исходящие ребра; смешанные — как исходящие, так и заходящие ребра); конечным множеством ребер U, причем ; трехместным предикатом , и [2].

Кроме графической реализации разработанной математической модели топливной системы в пространстве параметров, возможна ее интерпретация в матрицу смежности. Понятие матрицы смежности используется на различных этапах обработки граф-моделей, поскольку оно полностью определяют понятие графа [5–7].

Матрица смежности граф-модели топливной системы (рис. 4) записывается в виде квадратной матрицы размером , где n — число вершин граф-модели. Вершины граф-модели в матрице смежности располагаются в произвольном порядке. Элемент матрицы стоящий на пересечении i-ой строки и j-го столбца представляет собой коэффициент смежности и принимает следующие значения:

(1)

Рис. 4. Матрица смежности граф-модели топливной системы

 

Обработка граф-модели объекта исследований в пространстве параметров позволяет минимизировать число точек контроля качества его функционирования [1–3].

Математически эта задача решается отысканием минимальных внешне устойчивых подмножеств (МВУП) — Т ориентированного графа, таких, что и истинно высказывание [2]:

(2)

где  — подмножество, образованное отображением вершины х в множестве Х;  — квантор общности.

Следует отметить, что работа с невзвешенной граф-моделью усложняет выбор единственного МВУП [2, 3, 6].

Для взвешивания граф-модели каждой из ее вершин поставили в соответствие вещественное число  — вес вершины граф-модели. В качестве приняли число голосов, отданных за вершину с учетом веса соответствующего ей параметра [2]:

(3)

где λξ — вес параметра ξ-й вершины; μ — число скобок в КНФ, в которой находится ξ-я вершина; kν — число вершин в ν-й скобке КНФ, в которой находится ξ-я вершина. КНФ (конъюнктивно нормальная форма) — сложное логическое высказывание, которое для граф-модели рассматриваемой системы запишется следующим образом:

.

После процедуры взвешивания осуществлена оптимизация граф-модели в пространстве параметров, предусматривающая исключение ключевых вершин, так как информация о них может быть получена в тех смешанных и тупиковых вершинах, в которых они отображаются, а также тех смешанных вершин xi cо сравнительно небольшим показателем νξ, которые полностью заменяются более эффективными вершинами хj [1].

Для определения МВУП использовался алгебраический подход [2], представляющий собой процесс составления и анализа упорядоченных матриц смежности граф-моделей.

Упорядочивание множества вершин граф-модели в матрице смежности A производилось присвоением первых номеров в порядке убывания νξ сначала всем тупиковым вершинам. Дальнейшие номера по порядку аналогичным образом присваивались смешанным и ключевым вершинам соответственно. Из сформированной упорядоченной матрицы смежности А* определили матрицу смежности размером , удовлетворяющую условию (2), где s — число строк соответствующих количеству вершин графа, отброшенных при минимизации; m — число столбцов содержащих вершины вошедшие в МВУП, .

В результате получили достаточно близкое к оптимальному решению задачи МВУП, на основе анализа которого сформировали множество параметров контроля качества функционирования топливной системы:

.

В целом, проведенные исследования показали, что используя понятия теории графов и представляя исследуемый объект через структурные связи его составных элементов и взаимовлияние параметров функционирования возможно составление математической модели объекта в виде конечного ориентированного графа. Полученная таким образом математическая модель наглядно представляется в пространстве параметров и может быть интерпретирована в матрицу смежности, что дает возможность ее последующего анализа и обработки с целью выбора оптимального множества параметров контроля.

 

Литература:

 

  1.                В. И. Техническое диагностирование локомотивов [Текст] / В. И. Бервинов. — М.: УМК МПС РФ, 1998. — 193 с.
  2.                Осис Я. Я. Диагностирование на граф-моделях: На примерах авиационной и автомобильной техники [Текст] / Я. Я. Осис и др. — М.: Транспорт, 1991. — 244 с.
  3.                Пушкарев И. Ф. Контроль и оценка технического состояния тепловозов [Текст] / И. Ф. Пушкарев, Э. А. Пахомов. — М.: Транспорт, 1985. — 162 с.
  4.                Филонов С. П. Тепловоз 2ТЭ116 [Текст] / С. П. Филонов и др. — М.: Транспорт, 1996. — 334 с.
  5.                Оре О. Теория графов [Текст] / О. Оре. — М.: Наука, 1980. — 336 с.
  6.                Липатов Е. П. Теория графов и ее применение [Текст] / Е. П. Липатов. — М.: Знание, 1986. — 32 с.
  7.                Емеличев В. А. Лекции по теории графов [Текст] / В. А. Емеличев и др. — М.: Наука, 1990. — 383 с.
Основные термины (генерируются автоматически): топливная система, дизельная энергетическая установка, пространство параметров, матрица смежности, вершина, функциональная схема, грубая очистка, математическая модель, математическое моделирование, разработанная математическая модель.


Ключевые слова

математическое моделирование, техническая диагностика подвижного состава, граф-модель

Похожие статьи

Перспективы применения комплексного подхода к процедуре проектирования систем освещения с учетом смежных стадий жизненного цикла

В статье рассмотрены вопросы, связанные с совершенствованием процедуры проектирования систем освещения с управляемыми параметрами излучения (СОУПИ), как с точи зрения оптимизации их размещения, так и с точки зрения оптимизации режимов работы. В качес...

Математическое моделирование процесса технической эксплуатации автономных локомотивов

В статье рассматривается математическое моделирование процесса технической эксплуатации дизельного локомотива, учитывающее изменение внешних условий, техническое состояние, режимы работы дизель-генераторных установок в реальных условиях эксплуатации ...

Анализ моделей функционирования программируемых логических интегральных схем автономного технического средства при решении задачи технического диагностирования

В статье проведен анализ моделей функционирования программируемых логических интегральных схем автономного технического средства, выделены основные этапы процесса моделирования при решении задачи технического диагностирования.

Исследование и совершенствование функционального уровня системы контроля качества при производстве бортового автомобильного компьютера

Функционально-структурный подход (ФСП) определения качественного уровня производства бортового маршрутного компьютера (КМ) для автомобиля основан на декомпозиции объекта на составляющие его различных уровней, системного анализа процесса технического ...

Анализ перспектив применения систем регулируемого освещения и средств их автоматизированной разработки

В статье рассмотрены вопросы, связанные с актуальными перспективами массового применения светодиодных источников света с функциями регулирования светового потока и цветовой температуры излучения. Поскольку наличие функций управления спектром излучени...

Формирование алгоритма автоматизации работы системы доставки нефтепродуктов на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности системы доставки нефтепродуктов на автозаправочные станции внутри одного региона. Для этого в данной статье рассматривается существующая система доставки нефтепродуктов на АЗС. Выделяются инфор...

Методы технического диагностирования дизелей

В статье анализируются эффективные методы и методики технического диагностирования дизельных двигателей внутреннего сгорания, выделяются наиболее перспективные из них. Определен перечень приоритетных параметров технического состояния, подлежащих диаг...

Оценка ключевых показателей эффективности технического обслуживания промышленного предприятия

В статье рассматриваются различные методы и показатели оценки эффективности технологического обслуживания предприятия. В частности, в работе проведена взаимосвязь между используемыми материалами, степенью планирования эксплуатации и обслуживания маши...

Автоматизации проектирования систем электроснабжения

В статье рассматривается разрабатываемый программный комплекс, который призван выполнять задачу автоматизации проектирования электроснабжения отдаленных малонаселенных пунктов в каждом конкретном случае с учетом максимальной экономической эффективнос...

Анализ моделей оперативного диспетчерского управления городским пассажирским транспортом

В данной статье рассмотрены различные модели оперативного диспетчерского управления пассажирским транспортом. Проведен анализ сильных и слабых сторон каждой из моделей. А также рассмотрена программная реализация модели непрерывного определения положе...

Похожие статьи

Перспективы применения комплексного подхода к процедуре проектирования систем освещения с учетом смежных стадий жизненного цикла

В статье рассмотрены вопросы, связанные с совершенствованием процедуры проектирования систем освещения с управляемыми параметрами излучения (СОУПИ), как с точи зрения оптимизации их размещения, так и с точки зрения оптимизации режимов работы. В качес...

Математическое моделирование процесса технической эксплуатации автономных локомотивов

В статье рассматривается математическое моделирование процесса технической эксплуатации дизельного локомотива, учитывающее изменение внешних условий, техническое состояние, режимы работы дизель-генераторных установок в реальных условиях эксплуатации ...

Анализ моделей функционирования программируемых логических интегральных схем автономного технического средства при решении задачи технического диагностирования

В статье проведен анализ моделей функционирования программируемых логических интегральных схем автономного технического средства, выделены основные этапы процесса моделирования при решении задачи технического диагностирования.

Исследование и совершенствование функционального уровня системы контроля качества при производстве бортового автомобильного компьютера

Функционально-структурный подход (ФСП) определения качественного уровня производства бортового маршрутного компьютера (КМ) для автомобиля основан на декомпозиции объекта на составляющие его различных уровней, системного анализа процесса технического ...

Анализ перспектив применения систем регулируемого освещения и средств их автоматизированной разработки

В статье рассмотрены вопросы, связанные с актуальными перспективами массового применения светодиодных источников света с функциями регулирования светового потока и цветовой температуры излучения. Поскольку наличие функций управления спектром излучени...

Формирование алгоритма автоматизации работы системы доставки нефтепродуктов на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности системы доставки нефтепродуктов на автозаправочные станции внутри одного региона. Для этого в данной статье рассматривается существующая система доставки нефтепродуктов на АЗС. Выделяются инфор...

Методы технического диагностирования дизелей

В статье анализируются эффективные методы и методики технического диагностирования дизельных двигателей внутреннего сгорания, выделяются наиболее перспективные из них. Определен перечень приоритетных параметров технического состояния, подлежащих диаг...

Оценка ключевых показателей эффективности технического обслуживания промышленного предприятия

В статье рассматриваются различные методы и показатели оценки эффективности технологического обслуживания предприятия. В частности, в работе проведена взаимосвязь между используемыми материалами, степенью планирования эксплуатации и обслуживания маши...

Автоматизации проектирования систем электроснабжения

В статье рассматривается разрабатываемый программный комплекс, который призван выполнять задачу автоматизации проектирования электроснабжения отдаленных малонаселенных пунктов в каждом конкретном случае с учетом максимальной экономической эффективнос...

Анализ моделей оперативного диспетчерского управления городским пассажирским транспортом

В данной статье рассмотрены различные модели оперативного диспетчерского управления пассажирским транспортом. Проведен анализ сильных и слабых сторон каждой из моделей. А также рассмотрена программная реализация модели непрерывного определения положе...

Задать вопрос