Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 13.01.2015

Статья просмотрена: 15229 раз

Библиографическое описание:

Дубинец, Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы / Л. А. Дубинец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14721/ (дата обращения: 15.11.2024).

Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы. Выбранные школой в 1–4 классах курсы являются образовательными учебными программами внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Данные курсы продолжают учебные программы по следующим предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.

Цель организации внеурочной деятельности: достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; создание благоприятных условий для развития ребёнка.

Задачи внеурочной деятельности школы:

-       обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе,

-       организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;

-       включение учащихся в разностороннюю деятельность;

-       формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

-       развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

-       сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-       воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

-       развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни;

-       углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

-       первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);

-       второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

-       третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

-       представление коллективного результата группы обучающихся;

-       индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

-       качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

На общешкольном празднике объявляются результаты и награждаются обучающиеся по отдельным направлениям внеурочной деятельности.

Для оценки эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

С целью создания системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО в школе организован мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги). Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности. Задачи мониторинга: получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в гимназии; отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей; организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности; подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга; подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.

Критерии мониторинговых исследований:

-       личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности — усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);

-       сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка, объединения и пр. (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т. п.);

-       качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности ОУ.

Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы внеурочной деятельности:

-       рост личностных достижений всех субъектов деятельности;

-       удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;

-       востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;

-       расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы;

-       положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях и т. п. системы дополнительного образования школьного/районного/городского уровней;

-       положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т. п. школьного / районного / городского уровней;

-       успешность участия школьников в проектах различного уровня школьного, районного, регионального уровня (победители в % к общему кол-ву школьников);

-       расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционный характер их содержания;

-       повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;

-       расширение социально-педагогического партнерства;

-       общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, благодарности и т. п.);

-       расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения внеурочной деятельности школы;

-       сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.

Используемые методики диагностики:

Личностный рост: методика Д. В. Григорьева, П. В. Степанова «Личностный рост» [1. с.26]; методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В. В. Синявскому и Б. А. Федоришину) [1. с.38]; методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной) [1. с.42]. Детский коллектив: методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»; методика «Мы — коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (стадии развития коллектива) [1. с.73]. Профессиональная позиция педагога: Д. В. Григорьев «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя» [1. с.95].

Формы внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определило образовательное учреждение. Это кружки, спортивные секции, экскурсии, праздничные мероприятия, соревнования, конкурсы. Посещая занятия внеурочной деятельностью, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации начальной школой выбрана оптимизационная модель на основе использования всех внутренних ресурсов образовательного учреждения [2. с.3].

В реализации данной модели принимают участие учителя начальных классов, физической культуры, музыки, изобразительного искусства, географии, учитель-логопед. Координирующую роль выполняют классные руководители 1–4 классов, которые в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействуют с педагогическими работниками, ведущими внеурочную деятельность в их классах, организуют в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности детей в рамках деятельности классного коллектива, организуют систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, организуют социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Контроль качества организации и проведения внеурочной деятельности осуществляет администрация образовательной организации.

Таким образом, выбранная начальной школой оптимизационная модель имеет преимущества в плане создания единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

 

Литература:

1.      Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова.-М: ТЦ «Сфера», 2001–128 с.

2.      Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, внеурочная деятельность школы, начальная школа, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа, внеурочная образовательная деятельность, внеурочная работа, городской уровень.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Использование активных форм обучения в предметной и внеурочной деятельности

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Использование активных форм обучения в предметной и внеурочной деятельности

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Задать вопрос