Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 13.01.2015

Статья просмотрена: 2739 раз

Библиографическое описание:

Васина, Д. М. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей / Д. М. Васина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14714/ (дата обращения: 15.11.2024).

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. 

 У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. 

Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. 

Школьники прекрасно понимают, что на занятии кружка им никто не будет ставить плохих оценок и их желание обучиться чему-либо и получить качественные умении и знания зависит только от их заинтересованности. Внеурочная работа – это, прежде всего, кружок по интересам, а следовательно не будет тех, кто не хочет учиться, кто отвлекается сам и отвлекает других, здесь будут заинтересованные лица.

В виде примера внеурочной деятельности мной представлен фрагмент занятия по вязанию крючком.

Цели:

 1)   познакомить учащихся с новым видом рукоделия - вязания крючком;

2)   научить приёмам вязания крючком основных видов петель;

3)   развивать координацию движений;

4)   содействовать воспитанию художественного вкуса;

5)   сформировать навыки по организации рабочего места.

Задачи: 
Образовательные: закрепление основных понятий и навыков по художественному вязанию;
Развивающие: развитие  познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству  и творческих способностей детей;
Воспитательные:  воспитание коллективизма и взаимопомощи в процессе совместной  деятельности.

 «Ребята, а как вы считаете, какими вещами, предметами, изготовленными своими руками, может современная женщина украсить свой дом? ( Салфетка, скатерть, коврик, вязаная вазочка, прихватка и т.д.)

«Вечно он к клубку цепляется

Размотать его старается

Этот тонкий старичок –

Металлический. (крючок) ».

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Покачусь — и под комод. (клубок)

1. а) Сообщение «История вязания крючком».Краткое сообщение учителем. [1;с.28-29]

б) Инструменты и материалы. [2;с.44-46]

в) Оборудование рабочего места и техника безопасности при работе с крючком.

1.      Не кладите крючок в портфель без пенала.

2.      Крючок храните с специальном футляре или шкатулке.

3.      Клубок ниток при вязании положите в ёмкость с ровными краями, чтобы он не укатился.

4.      Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать с левой стороны.

5.      При вязании сидите удобно: откиньтесь на спинку стула, не ставьте локти на стол, не горбитесь.

6.      Делайте перерывы во время вязания, выполняйте упражнения для снятия усталости мышц глаз.

7.      Вяжите без спешки так, чтобы движения были плавными и равномерными. На рабочем месте должен быть порядок.

8.      Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи

9.      Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.

г) Основные виды петель.

2. Практическая работа.

Вязание основных видов петель:

воздушная петля;

цепочка воздушных петель.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

3. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

Как нужно держать крючок?

Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?

Что означает номер крючка?

4. Итог урока.

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

 

Тема внеурочного занятия: Фантазии из бумаги. Оригами «Жар - птица».
 Задачи: 
- учить детей работать в технике оригами, повторить свойства бумаги;
- развивать кисти руки, развивать творческие способности, расширять кругозор, пополнять словарный запас детей.
- воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование:
- готовый образец жар-птицы, выполненный в технике оригами;
- бумага красного и желтого цветов;

- клей;
- кисточка;
- тряпочка для рук;
- ПК;
- аудиозапись японской народной музыки;
- презентация «Фантазии из бумаги. Оригами»;
- технологические карты.

Ход занятия
 I. Организационный момент
  ( Подготовка рабочего места)

Мой вопрос, поверьте, прост:
У кого, как веер, хвост?
Оперением кто гордится,
Называется – жар-птица?
Не летает, не поёт,
Важно по земле идёт?
II. Работа по теме занятия.

Сообщение «История оригами». [3;с.11-14]
 -  Просмотр презентации «Фантазии из бумаги. Оригами» + аудиозапись.
- Сегодня мы с вами будем изготавливать изделие в технике оригами: жар-птицу.
- Повторение основных свойств бумаги.
- Повторение техники безопасности на занятии при работе с ножницами, бумагой и клеем.

III. Практическая часть
 1. Изготовление туловища птицы;

2. Изготовление крыльев и хвоста;

IV.  Физминутка «Синица»

V. Самостоятельная работа
(Дети самостоятельно изготавливают и крепят крылья и хвост жар-птицы. Педагог оказывает индивидуальную помощь).

VII. Итог занятия
1. Беседа
- Какую поделку вы сегодня изготавливали на занятии?
- Какую технику использовали для выполнения жар-птицы?
- что такое оригами?
- Откуда пришло к нам это искусство?
2. Уборка рабочего места

Заключение.

Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. «Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая связанная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. И дети неистощимы на выдумку они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, как утверждал
Л.С. Выготский, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.»

Кружковые занятия по вязанию, оригами и другие ценны ещё и в том отношении, сто дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

 

Литература:

1.      Лыкова И.А. Волшебное кружево. Альбом для детского художественного творчества. Москва, 2007 г.

2.      Терешкович Т. А. Школа вязания. Минск, 1995 г.

3.      Рузина М.С. Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр» СПб «Дельта», 1997

Основные термины (генерируются автоматически): рабочее место, крючок, основной вид петель, техник оригами, III, VII, занятие, оригами, ребенок.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Концертная деятельность как средство развития общекультурных компетенций учащихся

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса

Использование активных форм обучения в предметной и внеурочной деятельности

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Концертная деятельность как средство развития общекультурных компетенций учащихся

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса

Использование активных форм обучения в предметной и внеурочной деятельности

Задать вопрос