Вязание крючком как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 03.04.2020

Статья просмотрена: 1575 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Ю. А. Вязание крючком как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5086/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребёнка дошкольника приобрела особую актуальность. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Деятельность ребёнка отличается большой эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Н. А. Ветлугина, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте.

Возможности и значение ручного труда изучались в работах Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, О. М. Дьяченко, Л. В. Куцаковой, К. Д. Ушинского.

И. А. Лыкова, Л. А. Парамонова и др. изучали возможности художественного ручного труда. В работах И. В. Новиковой изучались значение и возможности такого вида художественного ручного труда, как работа с нитками, в частности вязание крючком. Этот вид рукоделия привлекает своей красотой и изяществом, доступностью в исполнении, создаёт широкие возможности для развития у ребёнка художественно-эстетических способностей, инициативности, изобретательности, гибкости мышления и творческой индивидуальности.

Важным моментом в системе трудового воспитания является положение о том, что ручной труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребёнка.

Творчество тесно связано с самостоятельной деятельностью, с развитием самостоятельности.

Творческие способности ярко раскрываются в таком виде ручного труда как работа с нитками, а именно, вязание крючком.

Вязание крючком — прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление, своими руками, красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребёнка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит за ней легче проследить и её легче поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться детям не только для создания полностью вязаных изделий, но и для соединения и обвязывания деталей из ткани.

Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах — необходимое условие для того, чтобы ребёнок был по-настоящему счастлив и мог раскрыть свой творческий потенциал.

Вязание крючком способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и с окружающими, дарит дошкольникам новую широкую гамму ощущений, развивает взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности дошкольника [3].

В процессе вязания крючком можно выделить два этапа развития творческих способностей: процесс возникновения замысла и процесс его исполнения.

На первом этапе ребёнок создаёт образ будущего изделия, планирует его воплощение, отбирает материал, находит способы изготовления. На втором этапе — практически осуществляет задуманное. Ребёнок не просто исполнитель, он изобретатель: он действует руками, он мыслит, контролирует свои практические действия, вносит изменения в свой замысел, изменяет способы конструирования.

Умение выполнять поделки по собственному замыслу — это высокий показатель развития деятельности и творческих способностей.

Для формирования этого умения необходима такая форма организации творческой деятельности, которая бы создала возможности, побуждающие детей применять свои знания в новых условиях. Этому соответствует процесс изготовления поделки по условиям. Здесь детей не знакомят ни с поделкой — образцом, ни со способами её изготовления, а сообщают лишь условия, которым она должна соответствовать. Задача носит проблемный характер. Систематический самостоятельный поиск детьми способов решения задач обеспечивает формирование обобщенных способов действий, которые повлияют на развёртывание самостоятельного творчества. Создание поделки по собственному замыслу обладает большими возможностями для развития самостоятельной творческой деятельности: здесь ребёнок сам решает, что и как он будет делать.

Л. А. Парамонова считает, что, для развития творческих способностей детей, необходимо придать деятельности поисковый, творческий характер, формировать у детей, во — первых, обобщенные представления, способы. Во — вторых, умение ставить перед собой цель и искать способы её решения.

Работу по вязанию крючком можно проводить в форме кружка, целью которого будет являться развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих интерес к рукоделию.

Каждая творческая встреча кружка должна проводиться в атмосфере доброжелательности, стимулирующей творческую активность, создании для каждого ребёнка ситуации успеха, с учётом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка и группы в целом.

В процессе совместной продуктивно-творческой деятельности (дети-дети, дети-родители, дети-педагог) ребёнок учится придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.

Реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных форм и методов обучения, переходя от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельному вязанию: открытию новых знаний и творческих поисков.

Результатом каждой творческой встречи становится готовая поделка (например, аппликация из связанных петель или цепочек) по творческому замыслу самого ребёнка. Детям предлагается самостоятельный выбор цвета и фактуры ниток, расположения деталей, сочетания цвета и т. д.

В процессе выполнения аппликации из вязаных деталей, ребёнок знакомится с цветами, формами, величинами, учится различать одинаковые и разные детали, знакомится с понятиями меньше и больше. Кроме того, у детей вырабатывается творческий подход к созданию работ, развивается воображение, появляется способность выделять главное из большого количества объектов и видеть целое, которое состоит из деталей.

Помимо того, ребёнок сам имеет возможность создавать что-то своими руками, и после использовать свои поделки для украшения квартиры, например, или в качестве подарка [2].

Критериями развития творческих способностей выступают такие показатели как увлечённость, эмоциональность, создание новых комбинаций из освоенных ранее элементов, самостоятельное нахождение новых способов, нахождение оригинальных приёмов изображения, соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям, а также, выбор материала, сочетание деталей, сочетание цвета, дополнение, изменение, преобразование знакомого материала, особая манера исполнения и выражения эмоционального отношения к образу [1, с. 39].

Источниками творческого поиска ребёнка в ходе вязания могут стать природные материалы.Спрогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Ребята рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Таким образом, можно сделать вывод, что вязание крючком — прекрасное средство для самовыражения. Этот вид рукоделия вводит ребёнка в удивительный мир фантазии. Привлекает своей красотой и изяществом, доступностью в исполнении, яркостью и разнообразием цвета и фактуры ниток, возможностью самостоятельного изготовления разного рода изделий (элементов одежды для кукол, салфеток, обвязывание и соединение ткани, игрушек, панно, аппликаций из отдельных вывязанных элементов и т. д.). Создаёт широкие возможности для развития у ребёнка художественно-эстетических способностей, инициативности, изобретательности, гибкости мышления и творческой индивидуальности.

Литература:

1. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — Питер, 2014. — 464 с.

2. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома / Л. В. Куцакова. — М.: Мозайка — Синтез, 2007. — 111 с.

3. Новикова И. В. Вязание крючком и вышивка в детском саду / И. В. Новикова: Ярославль: Академия развития, 2008. — 112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): вязание крючком, возможность, работа, ребенок, ручной труд, вид рукоделия, гибкость мышления, собственный замысел, творческая индивидуальность, художественный ручной труд.

Похожие статьи

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Изображение природы как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности

Овладение элементами прикладного плавания как основа безопасного поведения дошкольников на воде

Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Изображение природы как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности

Овладение элементами прикладного плавания как основа безопасного поведения дошкольников на воде

Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос