Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 08.02.2019

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Степанкина, Ю. А. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда / Ю. А. Степанкина, Е. М. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 235-236. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56368/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлена программа художественно-эстетического развития «Сказочная нить» (ручной труд).

Отличительная особенность предлагаемой дошкольной образовательной программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки искусства и включение в контекст занятий сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми их содержания. Основой развития мышления детей становления неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок.

Цель программы: художественно-эстетическое, творческое развитие дошкольников с использованием нетрадиционного приема работы с нитью.

Задачи программы:

– знакомить с технологией изображения нитью (нитяной графики — выполнением графического рисунка нитями, натянутыми на твердой основе);

– развивать восприятие, любознательность, память, абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, выражать свою точку зрения, глазомер, мелкую моторику, координацию движения рук, художественные способности, эстетический вкус и творческое воображение;

– формировать интерес к работе с нитью, чувство коллективизма, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, инициативу, умение доводить работу до конца, а также желание творить и радоваться полученным результатам.

Участники реализации программы: воспитанники, воспитатели, родители.

Один из основополагающих педагогических принципов — учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

На шестом году жизни развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и условиям.

К шести годам все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность образовательной деятельности увеличивается на 10 минут.

Каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого, такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными по сравнению с занятиями для детей более раннего возраста. Задания насыщаются вербальным и невербальным общением.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте — игра. Вся образовательная деятельность насыщена играми, присутствуют персонажи, соблюдаются игровой сюжет и мотивация.

Важную роль в эффективном эстетическом воспитании играет интегрированный подход к развитию художественного творчества детей.

При составлении программы учитывались принципы: научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции); доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); последовательности.

Психологическое обеспечение реализации программы это: создание доброжелательной атмосферы, оснащение рабочих мест, соблюдение техники безопасности.

Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы. Словесные методы: объяснение, ответы на вопросы, использование и обследование фона, обсуждение правил пользования орудием труда, комментирование способа выполнения действий, использование художественного слова, рассказывание и придумывание сказок, загадок. Наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца, показ последовательности выполнения работы, ознакомление с новыми конструктивными приемами.

Практические приемы: показ образца длины нити, подбор ее оттенка, нарезание мелкими кусочками, плетение цепочки, нанесение по трафарету разноцветных нитей, формирование картинки, конструирование из нитяных шариков; овладение приемами выполнения трудовых действий, их последовательности, приобретение необходимых умений для выполнения различных по содержанию работ.

Образовательная деятельность — в ней участвуют педагог и ребенок. В связи с этим необходимо систематически получать обратную информацию о состоянии развития личности. Нужно четко и грамотно разрабатывать контрольно-оценочную деятельность.

В потенциале эта деятельность имеет следующие функции: обучающую, развивающую, мобилизующую, воспитывающую.

Используются следующие формы педагогического контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Для качественного усвоения программы с детьми проводится индивидуальная работа, показывающая возможности ребенка. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Применяется дифференцированный подход, успехи поощряются, недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий с учетом следующих критериев: удовлетворительное качество работы и соответствие заданной идее; оригинальность творческих работ.

Воспитательная работа сродителями: посещение родителями выставок, совместные занятия детей и родителей, индивидуальные беседы.

Ожидаемые результаты программы: к окончанию периода реализации программы дети могут: создавать образы разных предметов и игрушек, использовать все многообразие усвоенных приемов и навыки работы с материалами; аккуратно оклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей; составлять узоры из ниток.

К концу освоении я программы воспитанники должны овладеть знаниями, практическими умениями и навыками, предусмотренными ею, представить свои творческие работы на выставке.

Литература:

  1. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Нитка, веревка, канат. М., 2010г.
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М., 2006г.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, ребенок, нить, умение.


Похожие статьи

Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего»

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Воспитание любви к малой родине у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность

В статье описывается практическая работа с детьми средней группы детского сада по воспитанию патриотических чувств.

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы»

Похожие статьи

Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего»

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Воспитание любви к малой родине у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность

В статье описывается практическая работа с детьми средней группы детского сада по воспитанию патриотических чувств.

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы»

Задать вопрос