Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего»
Авторы: Янкина Валентина Ивановна, Скворцова Нина Владимировна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.
Дата публикации: 02.01.2018
Статья просмотрена: 764 раза
Библиографическое описание:
Янкина, В. И. Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего» / В. И. Янкина, Н. В. Скворцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/3028/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель: формирование у дошкольников представлений о профессиях космической отрасли.
Задачи:
– Развивать у дошкольников интерес к профессиям, связанным с космосом с помощью игровой ситуации «Космическое путешествие»;
– Активизировать в речи детей представление об объектах космической отрасли (завод «Прогресс», музей Космонавтики «Самара Космическая», Аэрокосмический Университет);
– Развивать творческое воображение, конструкторские способности при строительстве ракеты из мягких модулей;
– Познакомить детей с профессией космобиолог, ее значением в освоении космического пространства.
Групповое помещение или зал оформлен в космическом стиле и разделен на центры: Космическое туристическое агентство, место для строительства ракеты, орбитальная станция (по возможности скрыта от детей шторами или ширмой).
Участие взрослых: «руководитель полета» и «космобиолог».
Оснащение: стол для туристического агентства «Путешествие без границ», рекламная афиша, логотип, буклеты, визитки, путевка, космические жетоны и сувениры (изготовлены детьми), предметы для игры «Выбери нужные предметы в Космос», модули для строительства ракеты, спецодежда для детей: шапочки, нарукавники, столы на орбитальной станции, клеенка, полки, растения, хомячки в аквариуме, цветок Орхидея в горшочке, цветок «Космоцветик».
Все для опыта:
- Прозрачная пластиковая коробочка, с дырочкой -10 штук.
- Керамзит в полиэтиленовом пакетике — 10 пакетиков.
- Шприцы 20 мл, наполненные водным раствором с удобрением — 10 штук.
- Кусочки мешковины — 10 штук.
- Семена с картинками (изображающими овощи) на двойном скотче.
- Световая лампа, поднос большой.
- Журнал наблюдений, ручка.
- Градусник.
- Распечатки «гидропоника в домашних условиях»
- Презентация «Самара Космическая», видео «Ракета взлетает», видео «Космическая физминутка».
Ведущий: Доброе утро, уважаемые коллеги!
Дети приветствуют гостей. Звучит аудиозапись рекламы.
1 ребенок: «Внимание! Внимание! Сенсация! Сенсация! В нашем городе открывается первое в мире космическое туристическое агентство «Путешествие без границ». Мы предлагаем путешествие не только за рубежом, но и в Космос!».
2 ребенок: «Мы рекламу создаем: клеим, вырезаем.
Планеты, солнце, луноход поиграйте с нами!
Путевка в Космос — 15 рублей
Покупайте скорей!
1 ребенок подходит к гостям раздает буклеты и рекламирует:
«Краски мира! Путешествуй с любовью! Оставь работу земную!
Лети в круиз, осмотри планету! Не складывай деньги в старинный чулок».
2 ребенок: «День и ночь
Работали паспортистки,
Чтобы успеть вовремя
Изготовить космические жетоны.
Нашим путешественникам»..
1 ребенок: «Менеджеры, дизайнеры, не покладая рук готовились к открытию космического туристического агентства «Путешествие без границ»».
Воспитатель: «А пока, вы уважаемые гости раздумываете, как оставить работу и совершить уникальное путешествие. У нас есть группа ребят желающих приобрести путевку в Космос! Встречаем наших ребят!»
1 и 2 ребенок «менеджеры по космотуризму» уходят в космическое туристическое агентство «Путешествие без границ».
В зал под музыку М. Таривердиева «Маленький принц» входят дети.
Подходят к космическому туристическому агентству «Путешествие без границ». Встают в свободной форме.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите как красиво в нашем зале, как много гостей, какое событие у нас произошло?
(Предполагаемые ответы детей «Открылось космическое туристическое агентство»).
Воспитатель: «Здравствуйте, уважаемые космоменеджеры, мы пришли с ребятами познакомиться с вашим космическим туристическим агентством.
1 ребенок- менеджер космотуризма обращается к детям:
«Здравствуйте! Мы Вам очень рады!
Я менеджер (имя). Я познакомлю вас с космическими турами, подберу наиболее подходящий, оформлю путевку, помогу оформить космические жетоны, которые в космосе заменяют паспорт». Предлагает детям визитки агентства.
2 ребенок- менеджер космотуризма обращается к детям:
«Я менеджер (имя), могу порекомендовать тур на Орбитальную станцию, где вы познакомитесь с работой космобиолога (показывает путевку).
Купите путёвку, на Марс!
В Космосе — волшебные ночи!
И при этом дешевле, чем в городе Сочи.
Путевка стоит лишь ваших знаний.
А деньги оставьте в кармане.
Наше космическое туристическое агентство необычное и путевку можно получить за ваши знания. Вы желаете приобрести такую путевку?»
1 ребенок- менеджер космотуризма: «Как вы думаете почему именно в Самаре открылось первое в мире космическое туристическое агентство?»
(Наша Самара Космическая!)
Презентация: «Самара Космическая» сопровождает ответы детей.
2 ребенок — менеджер космотуризма: «Почему Самара Космическая?» (В нашем городе находится главный завод, где собирают космические ракеты «Завод Прогресс»), (У нас в городе Музей Космонавтики), (Аэрокосмический университет, где студенты получают профессии, связанные с Космосом), (А теперь у нас в Самаре, первое в мире космическое туристическое агентство).
Игра «Выбери нужные предметы в Космос» (обосновать свой выбор).
Из количества предложенных предметов дети выбирают нужные и объясняют почему они их возьмут с собой: (аптечка, дождевик, лупа, фотокамера, фотоаппарат, авторучка, блокнот, космическая еда, пульверизатор, песочные часы, наушники, пульт управления, «карта звездного неба»).
Например: лупу возьмем с собой, она нужна ученым для рассматривания грунта; видеокамера, фотоаппарат для тележурналистов — они снимут фильм о космосе, напишут статью в газету; аптечка для врача — вдруг кто-то заболеет в полете; и т. п.
2 ребенок — менеджер космотуризма: «Своими знаниями вы заслужили путевку в Космос»
1 ребенок — менеджер космотуризма: «Приглашаем Вас для получения космических жетонов». (дети получают жетоны).
Ребенок: «В Космос, если захотим.
Дружно вместе полетим.
Мы с профессией космобиолог.
Познакомиться хотим».
Звучит аудиозапись по радио: «Внимание! Внештатная ситуация! Детали ракеты привезли для сборки не на завод «Прогресс», а в детский сад «название». Группа туристов приглашается к администрации космического туристического агентства «Путешествие без границ» для решения проблемы.
Воспитатель с детьми принимают решение собрать ракету из модулей.
Дети по замыслу собирают ракету (под музыкальное сопровождение).
Воспитатель: «Кем вы сейчас были, собирая ракету?
Вы были настоящими конструкторами! Сами собрали ракету!»
Дети имитируют надевание в скафандры.
«Мы скафандры — застегнули
Шлем надели — пристегнули
Вот космический жетон
Путь открыт на Космодром!»
Звучит аудиозапись:
«Экипаж, просьба пройти в ракету, занять места согласно полученным жетонам. Пристегнуться. Проверить кислород. Отключить сотовую связь.
Соблюдайте спокойствие.
Полетом управляет командир космического корабля, Имя».
Командир космического корабля надевает наушники и произносит:
«Экипаж готов к полёту в Космос?! Внимание! 5–4-3–2-1! Пуск!».
Дети вместе в ракете произносят речевку:
«Мы путевку в Космос
Группою приобрели.
Ни о чем не пожалели
И в ракете полетели».
Полет детей сопровождается видесюжетом «Ракета взлетает».
Звучит аудиозапись: «Уважаемые туристы, чтобы пройти на Орбитальную станцию, необходимо преодолеть путь через открытый Космос (Космическая физминутка).
Космобиолог встречает детей:
«Здравствуйте, юные путешественники. Как прошел полет? Я «космобиолог» И.О., рада приветствовать Вас на Орбитальной станции. Перед тем как зайти в научную лабораторию вам нужно надеть спец. одежду. И несмотря на то, что туристы в наше время ее посещают, здесь работают ученые и инженеры с конкретными целями.
Человечество очень мало знает о жизни в Космосе.
Условия жизни в Космосе необходимо изучить очень подробно.
Невозможно постоянно доставлять в Космос пищу, как это делается сейчас, поэтому рано или поздно мы придем к производству продуктов, выращиванию растений и животных в Космосе. И космобиолог должен будет изучить как это сделать. Многие разработки существуют и проверены.
Я познакомлю вас с технологией гидропоника.
Гидропоника — это выращивание растений без почвы в больших масштабах.
(Сопровождается изображением «Выращивание растений методом гидропоника в Космосе»
Сущность метода заключается в замене почвы искусственным субстратом.
Например: керамзитом (показывает керамзит). Керамзит служит лишь опорой, в нем размещаются корни растений (показывает образец посаженного растения, где видны корни растений).
Корни растений, получают питание из водного раствора с удобреним, где содержатся все необходимые: соли, минералы, питательные вещества.
Гидропоника позволяет обеспечить экологическую чистоту, ускорить рост растений, увеличить их урожайность, облегчить труд людей.
Ребята у вас есть желание посадить растения по технологии гидропоника?
Дети выполняют задания под руководством «космобиолога».
Материал для опыта:
- Прозрачная пластиковая коробочка, с дырочкой -10 штук.
- Керамзит в полиэтиленовом пакетике — 10 пакетиков.
- Шприцы 20 мл, наполненные водным раствором с удобрением — 10 штук.
- Кусочки мешковины — 10штук.
- Семена с картинками (изображающими овощи) на двойном скотче.
- Световая лампа, поднос большой.
- Журнал наблюдений, ручка.
- Градусник.
- Пульверизатор.
После опыта — космобилог, объясняет детям, что они могут увидеть результаты своего труда, по телемосту.
Звучит аудиозапись по радио:
«Уважаемые туристы, напоминаем вам, что ваше время пребывания в Космосе заканчивается».
Космобиолог: «Вот и закончилось ваше путешествие. Вы сделали очень доброе дело. Посадили растения в далеком Космосе. Возможно в скором будущем планеты в холодном Космосе станут похожими на нашу планету Земля. И мы будем иногда прилетать на них, а кто-то будет жить на них постоянно. На память о вашем космическом путешествии я подарю вам необычный цветок «Космоцветик», выращенный по технологии гидропоника на нашей орбитальной станции.
Не забывайте за ним ухаживать».
В ракете на обратном пути воспитатель подводит итог занятия, варианты вопросов детям.
– Как вы считаете, чтобы организовать это путешествие люди каких профессий приложили свои усилия?
– Давайте вспомним, кто помог нам получить путевку? (Космоменеджер)
– А чья работа помогла нам узнать о существовании космического туристического агентства? (Рекламный агент)
– С какой профессией мы познакомились на Орбитальной станции. (Космобиолог)
– А подумайте, люди какой профессии помогли нам осуществить полет. (Командир космического корабля, инженеры, конструкторы).
– А кто постоянно держал с нами связь по радио? (диспетчер).
– Как вы думаете, если бы не было людей одной из этих профессий, мы смогли бы совершить путешествие?
– Есть важные и неважные профессии? (Все профессии важны).
– Совершенно верно: «Все профессии важны, все профессии нужны».
Дети дарят гостям космические сувениры.
Прощаются с гостями, уходят из зала.