Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников
Вокуева Анна Дмитриевна, студент
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
Фридрих Шиллер.
Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка.
Задачи эстетического воспитания школьников можно разделить на 2 группы:
К первой группе относятся задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывается художественный вкус и потребность в прекрасном. Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать, развивают свое словесное творчество.
Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время:
— эстетическое воспитание путем общения с природой. Это могут быть экскурсии в парк или лес, походы, экологические игры и различные развлечения. Затем дети могут описывать увиденное в сочинениях или выражать приобретенный опыт в виде рисунков.
—эстетика в физической культуре. К примеру, организация спортивных мероприятий, праздников и конкурсов.
—эстетическое воспитание через искусство. Походы школьников в музеи и театры, литературные встречи и музыкальные вечера, детские конкурсы и викторины. Можно организовать встречу детей с писателями, актерами или певцами, а также проводить литературные обсуждения.
— эстетика работы заключается в оформлении рабочего места, сооружении рабочего инвентаря и т. д.
На решение задач эстетического воспитания направлена также внеклассная воспитательная работа. Важную роль в эстетическом воспитании школьников играет семья Надлежащее эстетическое оформление квартиры, наличие библиотеки, художественных журналов, семейных традиций с обсуждения телепередач, прочитанных книг, семейный отдых на природе, совместное посещение театра создают благоприятные условия для привития эстетических вкусов детям.
Для обеспечения эффективности эстетического воспитания необходимы следующие условия:
— создание в школе и семье эстетически привлекательной обстановки;
— обращение в воспитательной работе с учащимися в народных традициях и обрядах;
— высокая эстетическая культура воспитательных мероприятий;
— широкое привлечение учащихся к кружкам художественной самодеятельности, участия в конкурсах и олимпиадах эстетического направления;
— высокая эстетическая культура педагогов и воспитанников в их внешнем виде и поведении;
— взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации
Важное значение имеет воспитание у школьников эстетики поведения — аккуратности в одежде, красивой осанки и манер, умение держаться непринужденно, естественно, культурно и эстетически проявлять свои эмоции Эти качества тесно связаны с нравственностью личности учащегося.
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Литература:
1. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 790–792.