В настоящее время потребительская корзина включает в себя совокупность так называемых, товаров первой необходимости: набор продуктов питания и непродовольственных товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека. Около 50 % от стоимости всей потребительской корзины отводится на продовольственную часть.
Сравнительный анализ данных полученных Федеральной Службой государственной статистики России позволяет сделать вывод о том, что набор потребительских товаров и услуг предоставленный в 2014 году сопоставим с показателями более ранних периодов (2012–2013 гг.) и не претерпел значительных изменений.
Однако при сравнении количественных показателей мы можем наблюдать значительное увеличение качественной составляющей, по сравнению с указанными периодами, что выражается в перераспределении акцентов на более «здоровый» набор, в котором основное место выделяется мясным, рыбным и молочным изделиям и уменьшается количество хлебобулочных продуктов и картофеля.
Наиболее важным показателем с точки зрения экономического анализа потребительской корзины является стоимость товаров и услуг, предоставляемых государством.
Стоимость потребительской корзины напрямую зависит от ее продовольственной части, которая определяется путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.
В 2014 году эта цифра в среднем, увеличилась на 4,2 %. В первую очередь это связано с введением экономических мер по защите национальных интересов России. Вследствие которых, было запрещено ввозить импортную сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольственные товары из стран Евросоюза.
Существует высокая вероятность увеличения стоимости, как отдельных товаров, так и всей потребительской корзины.
Под запрет попали такие продукты как: мясо, рыба, ракообразные, молоко и сливки, овощи, бобовые овощи, фрукты, орехи.
Таким образом, под продовольственное эмбарго попадает большая доля продуктов, составляющих потребительскую корзину.
В виду запрета на импорт продовольствия из Европейских стран и девальвации рубля, происходит рост инфляции. Так для сравнения на начало декабря 2013 года, уровень инфляции составлял 6,5 %. Ранее в Центробанке, основываясь на данных Росстата сообщается, что на фоне роста стоимости гречки инфляция уже составила 8,8 %.
Таким образом, как пишет ТАСС, за 2014 год уровень инфляции в России может превысить прогноз Минэкономразвития — 9 %. Такое изменение инфляции повлечет неизбежное подорожание практически всего потребительского набора.
На сегодняшний день оптовые поставщики снабжают продукцией большинство торговых сетей по долгосрочным контрактам.
В данных контрактах прописан срок, в течении которого оптовые поставщики не имеют право изменять свои цены. В большинстве случаев, срок составляет полтора — два месяца. В нестабильных условиях поставщики не могут сдерживать свои цены так долго, указывая на растущий курс доллара. В данной ситуации, сроки будут устанавливаться отдельно для каждого вида продукции в зависимости от ряда параметров, прежде всего оборачиваемости.
При этом форсированный пересмотр цен уже стал реальностью, с которой столкнулись розничные магазины,
Вопреки тому, что в 2014году Россия собрала один из самых высоких урожаев зерновых, в ближайшее время хлеб может подорожать на 10 %. Многие поставщики сообщают о предстоящем росте закупочных цен. Переработчики объясняют подорожание ростом цены на муку, зерно, сахар, зарубежное сырье, упаковочные материалы и транспортные расходы. Пшеница — является биржевым товаром, поэтому его окончательная стоимость формируется мировым рынком. А запасы зерна в мире на данный момент находятся на низком уровне при общем высоком спросе. Сыграло негативную роль и снижение курса рубля к основным мировым валютам — растут внутренние рублевые цены на зерно.
Изменение цен на продукты в среднем по России в январе — ноябре 2014 года по сравнению с этим же периодом 2013 года, представим на диаграмме:
Несмотря на рост цен на сливочное масло на 21,3 % наблюдается снижение стоимости подсолнечного масла на 5,3 %.
Так, стоимость потребительской корзины в среднем по стране в течение осеннего периода 2014 года установилась в размере 3047,7 рубля. С начала года корзина поднялась в цене на 6,4 %. В основном данное увеличение обусловлено ростом цен на отдельные овощи и фрукты. Огурцы и помидоры стали дороже в 1,4 раза и 1,3 раза соответственно, картофель — на 9,2 %, лук репчатый — на 6 %, орехи на 4,6 %, бананы на 3,7 %.
Однако, наблюдается и снижение стоимости определенных товаров, так груши подешевели на 3,7 %, чеснок, свекла, морковь, виноград, апельсины, яблоки — на 0,6–1,8 %. Дешевле стала охлажденная и живая рыба — на 0,4 %.
Из непродовольственных товаров наибольший прирост цен зафиксирован в группе медикаментов, которые подорожали на 1,3 % по сравнению с более ранними периодами, а с начала года на 10,6 %.
Что касается стоимости потребительской корзины в 2015 году, то специалисты прогнозируют еще большее подорожание продовольственных и непродовольственных товаров. Таким образом, все позиции продуктовой группы в супермаркетах подорожают на 15 % после 1 января, по мнению Ассоциации компаний розничной торговли.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) объединяет крупнейших риэлторов страны. АКОРТ дает прогноз опираясь на текущий курс валют и только на 6 месяцев, так как при последующем ослаблении рубля прогноз будет меняться. Рост коснется не только импорта, но и товаров российского производства, так как основное сырье для них или ингредиенты покупают за рубежом за доллары и евро.
Рост стоимости определенных продуктов также связан с импортозамещением запрещенных к ввозу товаров. Таким образом, наша страна пытается начать полностью обеспечивать себя собственным продовольствием. Но данный процесс является долгосрочным и достаточно затратным. Тем не менее, многие российские производители начали расширять производство и осваивать новые рынки сбыта по всей России.
На основании проведенного исследования Росстатом, выяснилось, что 87 % россиян планируют экономить в 2015 году. Всего в исследовании приняли участие более 10 тыс. человек. Техника, а также путешествия и алкоголь вошли в тройку категорий, покупкой которых готовы жертвовать в первую очередь.
Так, 33 % опрошенного населения планируют сокращать расходы на путешествия, 18,23 % — планируют экономить на алкоголе. На технике готовы экономить 13,24 % участников опроса, 9,85 % — будут реже посещать места общественного питания, а 6,31 % — сэкономят на продуктах питания. Расходы на автомобиль готовы сократить 6,11 % участников, на одежду — 3,58 %, а на недвижимость и коммунальные платежи— 2,9 и 2,5 % соответственно. Около 1,77 % и 1,61 % готовы тратить меньше денег на кинотеатры и мобильную связь. Меньше всего участников опроса (0,87 %) готовы сэкономить на косметике.
Экономическая ситуация подталкивает население отказываться от привычных жизненных традиций, а рост цен, вызванный падением курса отечественной валюты, приводит к необходимости более детально контролировать свои расходы.
Литература:
1. Руслан Шамуков: Экономика и бизнес [Электронный ресурс] ТАСС Информационное агентство России. Ресурс доступа: http://itar-tass.com/ekonomika/1390771
2. Зиброва Анна, Дуленкова Анастасия: Цены вырастут до хлеба [Электронный ресурс] Газета «Коммерсантъ». Ресурс доступа: http://news.mail.ru/economics/20429018/?frommail=1
3. Соловьева Ольга: Цены на продукты выросли на треть [Электронный ресурс] Независимая газета. Ресурс доступа: http://www.ng.ru/economics/2014–11–26/1_food.html
4. Зыкова Татьяна: Росстат: Гречка подорожала на 54,4 процента [Электронный ресурс] Российская газета. Ресурс доступа: http://www.rg.ru/2014/12/04/inflyacia-site.html