По данным на 2018 год «общий объем рынка детских товаров достигает 780,2 миллиарда рублей, при этом 208 миллиардов из них приходятся на отечественную продукцию» — об этом говорит директор департамента развития промышленности и социально-значимых товаров Минпромторга Д. Колобов. По оценке Минпромторга, 43 % рынка детских товаров составляют детская одежда и обувь, 24 % — игры, игрушки и робототехника, 14 % — санитарно-гигиенические и косметические средства, 8 % — школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, 3 % — детская мебель и оставшиеся 8 % — прочие детские товары, о чём свидетельствует таблица 1 [13].
Таблица 1
Структура рынка товаров для детей
Вид товаров |
Процент каждого вида товаров на российском рынке |
Детская одежда и обувь |
43 |
Игры, игрушки и робототехника |
24 |
Санитарно-гигиенические и косметические средства |
14 |
Школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары |
8 |
Детская мебель |
3 |
Прочее |
8 |
Согласно исследованиям Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ), 73 % от 780,2 миллиардов рублей (или 570 миллиардов рублей) составляет объём рынка детских товаров в российских городах, где проживают более 100 тысяч человек. Жители тратят «почти треть этих денег на одежду (177 млрд. руб.), еще четверть — на игрушки (137 млрд. руб.). Чуть меньше занимают товары для новорожденных (130 млрд. руб.). Десятая часть приходится на обувь (63 млрд. руб.). И столько же — на остальные товары для детей» [1].
Что касается тенденций на рынке детских товаров, первая половина 2018 года характеризуется низкой инфляцией и ростом потребительской уверенности. Эксперт социологической маркетинговой компании NIELSEN Ж. Николаева пишет о том, что детская индустрия «увеличилась в спросе на 10 % в натуральном выражении и на 6 % в денежном выражении» [14].
Однако к концу 2018 года, по мнению президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) А. Цицулиной, рынок уже можно охарактеризовать как нестабильный. А. Цицулина выделяет на рынке такие тенденции, как снижение рождаемости и снижение реальных располагаемых доходов населения и его платежеспособности. Последнее приводит к понижению покупательной способности и переходе к сберегающей модели потребления, а следовательно, к экономии на детских товарах [11].
Кроме того, согласно опросам ВЦИОМ, индекс потребительского доверия, показывающий, насколько определённый период времени благоприятен для крупных покупок населения, в среднем в 2018 году является достаточно низким и составляет 41,5 % (минимальное значение — 40 %, максимальное — 45 %) [8].
Согласно исследованиям РБК по данным на 2018 год россияне тратят 85 % своих доходов на покупку продуктов первой необходимости, соответственно, на свободные траты (в том числе, и на детские товары) у них остается только 15 % доходов, что так же говорит о понижении покупательной способности.
Тем не менее, с точки зрения экспертов РБК, эти факторы не влияют на состояние рынка детских товаров: «либо снижается спрос, но клиент становится избирательнее, и поэтому все-таки покупает дорогие игрушки, либо спрос снижается незначительно, что компенсируется переключением потребителя на бюджетные товары» [10].
Руководитель отдела продаж «Яндекс.Маркета» Илья Коган также поддерживает эту позицию: «Все развлечения, которые имеют россияне — это забота о детях. Люди не могут больше регулярно покупать бытовую технику или электронику, у них нет средств, чтобы отремонтировать квартиру или поменять машину. Поэтому они замещают эти траты вложением в детей. Ведь желание тратить деньги не пропадает, а возможностей сейчас больше в этой категории. Потому, что средний чек тут всё-таки меньше, чем в мебели и других товарах» [3].
Директор по исследованиям детских рынков Ipsos Comcon Юлия Быченко подтверждает точку зрения о переключении потребителя на бюджетные товары. Она утверждает, что «в большинстве мамы стремятся найти товар по низкой цене. В зависимости от категории мы замечаем перетекание потока покупателей в крупные сети в поиске лучших ценовых предложений» [3].
По данным РБК, лучшие ценовые предложения и разнообразные программы лояльности можно найти в специализированных детских магазинах. Кроме того, они предлагают широкий ассортимент товаров для детей по низкой цене по причине «лучших условий при переговорах с поставщиками» благодаря своим размерам и предоставляют квалифицированную консультацию по интересующим товарам [12]. Поэтому по статистике именно они являются «самым популярным каналом продаж детских товаров» (82,1 % россиян предпочитают их прочим магазинам с детскими товарами), и «обеспечивают 50 % оборота детской продукции в стране» [9].
Безусловным лидером среди специализированных детских магазинов является «Детский мир», который включает в себя розничную сеть магазинов «Детский мир», сеть магазинов ELC и ABC, сеть товаров для животных «Зоозавр» и предлагает около 30 тысяч детских товаров, среди которых есть как одежда, обувь, детская мебель, продукты питания, так и игрушки, товары для творчества и активного отдыха. 70 % детских товаров импортируются, оставшиеся 30 % являются продукцией собственных торговых марок (СТМ) «Детского мира» (в основном, под СТМ выпускается одежда и обувь). Однако компания также разрабатывает товары для новорожденных, игрушки и товары для активного отдыха под собственными торговыми марками [4]. Согласно статистике, именно товары СТМ, как более качественные, являются более востребованными по сравнению с импортируемыми [2].
Что касается виденья компании, миссией «Детского мира» является «создание национальной торговой сети, призванной обеспечить обществу цивилизованные условия для наиболее качественных, безопасных и перспективных инвестиций в подрастающее поколение»; целью — «стать национальным эталоном магазина с широчайшим ассортиментом качественных товаров для детей и подростков». Среди своих основных преимуществ для потребителей компания выделяет высокое качество обслуживания в магазинах и развитые каналы онлайн продаж, низкие цены (ниже среднего) и разнообразные программы лояльности, а также сезонные скидки и предложения [5].
Кроме того, в 2018 году «Детский мир» занял 88-е место в рейтинге Forbes «ТОП-200 крупнейших частных компаний», 126-е место в рейтинге журнала «РБК» «Крупнейшие компании России — ТОП-500» и 37-е место в рейтинге «ТОП-50 самых быстрорастущих компаний», а также 13-е место в рейтинге крупнейших российских розничных сетей INFOLine Retail Russia TOP-100 [5].
По словам А. Цицулиной, разрыв между безусловным лидером «Детский мир» и другими лидерами «значительно увеличился» за последние три года [11].
В таблице 2 представлены самые крупные торговые сети России и СНГ по выручке, занимаемой магазинами площади и количеству магазинов на начало 2018 года. Действительно, ПАО «Детский мир» занимает 1 место по всем выше перечисленным параметрам: в 4 раза превышает ООО «Кораблик» по выручке и в 3 раза по числу магазинов и в 4 раза превышает «Дочки-сыночки» по занимаемой магазинами площади [15].
Таблица 2
Рейтинг самых крупных торговых сетей России иСНГ по выручке, занимаемой площади иколичеству магазинов
Название торговой сети |
Выручка, млрд. руб. |
Занимаемая магазинами площадь, тыс. кв. м. |
Число магазинов, шт. |
Детский мир |
97 |
661 |
625 |
Кораблик |
23,1 |
111,4 |
213 |
Дочки-сыночки |
20,8 |
164,9 |
169 |
Бубль Гум |
6,7 |
66 |
44 |
Rich Family |
6 |
72 |
24 |
Однако, уже по данным за 2018 год, выручка ПАО «Детский мир» увеличилась на 14,3 % до 110,9 млрд. руб., торговая площадь магазинов составила 768 тысяч квадратных метров, а число магазинов — 743 штуки (количество магазинов «Детский мир» насчитывает 673 штуки, ELC и ABC — 66 штук — 56 и 10 штук соответственно, «Зоозавр» — 4 штуки), что говорит о ещё большем разрыве с другими торговыми сетями [5]. Помимо этого, «сопоставимые продажи сети по итогам года выросли на 4,3 %, число чеков — на 6,9 %, а размер среднего чека снизился на 2,4 %». Это также может быть связано с тем, что сеть продолжает расширяться: за 2018 год были открыты 33 магазина в новых городах России и Казахстана и 77 магазинов в тех городах, где у сети уже были свои точки продаж [6].
По словам генерального директора «Детского мира» Чирахова В. С., «рынок может расти, может падать, но в любом случае детские товары должны где-то продаваться. В этом смысле наша задача — быть наиболее эффективным каналом в дистрибуции этих самых товаров» [2]. В связи с этим, в планах Компании на 2019 год продолжить наращивать масштабы бизнеса: открыть не менее 80 магазинов сети «Детский мир», выйти на рынок Республики Беларусь, а также значительно улучшить уровень сервиса для всех каналов доставки онлайн-заказов, запустить обновленный интернет-магазин» [7].
Что касается планов на 2019–2022 годы, компания планирует открыть как минимум 300 магазинов не только в городах России, но и на территории Беларуси и Казахстана [7].
Итак, основными тенденциями на рынке детских товаров являются:
− понижение покупательной способности и переход к сберегающей модели потребления;
− снижение индекса потребительского доверия;
− переключение потребителя на бюджетные детские товары и их перетекание в крупные сети в поиске лучших ценовых предложений и программ лояльности;
− увеличение разрыва между «Детским миром» и другими крупными специализированными детскими магазинами и усиление позиции «Детского мира» на рынке детских товаров.
Литература:
- Бизнес на рождаемости: как в России зарабатывают на детях // Udm-Info — информационный портал. URL: https://udm-info.ru/news/economy/18–12–2018/biznes-na-rozhdaemosti-kak-v-rossii-zarabatyvayut-na-detyah (дата обращения: 06.05.2019).
- Владимир Чирахов («Детский мир») — о рынке игрушек, развитии за рубежом и новой сети «Зоозавр» // RETAILER.ru — Ежедневные коммуникации. URL: https://retailer.ru/vladimir-chirahov-detskij-mir-o-rynke-igrushek-razvitii-za-rubezhom-i-novoj-seti-zoozavr-tezisy-iz-bolshogo-intervju-vedomostjam/ (дата обращения: 06.05.2019).
- Детские товары в 2017 году: обзор рынка // Отраслевой портал детских товаров и игрушек. URL: https://kidsoboz.ru/article/detskie_tovaryi_v_2017_godu_obzor_ryinka/ (дата обращения: 06.05.2019).
- Детский мир: Доля СТМ в категории одежды и обуви составляет 70 % // Информационный портал о контрактном производстве и СТМ. URL: http://www.plabel.ru/detskiy-mir-stm/ (дата обращения: 06.05.2019).
- «Детский мир» — о компании // «Детский мир» — магазин детских товаров. URL: http://corp.detmir.ru/about/about_us/ (дата обращения: 06.05.2019).
- «Детский мир» отчитался о выросшей до 110,9 млрд рублей годовой выручке // РБК — информационное агентство. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c40423e9a7947c882e72743 (дата обращения: 06.05.2019).
- «Детский мир» планирует открыть 80 магазинов в 2019 году // Финансовые новости на Trtf.ru. URL: https://trtf.ru/detskiiy-mir-planiruet-otkryt-80-magazinov-v-2019-godu-20190117–095256/ (дата обращения: 06.05.2019).
- Индекс потребительского доверия // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=420 (дата обращения: 06.05.2019).
- Каждый второй рубль родители тратят в специализированных детских магазинах // РБК — информационное агентство. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10157/ (дата обращения: 06.05.2019).
- Метаморфозы спроса на рынке детских игрушек // РБК — информационное агентство. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/32/ (дата обращения: 06.05.2019).
- На детском рынке сейчас идут «недетские» игры // Информационный портал «Канцелярское Дело». URL: http://delo-st.ru/intervyu/na-detskom-rynke-sejchas-idut-nedetskie-igry.html (дата обращения: 06.05.2019).
- На рынке детских игрушек наблюдается восстановительный рост // РБК — информационное агентство. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10127/ (дата обращения: 06.05.2019).
- Объем рынка детских товаров растет за счет новорожденных // Таможня для всех — информационный портал. URL: http://www.tks.ru/reviews/2018/09/26/02 (дата обращения: 06.05.2019).
- Тенденции на рынке детских товаров в России // Отраслевой портал детских товаров и игрушек. URL: https://kidsoboz.ru/news/tendentsii_na_ryinke_detskih_tovarov_v_rossii/ (дата обращения: 06.05.2019).
- Топ-10 магазинов детских товаров // MarketMedia — онлайн СМИ для бизнеса. URL: https://marketmedia.ru/media-content/top-10-children-s-goods-shops/ (дата обращения: 06.05.2019).