В данной статье мы поставили задачу рассмотреть мужскую линию в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий». В этой связи мы сделали несколько выводов о трансформации мужских образов в связи с трагедией Шекспира «Гамлет» и эволюцию героев-мужчин на протяжении романа.
Ключевые слова:Гамлет, Клавдий, король Дании, Апдайк, Шекспир, Гертруда, мужские образы, принц датский.
«Гертруда и Клавдий» (2000) — постмодернистский роман Джона Апдайка, в котором писатель трансформирует легенду о Гамлете, уже обрабатывавшуюся много ранее Саксоном Грамматиком, Франсуа Бельфоре и другими, но свой роман Апдайк дает как предысторию одноименной трагедии У.Шекспира.
В романе «Гертруда и Клавдий» фигурируют четыре главных персонажа-мужчины: Рерик (отец Геруты), Горвендил (отец Амлета), Фенг (брат Горвендила), Гамлет (Амлет). Это три последовательно сменяющих друг друга короля Дании и один принц — будущий датский король. Каждому из героев по наследству переходит корона Дании, живым олицетворением, символом которой является королева: для Рерика — Герута, для Горвендила — Геруте, для Фенга — Гертруда. Принц Гамлет перед читателем не достигает статуса короля, но символично, что и Гертруда, как мать, не принадлежала ему: «Ее сердце ощущало себя отброшенным. Что-то сдерживало ее любовь к этому болезненному, впечатлительному, бойкому на язык ребенку» [1].
Горвендил (Гамлет-старший) и Фенг (Клавдий) — словно 2 ипостаси Рерика, раздвоенное продолжение отца Гертруды в ее мужьях. Первый король Дании, каким его описывает Апдайк, силен, мужествен, суров, но при этом — добр и щедр по отношению к своей дочери, он страстно любил ее мать, и такой любовью была одарена Гертруда.
Таким образом, по нашему мнению, разделяются Горвендил и Фенг: насколько первый король Дании — суров, жесток, скуп на проявление нежности и любви, настолько щедро его брат (впоследствии — Клавдий) отдает всего себя и свою любовь Гертруде.
Горвендил, кажется, не скрывает своей тяги к правлению Данией, зато Фенг не таков. Он влюблен в женщину, в Гертруду, не в корону. Изначально это любовь двух предназначенных друг другу людей, но позднее, наблюдая за тем, как амбиции берут верх над Фенгом, или уже Клавддием, как его зовут в 3 части романа, мы как читатели задумываемся: так ли бескорыстна было влечение Фенга к Геруте.
Если обратиться к Фрейду, то страсть Фенга к Гертруде — всегда было делом его сублимированных амбиций, реализация которых всего лишь ждала подходящего момента и подготовленной почвы. Дело в том, что Апдайк сообщает на страницах своего романа об определенной конкуренции между братьями Горвендилом и Фенгом: «Горвендил до кончиков ногтей современный человек — достойный сын моего боевого товарища Горвендила. И показал себя отличнейшим соправителем Ютландии, власть над которой делит со своим братом Фенгом, далеко не таким достойным. <…> Народ любит его, Горвендила. И не любит Фенга» [1].
Напрашивается вывод: желание завладеть всем, чем владеет Горвендил, вполне естественное желание Фенга, ведь, как думала Герута: «Младшие братья похожи на дочерей в том, что никто не относится к ним так серьезно, как им хотелось бы» [1]. И кстати будет добавить, что ни Рерик, ни Горвендил — мужественные воины — не считались с мнением Гертруды, Фенг же обратился к миру ее чувств и мыслей, и благодарная любовь Гертруды не знала границ.
Но рассуждения о корыстных намерениях Фенга не могут быть столь категоричными, поскольку любовь к Гертруде лишь с годами могли потеснить жажда короны и власти над Данией. Братоубийца-Клавдий — изменившийся со временем Фенг, который не претендовал на что-то большее, чем сердце Гертруды.
Но принц Гамлет — иной. Кажется, будто он не схож ни с дедом, ни с отцом, ни с дядей, ни тем более с матерью. Хотя Гертруда и Гамлет — два чада, выросших в стенах Эльсинора, их натуры поразительно различны и чужды друг другу: «<…> ее любовь, казалось ей, разбрызгивалась по Амлету и оставалась на его поверхности, не всасываясь, будто бусины ртути. Он был крови своего отца — сдержанный, отчужденный, ютская угрюмость, укрытая под аффектированными манерами и изысканными занятиями знатного юноши. И не просто знатного — он же был принцем, как Герута в свое время была принцессой» [1].
Так таит ли в себе Гамлет частичку своего отца и своего деда? Не от того ли он так угрюм и враждебен, что страдает от отсутствия сходства с отцом-воином, отцом-королем? По нашему мнению, роман Апдайка необходимо исследовать не упуская из виду трагедию Шекспира, поскольку сам Апдайк признается, что написал нечто вроде предыстории шекспировской трагедии «Гамлет». И следуя этой установке, необходимо напомнить, что принц питал большую любовь к своей матери и страдал из-за ее связи с Клавдием, который для него был олицетворением собственного отца.
Итак, выдвинем гипотезу о том, что Гамлет страдал от отсутствия схожести со своим отцом, что не мешало принцу ревновать свою мать Гертруду к ее мужу — собственному отцу. Так, мы будем вынуждены снова вспомнить Зигмунда Фрейда и на этот раз — его Эдипов комплекс, сделав попытку объяснить ненависть Гамлета к Клавдию не только местью за погубленного отца, но и за отнятую королеву.
Литература:
1. Апдайк Д. Гертруда и Клавдий [Электронный ресурс]. М., 2001. — Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/APDAJK/updike_gertruda.txt.