Мужская линия в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 27.12.2014

Статья просмотрена: 383 раза

Библиографическое описание:

Филотенкова, Е. А. Мужская линия в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий» / Е. А. Филотенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 418-419. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14570/ (дата обращения: 17.12.2024).

В данной статье мы поставили задачу рассмотреть мужскую линию в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий». В этой связи мы сделали несколько выводов о трансформации мужских образов в связи с трагедией Шекспира «Гамлет» и эволюцию героев-мужчин на протяжении романа.

Ключевые слова:Гамлет, Клавдий, король Дании, Апдайк, Шекспир, Гертруда, мужские образы, принц датский.

 

«Гертруда и Клавдий» (2000) — постмодернистский роман Джона Апдайка, в котором писатель трансформирует легенду о Гамлете, уже обрабатывавшуюся много ранее Саксоном Грамматиком, Франсуа Бельфоре и другими, но свой роман Апдайк дает как предысторию одноименной трагедии У.Шекспира.

В романе «Гертруда и Клавдий» фигурируют четыре главных персонажа-мужчины: Рерик (отец Геруты), Горвендил (отец Амлета), Фенг (брат Горвендила), Гамлет (Амлет). Это три последовательно сменяющих друг друга короля Дании и один принц — будущий датский король. Каждому из героев по наследству переходит корона Дании, живым олицетворением, символом которой является королева: для Рерика — Герута, для Горвендила — Геруте, для Фенга — Гертруда. Принц Гамлет перед читателем не достигает статуса короля, но символично, что и Гертруда, как мать, не принадлежала ему: «Ее сердце ощущало себя отброшенным. Что-то сдерживало ее любовь к этому болезненному, впечатлительному, бойкому на язык ребенку» [1].

Горвендил (Гамлет-старший) и Фенг (Клавдий) — словно 2 ипостаси Рерика, раздвоенное продолжение отца Гертруды в ее мужьях. Первый король Дании, каким его описывает Апдайк, силен, мужествен, суров, но при этом — добр и щедр по отношению к своей дочери, он страстно любил ее мать, и такой любовью была одарена Гертруда.

Таким образом, по нашему мнению, разделяются Горвендил и Фенг: насколько первый король Дании — суров, жесток, скуп на проявление нежности и любви, настолько щедро его брат (впоследствии — Клавдий) отдает всего себя и свою любовь Гертруде.

Горвендил, кажется, не скрывает своей тяги к правлению Данией, зато Фенг не таков. Он влюблен в женщину, в Гертруду, не в корону. Изначально это любовь двух предназначенных друг другу людей, но позднее, наблюдая за тем, как амбиции берут верх над Фенгом, или уже Клавддием, как его зовут в 3 части романа, мы как читатели задумываемся: так ли бескорыстна было влечение Фенга к Геруте.

Если обратиться к Фрейду, то страсть Фенга к Гертруде — всегда было делом его сублимированных амбиций, реализация которых всего лишь ждала подходящего момента и подготовленной почвы. Дело в том, что Апдайк сообщает на страницах своего романа об определенной конкуренции между братьями Горвендилом и Фенгом: «Горвендил до кончиков ногтей современный человек — достойный сын моего боевого товарища Горвендила. И показал себя отличнейшим соправителем Ютландии, власть над которой делит со своим братом Фенгом, далеко не таким достойным. <…> Народ любит его, Горвендила. И не любит Фенга» [1].

Напрашивается вывод: желание завладеть всем, чем владеет Горвендил, вполне естественное желание Фенга, ведь, как думала Герута: «Младшие братья похожи на дочерей в том, что никто не относится к ним так серьезно, как им хотелось бы» [1]. И кстати будет добавить, что ни Рерик, ни Горвендил — мужественные воины — не считались с мнением Гертруды, Фенг же обратился к миру ее чувств и мыслей, и благодарная любовь Гертруды не знала границ.

Но рассуждения о корыстных намерениях Фенга не могут быть столь категоричными, поскольку любовь к Гертруде лишь с годами могли потеснить жажда короны и власти над Данией. Братоубийца-Клавдий — изменившийся со временем Фенг, который не претендовал на что-то большее, чем сердце Гертруды.

Но принц Гамлет — иной. Кажется, будто он не схож ни с дедом, ни с отцом, ни с дядей, ни тем более с матерью. Хотя Гертруда и Гамлет — два чада, выросших в стенах Эльсинора, их натуры поразительно различны и чужды друг другу: «<…> ее любовь, казалось ей, разбрызгивалась по Амлету и оставалась на его поверхности, не всасываясь, будто бусины ртути. Он был крови своего отца — сдержанный, отчужденный, ютская угрюмость, укрытая под аффектированными манерами и изысканными занятиями знатного юноши. И не просто знатного — он же был принцем, как Герута в свое время была принцессой» [1].

Так таит ли в себе Гамлет частичку своего отца и своего деда? Не от того ли он так угрюм и враждебен, что страдает от отсутствия сходства с отцом-воином, отцом-королем? По нашему мнению, роман Апдайка необходимо исследовать не упуская из виду трагедию Шекспира, поскольку сам Апдайк признается, что написал нечто вроде предыстории шекспировской трагедии «Гамлет». И следуя этой установке, необходимо напомнить, что принц питал большую любовь к своей матери и страдал из-за ее связи с Клавдием, который для него был олицетворением собственного отца.

Итак, выдвинем гипотезу о том, что Гамлет страдал от отсутствия схожести со своим отцом, что не мешало принцу ревновать свою мать Гертруду к ее мужу — собственному отцу. Так, мы будем вынуждены снова вспомнить Зигмунда Фрейда и на этот раз — его Эдипов комплекс, сделав попытку объяснить ненависть Гамлета к Клавдию не только местью за погубленного отца, но и за отнятую королеву.

 

Литература:

 

1.              Апдайк Д. Гертруда и Клавдий [Электронный ресурс]. М., 2001. — Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/APDAJK/updike_gertruda.txt.

Основные термины (генерируются автоматически): король Дании, любовь, брат, мать, отец, принц, роман, собственный отец.


Ключевые слова

Шекспир, Гамлет, Клавдий, король Дании, Апдайк, Гертруда, мужские образы, принц датский., принц датский

Похожие статьи

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц»

В статье мы поставили задачу рассмотреть, какую интерпретацию получает тема искусства в романе Айрис Мердок «Черный принц». Также нас интересовало, каким образом Мердок объясняет, что такое искусство по Шекспиру, и с какими персонажами в романе связа...

Образ леди и джентльмена в романе М.Митчелл «Унесенные ветром»

В данной работе рассматриваются составляющие образов леди и джентльмена Юга США на примере романа «Унесенные ветром» М.Митчелл. В статье мы обращаемся к образам четырех основных персонажей: Скарлетт, Мелани, Ретта и Эшли, которых разбиваем на «леди» ...

Языковой образ женщины в прозе Эдгара Аллана По

В статье рассматриваются принципы создания языкового образа женщины Эдгаром Алланом По в его прозе на примере пяти произведений: «Береника», «Морелла», «Лигейя», «Падение дома Ашеров» и «Элеонора». Кроме того, анализируются причины возникновения особ...

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

Экранизация романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» режиссёром М. Войтышко. Сквозь призму Евангелия

Автор статьи обращается к теме христианской веры в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и её интерпретации в экранизации романа режиссером М. Войтышко. Задача автора — проследить, как режиссер интерпретировал христианскую тематику, провел ли п...

Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт

В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Выразительные средства адаптивного комикса и их влияние на современного читателя (на примере романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и одноименного комикса Н. Хайески)

В данной статье проводится сопоставление графического издания (адаптивного комикса) Н. Хайески «Гордость и предубеждение» с оригинальным произведением Дж. Остин. Анализ образов, структуры произведения позволяет выявить, как создается эквивалент роман...

Реализация темы «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей»

В данной статье рассматривается тема «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей». Несмотря на научно-фантастический жанр произведения, автор затрагивает философские вопросы, актуальные и в наши дни. Данный во...

Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы ХХ века на примере произведения «Ромул Великий»

В статье автор рассматривает актуальность драматургии Фридриха Дюрренматта в контексте европейской драмы 20 века. Особое внимание обращается на драматургические и языковые средства, к которым обращается автор. Данные средства рассматриваются в контек...

Похожие статьи

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц»

В статье мы поставили задачу рассмотреть, какую интерпретацию получает тема искусства в романе Айрис Мердок «Черный принц». Также нас интересовало, каким образом Мердок объясняет, что такое искусство по Шекспиру, и с какими персонажами в романе связа...

Образ леди и джентльмена в романе М.Митчелл «Унесенные ветром»

В данной работе рассматриваются составляющие образов леди и джентльмена Юга США на примере романа «Унесенные ветром» М.Митчелл. В статье мы обращаемся к образам четырех основных персонажей: Скарлетт, Мелани, Ретта и Эшли, которых разбиваем на «леди» ...

Языковой образ женщины в прозе Эдгара Аллана По

В статье рассматриваются принципы создания языкового образа женщины Эдгаром Алланом По в его прозе на примере пяти произведений: «Береника», «Морелла», «Лигейя», «Падение дома Ашеров» и «Элеонора». Кроме того, анализируются причины возникновения особ...

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

Экранизация романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» режиссёром М. Войтышко. Сквозь призму Евангелия

Автор статьи обращается к теме христианской веры в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и её интерпретации в экранизации романа режиссером М. Войтышко. Задача автора — проследить, как режиссер интерпретировал христианскую тематику, провел ли п...

Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт

В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Выразительные средства адаптивного комикса и их влияние на современного читателя (на примере романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и одноименного комикса Н. Хайески)

В данной статье проводится сопоставление графического издания (адаптивного комикса) Н. Хайески «Гордость и предубеждение» с оригинальным произведением Дж. Остин. Анализ образов, структуры произведения позволяет выявить, как создается эквивалент роман...

Реализация темы «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей»

В данной статье рассматривается тема «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей». Несмотря на научно-фантастический жанр произведения, автор затрагивает философские вопросы, актуальные и в наши дни. Данный во...

Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы ХХ века на примере произведения «Ромул Великий»

В статье автор рассматривает актуальность драматургии Фридриха Дюрренматта в контексте европейской драмы 20 века. Особое внимание обращается на драматургические и языковые средства, к которым обращается автор. Данные средства рассматриваются в контек...

Задать вопрос