Образ леди и джентльмена в романе М.Митчелл «Унесенные ветром» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.11.2016

Статья просмотрена: 4025 раз

Библиографическое описание:

Баркова, И. А. Образ леди и джентльмена в романе М.Митчелл «Унесенные ветром» / И. А. Баркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 990-993. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34805/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной работе рассматриваются составляющие образов леди и джентльмена Юга США на примере романа «Унесенные ветром» М.Митчелл. В статье мы обращаемся к образам четырех основных персонажей: Скарлетт, Мелани, Ретта и Эшли, которых разбиваем на «леди» и «джентльменов». Анализируя их поведение, мы делаем вывод о предписанных в ту эпоху образцах поведения для представителей высшего класса.

Ключевые слова: М.Митчелл, Унесенные ветром, леди, джентльмен, Юг, США

Побочным продуктом перехода США от аграрной к индустриальной экономике, основанной в начале девятнадцатого века, было быстрое увеличение числа представителей высшего и среднего классов. К середине века было опубликовано несколько книг, содержащих правила надлежащего социального поведения для этих недавно разбогатевших граждан. «Двадцатый век стал свидетелем распространения этих руководств под авторством Эми Вандербильт, Эмили Пост и мисс Мэннерс, где грядущим поколениям был предложен кодекс поведения для леди и джентльмена» [4, с.163].

В мире, в котором жила Маргарет Митчелл, на мужчин и женщин были возложены специфические гендерные роли. К примеру, джентльмена-южанина определяло то, как он проводит свой досуг, а истинную южную леди — то, какой популярностью она пользовалась среди поклонников.

Действие романа «Унесенные ветром» происходит в графстве Клейтон, в одном из северных районов штата Джорджия, во время Гражданской войны в США и реконструкции. Для большинства американцев, и особенно для самих южан, Юг представляет собой особый регион с уникальной культурой, языком, образом жизни, ценностями и историей. Общество довоенного Юга разительно отличалось от остальных Соединенных Штатов. После революции не так много иммигрантов, за исключением некоторого числа ирландцев, поселились на юге Америки. Частично это произошло потому, что основные транспортные маршруты заканчивались в портах на Севере и отчасти потому, что на юге было не так много возможностей найти хорошо оплачиваемую работу. Другой и очень важной причиной было то, что коренные жители не доверяли выходцам из других стран. Ярким примером такого предубеждения могут послужить отношения Джеральда О’Хара и его соседей. «Крепкому ирландцу», явившемуся в Джорджию «из страны холодных влажных ветров», противопоставлен истинный южный кавалер — Джон Уилкс, обитатель «края тропического солнца и малярийных болот». Джеральду симпатичны Калверты, которые «могут просадить на скачках целое состояние», Тарлтоны, у которых «один, два пьяницы в каждом поколении», Фонтейны, «отпетые буяны», способные пристрелить человека без особой на то причины [5, с.42]. Но тяга Уилксов к науке и искусству, как полагает Джеральд, является признаком ненормальности: «У всех у них мозги набекрень» [5, с.42].

Роман Маргарет Митчелл фокусируется на конкретном социальном классе, плантаторском обществе. Митчелл описывает его жителей как людей совершенно разных типажей, приехавших не только из разных частей США, но и из Европы, а особенно из Ирландии. Этот регион Джорджии был очень богат благодаря хлопковому буму, так что у его представителей было и время, и деньги на то, чтобы искать для себя развлечений.

Многие люди при упоминании американского Юга, представляют галантных джентльменов и красавиц в пышных платьях, отдыхающих на террасах красивых белых особняков, как правило, под кустом магнолии в лунном свете. При этом образ прекрасной Скарлетт О`Хара часто возникает в связи с этой эпохой.

Маргарет Митчелл в своем романе выделяет четырех основных персонажей, которых можно разделить на «джентльменов» и «леди». Скарлетт и Мелани, центральные женские персонажи, полярно противоположны: Мелани — стереотипная леди, Скарлетт — нет; Мелани очень женственна, в то время как Скарлетт придерживается традиционно мужского образа мышления и действия. Но несмотря на их различия, Митчелл восхищается ими обеими. Она устанавливает подобную дихотомию и между двумя мужскими персонажами: Реттом и Эшли: Эшли — джентльмен, Ретт — его прямая противоположность; Ретт наделен традиционно мужскими качествами, в то время как личности Эшли присуща некоторая женственность. То, что автор романа сконцентрирована на одобрении обществом Атланты своих героев, также передает ее чувства по отношению к изменениям, происходящим на юге: она цепляется за ностальгию по старому образу жизни, но видит необходимость переходить к новому, где требуется намного больше воли и силы духа.

Мелани Гамильтон Уилкс — леди в общепринятом понимании. В частности, она полностью воплощает в себе традиционный образ «красавицы с Юга», появившийся в американском обществе в конце 1800-х годов. Традиционно, женщина того времени описывается, как «готовая к браку… сдержанная интеллектуально и эмоционально… обладающая, прежде всего, духовной красотой и предпочитающая выйти замуж по любви, а не за деньги» [1, с.62]. Кроме того, образцовая южанка «почтительна, жертвенна, домовита, скромна, но неоспоримо умна, целомудренна, красива, культурна, религиозна, верна родине и самой себе. Короче говоря, это Мелани Уилкс» [1, с.62].

Такая женщина в течение многих десятилетий занимала видное место в истории. Ее место — в доме, а ее работа — быть любящей женой и матерью. Она не жалуется на свою участь и всегда довольствуется выделенным ей местом в обществе.

Мелани всегда изображается невинной, сдержанной и ласковой женщиной, «крохотным хрупким существом» с «почти испуганным выражением огромных карих глаз», «пушистой массой курчавых темных волос» и лицом в форме «сердечка», которое «никто не назвал бы красивым». На протяжении всего романа она не совершает ни одного дурного поступка, на самом деле, она, из всех персонажей, единственная вызывает сочувствие. «Мелани», как отмечает Митчелл, «говорит людям добрые и лестные слова из желания сделать их счастливыми». Мелани бывает по-детски наивна и не может понять, что некоторые люди, по своей сути, злые. Она, как определяет ее Ретт, — «настоящая леди». Эта женщина очень похожа на мать Скарлетт, Эллен О'Хара, «беспомощная и нуждающаяся в защите, как и положено быть леди […] добрая и мягкая […] печется о других и думает о соблюдении приличий […] находит время играть с детьми и проверять, как они отвечают уроки […] добрая ко всем несчастным» [5, с. 153]. Когда Ретт рассказывает о том, как плохо они со Скарлетт относятся друг к другу в их отношениях, Мелани совершенно отказывается верить, что близкие люди могут быть так жестоки друг с другом. Ретт жарко ей возражает: «Нет, клянусь богом, вы ничего не поняли! Вы не можете понять! Вы… слишком вы добрая, чтобы понять. Вы мне не верите, а все, что я сказал, — правда, и я — пес» [5, с.1080]. Отказ Мелани поверить ему, дополнительно иллюстрирует ее наивность, когда речь заходит о зле и жестокости в мире вокруг нее.

Скарлетт мечтает о том, чтобы быть похожей на Мелани, но откладывает достижение этой мечты снова и снова, ссылаясь на нехватку времени или денег. Только ближе к концу она понимает, что Мелани, ее лучшей подруге, удалось стать такой безоговорочной леди. Обстоятельства не вынудили ее управлять огромной плантацией, но она проявляет себя как «ангел милосердия», ухаживая за больными, также как мать Скарлетт, Эллен, отдавшая свою жизнь, ухаживая за местными бедняками, и скончавшаяся от тифа. Мелани — образец сдержанности, она пользуется всеобщей любовью и уважением, в то же время, сохраняя христианские ценности благочестия, великодушия и глубоких родственных уз. Внутренне она также сильна, как и Эллен, и, благодаря этому, легко выступает против общества, когда считает, что оно идет вразрез с ее ценностями. Мелани относится ко всеми отвергнутой Скарлетт «с любовью и доверием», несмотря на то, что последнюю подозревают в романе с Эшли. Она считает, что Эшли и Скарлетт любят друг друга только как брат и сестра. Ее доброта становится единственной причиной сохранения репутации Скарлетт. Но читатель понимает, что последняя всегда будет желать большего и, при возможности, легко бы осуществила желаемое.

«Мелани всегда руководствуется соображениями порядочности, и ее порядочность настолько сильна, что не позволяет ей увидеть предательства друзей и слабость мужа» [2, с.13]. Когда Скарлетт говорит Ретту, что у нее нет друзей, он отвечает: «Вы забываете про миссис Уилкс. Она всегда одобряла вас — во всем и до конца. Я даже сказал бы, что она одобрила бы любой ваш поступок — ну, кроме, может быть, убийства» [5, с.720].

Итак, Мелани Уилкс воплощает в романе образцовую южную леди в эпоху Гражданской войны. Но если Мелани — традиционная южная дама, то Скарлетт — «испорченная красавица». В то время как Мелани Гамильтон Уилкс представляется для Митчелл воплощением истинной леди, Скарлетт О'Хара — это ее карикатура. «Моя главная героиня», пишет Митчелл другу, «делает все, что дама старой школы делать не должна» [3, с.121]. Ее неженственное поведение начало зарождаться еще в детстве: «Скарлетт — истинное «дитя Джеральда», и Митчелл на протяжении всего романа приписывает ее «ирландскость» и «мужской» характер именно его влиянию» [3, с.121]. Скарлетт наследует многое от отца, например, любовь к Таре, их земле. Эта гордость и личная привязанность к земле делает по-мужски сильной. В какой-то момент, Мамушка говорит ей: «Вы ведь всего-то навсего мул в лошадиной сбруе. Ну, а мулу можно надраить копыта и начистить шкуру так, чтоб сверкала, и всю сбрую медными бляхами разукрасить, и в красивую коляску впрячь… Только мул все одно будет мул» [5, с.427]. Хотя и мать, и Мамушка пытаются сделать из Скарлетт настоящую леди, она остается абсолютной противоположностью этому званию.

С внешней стороны, Скарлетт действительно выглядит как настоящая южанка. Но «кажущаяся женственность героини остается лишь внешней оболочкой, воплощающей «внешние признаки», за неимением «внутренней грации». «Большинство ее естественных побуждений», отмечает Митчелл, «были несвойственны леди. Она выглядела милой, обаятельной и легкомысленной, но, в действительности, была своевольный, тщеславной и упрямой» [3, с.122]. Скарлетт настолько возмущена тем, что женская глупость считается привлекательной, что в какой-то момент она спрашивает прямо: «Почему девушка непременно должна казаться дурой, чтобы поймать жениха?» [5, с.310]

Хотя Скарлетт — прямая противоположность всему, что формирует традиционную южанку, Маргарет Митчелл отмечает: «Мы можем восхищаться Мелани [...] но обаяние Скарлетт по-настоящему пленяет нас» [3, с.120].

Ретт — самостоятельный и сильный человек, который, в первую очередь, думает о выгоде для себя и тех, кого он любит. Однако, как и Мелани не хватает красоты и живости Скарлетт, Ретту не хватает джентльменских манер и подчинения желаниям общества, которыми обладает Эшли. Он также слишком умен, чтобы идеализировать жизнь подобно Эшли. Рэтт так же умело обманывает окружающих, как и Скарлетт, и позволяет ей видеть свою истинную сущность, потому что знает, что рядом с этой эгоистичной женщиной он может быть самим собой. Скарлетт упорно цепляется за надежду стать леди, но Ретт не питает иллюзий, что когда-либо превратится в джентльмена. Его мягкое место — это любовь к Скарлетт и, соответственно, к их дочери Бонни. Только в интересах своей дочери он старается завоевать место в обществе, хотя и «едва ли мог выбрать более неподходящее время для возвращения в ряды уважаемых люде» [5, с.780]. Это проявление любви и преданности не уменьшает его мужественности, наоборот, такое посвящение себя семье и детям всегда было допустимо для «истинного джентльмена».

Эшли, напротив, часто демонстрирует свою слабость. Обладая внешним лоском идеально воспитанного джентльмена, он на самом деле очень женственен и нуждается в защите «от слишком сурового мира». Слепой идеализм Эшли делает его трусом: он согласен с Реттом, что Юг проиграет войну, но ему не хватает духу действовать в собственных интересах. Его интерес к книгам, музыке и другим высоким материям настолько велик, что Джеральд О'Хара, соглашается с г-жой Тарлетону, что его «семья нуждается в новой, энергичной крови» [5, с.470].

Маргарет Митчелл принимает и воспевает прямолинейную мужественность Ретта и нежную женственность Мелани. Она даже одобряет поведение и личность Скарлетт, которая в своей независимости и прямоте так похожа на мужчину. Она знает, однако, что никто другой, как Эшли, обладающий немногими положительными качествами кроме его джентльменских манер, является символом старого Юга, того Юга, который «сметет этим ураганом, пронесшимся над Джорджией», разрушая и изменяя все на своем пути. Такие люди, как Эшли, джентльмены старого Юга, остаются в прошлом. Нежелание подчиняться духу времени доводят его до лишения свободы, бедности и зависимости от женщин: жена поддерживает Эшли морально, а Скарлетт обеспечивает существование. Смерть Мелани — это ознаменование гибели старого общества.

Творчество М. Митчелл неотделимо от литературной традиции американского Юга и одновременно выходит за рамки региональной литературы, являясь значительным этапом в литературной истории США. Для того чтобы понять популярность «Унесенных ветром», следует обратить внимание на то, что характерные для «южного» романа клише: образы благородного «южного джентльмена» и «южной леди», здесь приобретают иное значение. Преодолев свойственные «южному» роману стереотипы, М.Митчелл удалось создать мировой бестселлер, популяризовать «южную» версию истории Гражданской войны и Реконструкции.

Литература:

  1. Adams, A. «Painfully Southern»: Gone with the Wind, the Agrarians, and the Battle for the New South // The Southern Literary Journal. — 2007. — № 40. — С.58–75.
  2. Faust, D. Clutching the Chains that Bind: Margaret Mitchell and Gone with the Wind // Southern Cultures. — 2003. — № 5. — С.5–20.
  3. Toth, E. The Belle Gone Bad: White Southern Women Writers and the Dark Seductress // South Central Review. — 2005. — № 22. — С.120–122.
  4. Wyatt-Brown, B. Southern Honor: Ethics and Behavior in the Old South. — ACLS Humanities E-Book, 2008. — 622 p.
  5. Митчелл М. Унесенные ветром: в 2 т. — М.: Эксмо, 2013. — 1320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): время, Гражданская война, леди, американский Юг, ветр, джентльмен, друг, какой-то момент, персонаж, прямая противоположность, роман, самое дело, старый Юг, США.


Ключевые слова

США, М.Митчелл, Унесенные ветром, леди, джентльмен, Юг

Похожие статьи

Мужская линия в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий»

В данной статье мы поставили задачу рассмотреть мужскую линию в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий». В этой связи мы сделали несколько выводов о трансформации мужских образов в связи с трагедией Шекспира «Гамлет» и эволюцию героев-мужчин на протяж...

Своеобразие буржуазного общества в романе Джона Голсуорси «Собственник»

В статье представлен анализ главных образов романа Джона Голсуорси «Собственник». Для писателя оплотом к его замыслу и построению стала традиция реализма. Показывая самые типичные образы буржуа, писатель дает полную картину царившего уклада жизни в X...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Дэвид Седарис: на краю общества потребления

В статье рассматриваются художественные образы и идеи, которые становятся сквозными для нескольких рассказов современного американского писателя Дэвида Седариса. На примере рассказов «Мы и они», «Ночь над землей», «Мясной соус из вяленой говядины» и ...

Выразительные средства адаптивного комикса и их влияние на современного читателя (на примере романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и одноименного комикса Н. Хайески)

В данной статье проводится сопоставление графического издания (адаптивного комикса) Н. Хайески «Гордость и предубеждение» с оригинальным произведением Дж. Остин. Анализ образов, структуры произведения позволяет выявить, как создается эквивалент роман...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц»

В статье мы поставили задачу рассмотреть, какую интерпретацию получает тема искусства в романе Айрис Мердок «Черный принц». Также нас интересовало, каким образом Мердок объясняет, что такое искусство по Шекспиру, и с какими персонажами в романе связа...

Готические традиции в малой прозе Рэя Брэдбери

В статье дается информация об истоках, отличительных чертах и основных представителях готической литературы, рассматривается малая проза одного из мэтров научной фантастики Рэя Брэдбери (рассказы «Кукольник» (The Handler, 1947), «Лаз в потолке» (Trap...

Языковой образ женщины в прозе Эдгара Аллана По

В статье рассматриваются принципы создания языкового образа женщины Эдгаром Алланом По в его прозе на примере пяти произведений: «Береника», «Морелла», «Лигейя», «Падение дома Ашеров» и «Элеонора». Кроме того, анализируются причины возникновения особ...

Похожие статьи

Мужская линия в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий»

В данной статье мы поставили задачу рассмотреть мужскую линию в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий». В этой связи мы сделали несколько выводов о трансформации мужских образов в связи с трагедией Шекспира «Гамлет» и эволюцию героев-мужчин на протяж...

Своеобразие буржуазного общества в романе Джона Голсуорси «Собственник»

В статье представлен анализ главных образов романа Джона Голсуорси «Собственник». Для писателя оплотом к его замыслу и построению стала традиция реализма. Показывая самые типичные образы буржуа, писатель дает полную картину царившего уклада жизни в X...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Дэвид Седарис: на краю общества потребления

В статье рассматриваются художественные образы и идеи, которые становятся сквозными для нескольких рассказов современного американского писателя Дэвида Седариса. На примере рассказов «Мы и они», «Ночь над землей», «Мясной соус из вяленой говядины» и ...

Выразительные средства адаптивного комикса и их влияние на современного читателя (на примере романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и одноименного комикса Н. Хайески)

В данной статье проводится сопоставление графического издания (адаптивного комикса) Н. Хайески «Гордость и предубеждение» с оригинальным произведением Дж. Остин. Анализ образов, структуры произведения позволяет выявить, как создается эквивалент роман...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц»

В статье мы поставили задачу рассмотреть, какую интерпретацию получает тема искусства в романе Айрис Мердок «Черный принц». Также нас интересовало, каким образом Мердок объясняет, что такое искусство по Шекспиру, и с какими персонажами в романе связа...

Готические традиции в малой прозе Рэя Брэдбери

В статье дается информация об истоках, отличительных чертах и основных представителях готической литературы, рассматривается малая проза одного из мэтров научной фантастики Рэя Брэдбери (рассказы «Кукольник» (The Handler, 1947), «Лаз в потолке» (Trap...

Языковой образ женщины в прозе Эдгара Аллана По

В статье рассматриваются принципы создания языкового образа женщины Эдгаром Алланом По в его прозе на примере пяти произведений: «Береника», «Морелла», «Лигейя», «Падение дома Ашеров» и «Элеонора». Кроме того, анализируются причины возникновения особ...

Задать вопрос