В статье дается информация об истоках, отличительных чертах и основных представителях готической литературы, рассматривается малая проза одного из мэтров научной фантастики Рэя Брэдбери (рассказы «Кукольник»(The Handler, 1947), «Лаз в потолке» (Trapdoor, 1985), «Следующий» (The Next in Line,1947), «Девушка в сундуке» (TheTrunkLady, 1947), «Улыбающееся семейство» (The Smiling People, 1946). Произведения разбираются в контексте готической литературы.
Ключевые слова: Рэй Брэдбери, готическая литература, готический роман, готика.
Готическая литература — направление, сформировавшееся во второй половине XVIII века; развивалось в основном в англоязычных странах. Основным жанром, в котором работали представители готики, является роман реже рассказ и повесть. В настоящее время готическая литература, хоть и несколько видоизмененная, продолжает сохранять свою популярность и притягивать к себе все больше читателей. Каковы же ее характерные черты≤ Во-первых, сюжет повествования строится вокруг семейной тайны либо скрытого преступления. Во-вторых, произведение пронизано атмосферой страха и ужаса. В-третьих, в романе всегда присутствует «готический злодей»: убийца, приведение, мертвец. В-четвертых, большинство романов имеют местом действия заброшенный особняк с дурной славой, расположенный близ кладбища, либо старинный замок, наполненный призраками.
Основоположником готической литературы принято считать Хороса Уолпола, который в 1784 году выпустил свое произведение «Замок Отранто» (TheCastleofOtranto). Действие происходит на юге Италии. Герои готовятся к предстоящей свадьбе, но радостное мероприятие омрачается страшным известием: хозяин замка князь Отрантский Манфред находит сына мертвым. Роман пришелся по вкусу читателям и имел впоследствии большое количество подражаний.
Далее критиками были отмечены роман Клары Рив «Старый английский барон» (The Old English Baron), небольшой рассказ Анны Летиции Барбальд «Сэр Бертранд» (Sir Bertrand) и др.
Одним из ярких представителей готической литературы XVIII века стала Анна Радклиф. В своих произведениях «Итальянец, или Тайна одной истины» (The Italian, or The Confessional of the Black Penitents), «Роман в лесу» (The Romance of the Forest), «Удольфские тайны» (The Mysteries of Udolpho) писательница пыталась вызвать страх и ужас у читателя, при этом все сверхъестественные явления получали у нее реальное объяснение.
В 1796 г. вышел мистический и мрачный роман «Монах» (The Monk: A Romance) Льюиса. Монах Амброзио влюблен в женщину Матильду. На самом же деле она является злым духом и посланником сатаны. Вскоре Матильда совращает монаха и толкает его на страшное преступление: он насилует и убивает девушку Антонию, которая, как позже выясняется, является его сестрой. Амброзио попадает в тюрьму и там продает душу дьяволу. Финал романа трагичен: несмотря на сделку с сатаной, монах погибает в когтях злых духов.
В литературе 19 века элементы готики можно обозначить в произведениях Ч. Диккенс «Тайна Эдвина Друда» (TheMysteryofEdwinDrood), Р. Л. Стивенсон «Доктор Джекилл и Мистер Хайд» (StrangeCaseofDrJekyllandMrHyde), Генри Джеймс «Поворот винта» (TheTurnoftheScrew) идр.
Большой вклад в развитие готической литературы внес американский писатель, поэт, литературный критик и редактор Эдгар Алан По. Сцены ужасов, душевных страданий представляют фон в новеллах «Маска Красной Смерти» (The Masque of the Red Death, 1842), «Бочонок Амонтильядо» (The Cask of Amontillado, 1846), «Черный кот» (The Black Cat, 1843). Писатель увлекается описанием нездоровых, иррациональных состояний души. В новеллах «Преждевременное погребение» (The Premature Burial, 1844), «Береника» (Berenice, 1835), «Без дыхания» (Loss of Breath, 1832) Э. По рассказывает о погребенных заживо людях.
Брэм Стокер — создатель всемирно известного романа «Дракула» положил начало так называемой «вампирской» темы, которая до сих пор вызывает интерес у читателей. Произведение неоднократно было экранизировано.
ХХ век дал большое количество писателей, которых,безусловно, относят к мастерам по созданию в своих произведениях атмосферы страха и ужаса: Г. Ф. Лавкрафт,
А. Блэквуд, ну и конечно же С. Кинг. Последний и по сей день будоражит сознание читателей своими творениями (романы «Под куполом» (Under the Dome, 2009), «Страна радости» (Joyland, 2013), «Доктор сон» (Doctor Sleep, 2013).
Элементы готической литературы можно обнаружить и в малой прозе американского писателя второй половины 20 века, мэтра фантастики Рэя Брэдбери. Список рассмотренных произведений не является исчерпывающим.
Рассказ «Кукольник» (The Handler, 1947). Главный герой — мистер Бенедикт работает в похоронном бюро. Он постоянно вынужден выслушивать от окружающих остроты и колкости в свой адрес по поводу профессиональной деятельности и стиля жизни. Из-за всего этого главный герой испытывает дискомфорт и неприязнь к людям. Единственное место, где душа мистера Бенедикта оживает — это его похоронное бюро. Здесь он выступает в роли кукольника, а мертвецы — марионеток, с которыми главный герой волен делать все что захочет. «Он испытывал и восторг, и озадаченность, сознавая себя властелином над людьми: здесь он мог вытворять с ними все, что угодно, а они, по необходимости, должны были блюсти обходительность и оказывать ему содействие. Бежать им некуда. И сейчас, как обычно, он ощущал в себе прилив сил и жизнерадостности, легко увеличиваясь в росте, как это было с Алисой» [1]. Мистер Бенедикт сполна мстит своим обидчикам: одному отрезает голову и хоронит его без тела, другого сжигает, заменив его на труп хорька, третьего кладет в непристойной позе и т. д. Для более мрачной и ужасной атмосферы Р. Брэдбери вводит в повествование эпизод вскрытия трупа: «Мистер Бенедикт деловито приступил к операции. Произведя круговой надрез, он снял крышку черепа и вынул мозг. Затем зарядил кондитерский шприц и до краев наполнил пустую полость взбитыми сливками и мелкими леденцами в виде розовых, белых и зеленых полосок, ромбиков и звездочек, а на самом верху вывел розовым цветом затейливую надпись «СЛАДКИЕ ГРЁЗЫ», опустил черепную крышку на место, наложил швы и загримировал следы операции воском и пудрой» [1].
В один из самых обыкновенных дней в жизни героя происходит непредвиденное: житель городка (очередная попавшая в руки кукольника игрушка) которого случайно принимают за мертвого ввиду его преклонного возраста, оживает и, наслушавшись того, что творит здесь главный герой, в панике пытается позвать на помощь, но мистер Бенедикт хлоднокровно убивает его прежде, чем кто-либо услышит.
Завершается повествование мрачным эпизодом, в котором ночью жители городка слышат в похоронном бюро какие-то крики и странные звуки, видят непонятные яркие огни из окон, а наутро на кладбище обнаруживают несколько могильных плит с надписью «МИСТЕР БЕНЕДИКТ».
Суть произведения сводится к вопросу: до чего людей может довести злость и жестокость в окружающем их обществе≤ Р. Брэдбери показывает один из вариантов: герой становится психически нездоровым человеком, он способен надругаться над телами умерших, испытывая при этом моральное удовлетворение.
Рассказа «Лаз в потолке» (Trapdoor, 1985). Клара Пек, прожив долгое время в доме, вдруг с удивлением обнаруживает, что у нее в потолке есть лаз. Ночью она слышит странные звуки, доносящиеся сверху. День ото дня они становятся все сильней и сильней, порождая в ее душе страх. По совету лучшей подруги, уверенной, что это всего лишь грызуны, героиня вызывает крысолова. Затея заканчивается тем, что рабочий бесследно исчезает. Ночью Клара опять слышит сильный шум на чердаке. В гневе она вскакивает с постели с целью узнать, что же происходит наверху. Испуганная тем, что дверца чердака сама начинает открываться, Клара пытается забить лаз досками, но «в тот самый миг, когда ее голова просунулась в квадрат, а пальцы нащупали край лаза, произошло нечто невероятное и стремительное. Можно было подумать, кто-то вцепился ей в волосы и потащил вверх, точно пробку из бутылки — туловище, руки, негнущиеся ноги. Она исчезла, как по волшебству. Унеслась, как марионетка, которую невидимая сила дернула за ниточки. Лишь домашние тапочки остались стоять на верхней ступени стремянки. Ни вздоха, ни стона. Только долгая, живая тишина — секунд на десять. Потом без всякой видимой причины дверца со стуком затворилась. Из-за этой необыкновенной тишины лаз в потолке и дальше оставался незамеченным. Пока новые жильцы не прожили в доме десять лет» [2].
Лаз в потолке дома для Р. Брэдбери есть олицетворение страхов, которые зарождаются в душе человека. И порой они поглощают нас, затягивают в неизвестность.
Рассказ «Следующий» (The Next in Line). Действие происходит в маленьком городке в Мексике. Влюбленная пара Джозеф и Мари собираются посмотреть на местное захоронение мумий. Внезапно настроение Мари ухудшается из-за похоронной процессии, за которой она наблюдала с балкона своего номера. На кладбище местный смотритель проводит их к склепу: «Мумии напоминали собой скорее предварительные заготовки скульптора: проволочный каркас, первичные наметки сухожилий, мышц, тонкого кожного слоя. Изваяния были не завершены — все сто пятнадцать. Пергаментная кожа была натянута между костями, точно для просушки. Разложение тел не коснулось: испарились только внутренние соки» [3]. Складывается впечатление, будто смотритель кладбища проводит экскурсию в картинной галерее, но никак не в темном и мрачном подземелье, наполненном трупами. Он подробно описывает смерть того или иного жителя городка. Вернувшись в отель, Мари немедленно хочет покинуть город, но это невозможно из-за мотора в машине, который как назло вышел из строя. Сидя в номере, девушка испытывает чувство приближающейся смерти, что-то довлеет над ней, страх заполняет все ее мысли, она всей душой желает оставить это место, но муж ничего не хочет слушать о всяких предчувствиях и странностях своей жены. Конец рассказа мрачен и печален: Джозеф один возвращается домой, а читатель только может догадываться, что случилось с девушкой.
Р. Брэдбери затрагивает проблему безразличия между близкими людьми: прожив несколько лет вместе, Джозеф думает о себе, в то время как Мари живет только им, при этом забывая про своих друзей, про книги и все свои увлечения. Его физически не влечет к жене, а она восхищается каждым его волоском. Мари убивает безразличие и эгоизм Джозефа, и теперь она следующая в кандидатки мумии, к которым когда-то сама испытывала отвращение и страх.
Рассказ «Девушка в сундуке» (TheTrunkLady). Произведение начинается с эпизода, когда Джонни находит тело своей мертвой учительницы в сундуке на чердаке. В это время в доме проходит вечеринка, и мальчик, спустившись к гостям, пытается рассказать о случившемся. Разумеется, никто из присутствующих не воспринимает слова мальчика всерьез, а родители отправляют его наверх спать. Пытаясь доказать свою правоту, он звонит в полицию, но отец прерывает его разговор. Ребенок пытается противостоять взрослому миру, он замечает их лицемерные улыбки, неестественную игру будто бы все нормально, зная, что на чердаке лежит труп девушки и родственники как-то причастны к ее смерти. Позже Джонни бежит на улицу, где встречает полицейского, который, как и остальные, не верит ему.
Повествование заканчивается сценой в доме, когда родители рассказывают мальчику тайну о том, что 20 лет назад у дяди родилась дочь Элли, но его жена умерла при родах. Страдая от горя, отец отправил младенца в приют, считая, что именно ребенок виновен в смерти собственной матери. Через несколько лет, будучи уже взрослой девушкой, Элли нашла своего отца, но вместо того, чтобы радоваться встречи после стольких лет разлуки, папа отвел дочь на чердак и убил ее, а позже поместил тело девушки в сундук.
Совершенно очевидно, что Джонни — воплощение совести родителей, которая в конце рассказа все-таки просыпается. На первый план выступают вопросы морального характера: кем после всего произошедшего вырастет мальчик, находясь при этом в обществе, где люди совершают преступления, заботятся лишь о своем имидже и думают только о деньгах≤ Не станет ли он вторым дядей, который хладнокровно способен убить родную дочь≤
Рассказ «Улыбающееся семейство» (The Smiling People, 1946). Бедному Джеку досаждают родственники, помимо того, что они живут в его доме, мешают личной жизни, так еще, когда он заводит речь о женитьбе и связанной с этим необходимостью их выселения, устраивают скандал, упрекая в желании выгнать родню на улицу, да вот только под руку Джеку попадается нож, и в доме наступает тишина на две недели, пока полиция не врывается в дом и тела улыбающихся тети и дяди не падают на ковер. А ведь все могло бы быть иначе. Главный герой просто хотел немного доброжелательности, приветливых улыбок и благодарности от своих родственников.
Основным отличием рассмотренных произведений Р. Брэдбери от готической литературы XVIII века, пожалуй, является вовсе не современная среда, в которой действуют злодеи, и не создание страшной атмосферы средневековых замков на реалии пространства современного мира. Главное то, что при наличии в рассказах готических элементов, которые придают более мрачный вид повествованию, центральными для автора все же становятся морально-нравственные, философские и социальные проблем современного общества, острые вопросы, над которыми необходимо задуматься человечеству.
Литература:
1. http://raybradbury.ru/library/story/47/1/1/
2. http://raybradbury.ru/library/story/85/2/1/
3. http://raybradbury.ru/library/story/47/11/2/