Структурные особенности чэнъюев в произведении 甚容 «减去十岁» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 20.12.2014

Статья просмотрена: 898 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. И. Структурные особенности чэнъюев в произведении 甚容 «减去十岁» / А. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 396-397. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14554/ (дата обращения: 22.11.2024).

Формирование фразеологии китайского языка как самостоятельной научной дисциплины ещё не завершено. Востоковеды, синологи и лингвисты до сих пор не пришли к единой точки зрения относительно семантики используемых терминов в китайском языке, поскольку лишь сравнительно недавно фразеологические единицы китайского языка стали объектом изучения.

Фразеологизмы китайского языка имеют ярко выраженную национальную самобытность. В их основе лежат факты, явления, события, относящиеся, как правило, к истории, культуре, быту, традициям и обычаям китайцев. Незнание тех или иных реалий приводит к неправильному пониманию целостного переносно-образного значения выражения, нарушает процесс коммуникации [6, с. 256].

В китайской речи достаточно распространены знаменитые высказывания из классических книг «китайской образованности». Целый ряд этих книг содержит историю, древнейшую поэзию, философию и законодательство. Примерно со II века до н. э. классические китайские книги стали основными инструментами в воспитании образованной китайской интеллигенции. Монологи из классических китайских романов, созданные в произведениях образы и недоговорки, — все это по-прежнему используется в речи китайского народа. Так, в наше время знание классических китайских романов входит в обязательную программу всех курсов изучения китайского языка.

Роман Шэнь Жун «Минус десять лет» — это роман, часть которого создана и опубликована в невероятном количестве экземпляров заграницей, это образец вымышленного китайского романа. Произведение таит в себе своего рода абсурд, который в обществе принято считать «идеалом». В романе высмеиваются стереотипы поведения, придуманные нами же в повседневной жизни, старшее поколение осуждает жизненный путь интеллигенции, сопротивление правилам светского общества и взглядам, отклоняющимся от номы, в глубине души порождает бунт [4].

Шэнь Жун — китайская писательница родом из провинции Сычуань, Вушань, родившаяся в Ханькоу, Хубэй. В 1951 году начала трудовую жизнь в Чунцине — сначала в книжном магазине для рабочих, затем в отделе писем одной из газет. В 1954 году поступила в Пекинский институт русского языка и по окончании его работала переводчицей с русского языка, музыкальным редактором, учителем средней школы. В ходе Культурной революции была в 1969 году отправлена на «перевоспитание» крестьянским трудом в провинцию Шэньси— этот опыт лёг в основу её первых литературных произведений. В 1975 году вышел первый роман Шэнь Жун «Вечно молодые», в 1979 году — повесть «Вечная весна» и рассказы. Повести «Средний возраст» и «Деревенская тайна», переведенные на русский язык, в Китае были отмечены премиями [1, с. 296–297].

«减去十岁» («Минус десять лет») — это произведение современной китайской литературы, собравшее в себе невероятное количество многообразных стилистических явлений, которые придали роману яркость и возвышенность речи, усилии эмоциональное воздействие и привлекли внимание читателя к написанному. В анализируемом произведении автор Шэнь Жун использует разнообразные китайские идиомы — чэнъюи.

На примере данного романа нами были выявлены чэнъюи параллельной и непараллельной конструкции (в соответствии с классификацией В. И. Горелова и В.Ф Щичко).

此起彼伏, 真才实学, 油盐酱醋 данные чэнъюи представляют собой четырехсловную структуру и относятся к чэнъюям параллельной конструкции.

Рассмотрим чэнъюй 此起彼伏. Можно выделить 此 — местоимение в противопоставлении 彼, определённое указательное местоимение древнекитайского языка и книжного стиля «этот», «эта», «это», «эти» (указывает на предмет, близкий или менее удалённый в пространстве), 起 — глагол «подниматься», «взмывать», «взлетать», «выситься», «вздыматься» и伏 — глагол «залечь», «притаиться», «спрятаться»; «склоняться», «наклоняться», «пригибаться».

В данном отрывке произведения Шэнь Жун «Минус десять лет» чэнъюй 此起彼伏 встречается в следующем предложении: 流行歌曲,此起彼伏 — Романсы играли, один за другим. Также данный чэнъюй можно перевести иначе: этот встаёт, тот падает (вразнобой, неслаженно), то затухая, то вспыхивая вновь; волна за волной, следовать одно за другим и т. д.

Чэнъюй 真才实学 по морфемам можно разложить на 真才 — настоящий талант, высокие способности и 实学 — настоящая учёность, подлинная образованность. В рамках следующего предложения этот чэнъюй можно перевести как «истинный талант и настоящая эрудиция»:

我要读书,我要上学,要有真才实学 — Мне нужно заниматься, мне нужно поступить в школу, нужно обладать истинным талантом и настоящей эрудицией.

Чэнъюи 当务之急, 十之八九, 众矢之的 представляют собой четырехморфемные фразеологические образования и относятся к чэнъюям непараллельной конструкции.

Чэнъюи второй группы (непараллельной конструкции) в отличие от чэнъюев первой группы допускают использование служебных слов. Нередко в их составе встречаются союзы, предлоги, отрицательные частицы.

Чэнъюй 当务之急 состоит из 当 — служебного глагола «быть», «являться»; «состоять (кем-либо)»; «служить в качестве (кого-л.)»; 务- существительного «дело»; «обязанность», «долг», «задача»; «срочное», «необходимое»; 之- служебного слова и 急прилагательного «быстрый», «стремительный»; «скорый», «торопливый»; «внезапный». В анализируемом произведениичэнъюй 当务之急употребляется со следующим примерным значением: актуальнейшая (первоочередная) задача, дело первостепенной важности, самая актуальная проблема, неотложная задача дня и т. п.

Идиома 十之八九 принадлежит к группе чэнъюев с непараллельной конструкцией, потому что в своем составе имеет служебное слово: 十числительное «десять»; 之- служебное слово; 八九 — «восемь-девять из десяти» (в значении: почти наверняка). В предложении 上了中学,坐在教室里如坐飞机,老师教的十之八九不明白,晕晕乎乎,糊里糊涂照样毕了业- Начав учебу в средней школе, в аудитории сидишь, словно в самолете, вероятно, учитель, который преподает, не понимает, голова кружится, все заканчивается по-прежнему непонятно. Чэнъюй 十之八九 имеет следующее значение: по всей вероятности, по всей видимости, скорей всего; в большинстве случаев.

Чэнъюй 众矢之的 также относится к группе чэнъюей непараллельной конструкции. В структуре данной идиомы можно выделить три знаменательных морфемы и одну служебную:

众 — существительное «толпа», «масса»; «народ»; «мир», «общество», «множество»; 矢 — существительное «стрела», 之- служебное слово.

的 — «цель», «мишень» (для стрельбы из лука); «яблочко» (мишени).

Целиком идиома 众矢之的 имеет значение «мишени, находящейся под обстрелом» (о предмете всеобщего осуждения и порицания) или объекта всеобщих нападок, объекта общей ненависти.

Фразеология является одним из самых важных средств речевого воздействия на человека, которое придает языку не только определенную выразительность и образность, но и способствует пониманию глубокого скрытого смысла изречений. Особенность фразеологических единиц в китайском языке — это их грамматическая структура, которая позволяет высказыванию быть не только лаконичным и точным, но также ярким и образным.

Фразеологический фонд является сокровищницей китайского языка, драгоценные камни которой постоянно пополняется за счёт живой речи и устного народного творчества. Одним из источников обогащения национальной фразеологии является язык писателя. Развитие китайской национальной фразеологии идет сложными путями. Оно стимулируется не только созданием новых художественных ценностей, но одновременно и всё более глубоким и современным осмыслением классического наследия, поныне сохраняющего своё действенное значение, являющеюся составной частью духовной и речевой культуры народа Поднебесной.

 

Литература:

 

1.                  Shen Rong // Who’s Who in contemporary women’s writing / Ed. by Jane Eldridge Miller — Routledge, 2001. — 385 p.

2.                  Ветров П. П. Проблемы синтаксиса и стилистики фразеологических единиц в свете экспериментальных данных: (на материале современного китайского языка): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: специальность 10.02.19 <Теория яз.> / Ветров Павел Павлович; [Ин-т языкознания РАН]. — Москва: 2007. — 385 с.

3.                  Войцехович И. В. Практическая фразелогия современного китайского языка: учебник. — М.: АСТ; Восток — Запад, 2007. — 509 c.

4.                  Китайская поисковая система Baidu URL: http://zhidao.baidu.com/question/209351911.html (дата обращения: 18.04.2013).

5.                  Китайская поисковая система百度 URL: http://baike.baidu.com/view/206572.html (дата обращения: 18.04.2013)

6.                  Комиссаров, В. Н. Теория перевода (лингвистические аспекты). — М.: Изд-во «Высшая школа», 1990. — 624 с.

Основные термины (генерируются автоматически): китайский язык, непараллельная конструкция, служебное слово, роман, русский язык, истинный талант.


Похожие статьи

Концепт «智慧» (мудрость) в китайской лингвокультуре

Фразеологизмы японского и узбекского языков, характеризующие особенности концепта «семья»

Языковые реалии как отражение национально-культурной специфики на материале рассказа Лу Синя «Лекарство»

Лексико-семантическое поле слова «samouraï» в романе Эидзи Иошикавы «La Pierre et le Sabre»

Чайная утварь как художественный объект в традиции «Тяною» («Путь Чая»)

Исследование стилистических особенностей произведений Р. Брэдбери на примере рассказа «I sing the body electric»

Отражение идеи саморазвития в художественном произведении Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Реализация модально-эмотивного значения глаголов “can” и “may” в романе С. Моэма «Луна и грош»

Исследовательский проект: «Когда цветёт сакура…» (особенности японской поэзии)

Влияние культа лошади на движение «Дьиэрэнкэй» в танцевальной культуре якутов

Похожие статьи

Концепт «智慧» (мудрость) в китайской лингвокультуре

Фразеологизмы японского и узбекского языков, характеризующие особенности концепта «семья»

Языковые реалии как отражение национально-культурной специфики на материале рассказа Лу Синя «Лекарство»

Лексико-семантическое поле слова «samouraï» в романе Эидзи Иошикавы «La Pierre et le Sabre»

Чайная утварь как художественный объект в традиции «Тяною» («Путь Чая»)

Исследование стилистических особенностей произведений Р. Брэдбери на примере рассказа «I sing the body electric»

Отражение идеи саморазвития в художественном произведении Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Реализация модально-эмотивного значения глаголов “can” и “may” в романе С. Моэма «Луна и грош»

Исследовательский проект: «Когда цветёт сакура…» (особенности японской поэзии)

Влияние культа лошади на движение «Дьиэрэнкэй» в танцевальной культуре якутов

Задать вопрос