Социально-экономические потрясения на рубеже 90-х годов XX века привели к серьезной трансформации постсоветского общества и российского общества в частности. Сегодня в нашей стране встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных и духовных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора современных школьников, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Данная статья посвящена актуальности включения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценности, младший школьный возраст, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания», курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Проблемы духовного возрождения современного общества, воспитания терпимости и нравственного отождествления подрастающего поколения волнует сегодня общественность во всем мире и в частности в нашей стране. Вполне очевидно, что изучение вопросов воспитательной направленности наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах, законах, культуре и искусстве уже должны выйти за рамки школьной программы.
К числу важнейших проблем современного воспитания можно отнести вопросы духовного и нравственного воспитания школьников. С 10–12 лет начинается младший подростковый возраст. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы, на него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино.
Еще в XIX веке великий русский писатель Антон Павлович Чехов отмечал: «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь, тем он свободнее» [9, с. 24].
Будучи президентом России Д. А. Медведев в посланиях Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 г. обратил внимание на ценности общественные идеалы и нравственные принципы, которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Важнейшими ценностями президент назвал: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». Особое внимание было уделено вопросам общего образования: «Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни» [8, с.13–15].
Младший школьный возраст более восприимчив для ценностного и духовно-нравственного развития, недостаток которого будет гораздо сложнее восполнить в последующие годы. Наиболее ценностным в этом возрасте является правильное формирование таких понятий как «добро» и «зло», правильное понимание постулатов о высоких идеалах доброты к реальным поступкам. Все выше перечисленное должно осуществляться через индивидуальный переход ценностных ориентаций.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания» — в дальнейшем Концепция (ФГОС) определен характер национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Предлагается интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни. В данном документе акцентируется внимание на том, что в современном российском обществе стал ощущаться недостаток принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Интересно, что впервые Концепция была напечатана в «Учительской Газете» под общим заголовком — «Воспитание патриотизма». На вопрос: «Почему вдруг востребовалось возрождение духовно-нравственного воспитания в российской школе?» в Концепции был дан полный ответ: «Развеялся миф о благотворном влиянии Запада на российскую действительность. Западные ценности, образ жизни, экономические и социальные отношения утратили однозначно позитивное значение. Международные отношения оказались жесткими и прагматичными, а ценности и цивилизационные нормы — эффективными средствами геополитического соперничества, навязывания миропорядка и властного влияния из одного центра силы» [6, с.15–19].
На основе этого определен «портрет выпускника», который включает в себя следующие личностные характеристики:
- целостное мировоззрения, усвоение гуманистических ценностей, готовность к самообразованию;
- сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, социальные компетенции, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира.
Таким образом, приоритетными стали идеи нравственного и гуманистического обучения, целью которых являются интересы личности.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Вопросы, связанные с введением в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», которые рассматриваются в рамках культурологического подхода, имеют сегодня первостепенное значение, поскольку характер светской школы определяется ее отношениями с различного рода религиозными объединениями, организациями, социальным окружением, признанием и соблюдением свободы мировоззрения и вероисповедания участников школьного процесса.
Преподавание религиозных и нерелигиозных дисциплин призвано решать труднейшие культурологические, этические, правовые, психологические, воспитательные проблемы.
Вполне вероятно, что на сегодняшний момент практика изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» по выбору в школе, нашла общественную поддержку. Это содействует расширению и более глубокому изучению в школах родной религиозной культуры, а также внимательному и терпимому отношению к представителям других религиозных традиций. В рамках соприкосновения межкультурного и межрелигиозного диалога предусматривается возможность сравнительного изучения различных модулей курса на переходе к основной ступени среднего общего образования.
Перспективы и направления дальнейшего развития опыта изучения религиозной культуры в общеобразовательной школе являются предметом активного обсуждения, общественной дискуссии на различных ступенях, в результате которых школьное религиозное культурологическое образование должно превратиться в повседневную, обычную практику, при которой дети и их родители смогут свободно и осознано делать свой выбор и полном объеме получать знания о своей религиозной культуре, а также лучше узнавать традиции своих сверстников, руководствуясь советом и помощью педагогов.
Ярким примером общественной консолидации в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся является взаимодействие органов управления образованием, педагогической и общественной общественности, религиозных организаций.
Активное, заинтересованное сотрудничество родительской общественности, представителей традиционных религиозных организаций в обеспечении свободного, информированного выбора модулей по религиозной культуре, в свою очередь, свидетельствует о необходимости сохранения и развития практики изучения религиозной культуры в рамках школьной программы по выбору. На наш взгляд непосредственное участие родителей в определении ключевых направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию школьников 4–5-х классов, а также в разработке и реализации программ воспитания особенно является важным в рамках современной гуманизации образования. Формирование ценностных ориентаций младших школьников возможно лишь при условии социального партнерства, сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, учеников и родителей.
Литература:
1. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. — 2005. -№ 2.- С. 67–69.
2. Быкасов А. К. К нравственным чувствам, поведению, позиции, облику/ А. К. Быкасов // «Духовно нравственное поведение». — 2008.- № 3. — С.61–65.
3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я Данилюк, А. М. Кондаков. В. А. Тишков. — М. «Просвещение». — 2009. — 213 с.
4. Колесникова И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И. А. Колесникова // Педагогика. — 2008.- 40 с.
5. Конадаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре ФГОС общего образования/ А. М. Кондаков / Педагогика. — 2008. -№ 9. — 19 с.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Рос. Акад. Образования. Под ред. А. М. Кондакова А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М. «Просвещение». — 2009. С. 15–19.
7. Куревина О. А. Воспитание основ духовности и нравственности, О. А. Куревина // «Начальная школа плюс и до и после» -2010.- № 9–12 с.
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» // «Российская газета». — 2008. — № 230. — С. 13–15.
9. Чехов А. П. Черный монах. М. «Эксмо-Пресс». — 2007. С. 24.