Одна из основных тенденций нашего времени — быстрый темп роста сферы услуг. Текущий уровень развития ведущих стран показывает динамичное развитие услуг различного рода и их рынка, уровень развития сферы услуг выступает критерием общественного прогресса.
В современных развитых экономиках в сфере услуг создается до 2/3 и более совокупного ВВП. Суммарная доля услуг в ВВП ведущих зарубежных стран 70–76 %, количество работников отраслей сферы услуг от общего числа занятых 66–76 %. Сегодня в экономике России доля сферы услуг в ВВП составляет 58,6 % (на 2013 г.).
На данный момент важнейшее условие для развития сферы услуг в России является ее инновационное развитие. Это помогает укрепить положение на международном рынке, повысить конкурентоспособность услуг, способствует диверсификации экономики. Растущие в геометрической прогрессии потребности общества невозможно удовлетворить без инноваций, которые не только развивают сферу услуг, но и создают новые сектора экономики.
Очевидно, что устойчивое развитие страны в современном мире напрямую зависит от конкурентоспособности на глобальном рынке, достичь которой нельзя без научно-технического прогресса.
Вышесказанное предполагает необходимость непрерывного и увеличивающегося потока технологических инноваций[1] и нововведений.
Инновационное развитие сферы услуг это не что иное, как совокупность административных методов обеспечения внедрения всех видов новшеств, а также формирование условий, которые стимулируют инновации на предприятиях сферы.
Внедрение инноваций в сфере услуг — это изменение технологии и организации оказания услуг, новых организационно-экономических механизмов.
Ключевые линии современного технологического развития оказывают большое влияние на внедрение новых банковских услуг. В соответствии с требованиями времени в коммерческих банках появляются абсолютно новые виды услуг. Компьютеризация и информатизация экономики, цифровые технологии революционизировали сферу банковского обслуживания. Развитие информационных технологий кардинально изменяет условия оказания банковских услуг на глобальном уровне.
На данный момент с целью повышения результативности новых банковских услуг осуществляется переход от классической модели обслуживания клиентов банка к модели дистанционного банковского обслуживания (далее — ДБО). Из всех типов ДБО наиболее действенным инновационным направлением для предприятий банковской сферы России является интернет-банкинг[2].
Данный способ оказания банковских услуг уже оценили во всем мире, ведь он обладает множеством преимуществ, самые важные из которых:
- экономия времени;
- круглосуточный доступ к банковским услугам;
- упрощение процедуры контроля счетов.
Что касается конкретных примеров инноваций в интернет-банкинге, в феврале 2014 года в Москве прошел форум банковских инноваций Finnext. Главной премьерой стал первый в мире «облачный» NFC-кошелек от ПриватБанка, который главным образом решает проблему доступности бесконтактных платежей массам, а также легко превращает любой смартфон с функцией NFS в безопасный электронный NFC-кошелек. Чтобы таким образом использовать смартфон, необходимо установить платежное приложение Приват24 или LiqPay, авторизоваться и подключить свои банковские карты.
Данная услуга позволяет совершать платежи без наличия спецкарт, стикеров, сим-карт*. А ведь еще вчера, чтобы произвести бесконтактную оплату, нужно было подписать немало бумаг и обзавестись специальными вышеперечисленными составляющими(*).
ПриватБанк является одним из самых высокотехнологичных банков мира!
Ключевые инновационные проекты:
Сегодня каждый 3-й клиент использует интернет и мобильные приложения для доступа к услугам банка.
Собственную лабораторию инноваций Tinkoff Digital имеет банк «Тинькофф Кредитные Системы» (далее-ТКС). ТКС является одним из лидеров в России по количеству инноваций в финансовой сфере. В 2012–2013 годах банк запустил ряд новых и для российского, и для международного рынка инновационных проектов. Самые яркие — платформа «Таргет», которая позволяет бизнесу направлять спецпредложения целевой аудитории и система онлайн-кредитования «КупиВкредит», которая действительно заслуживает внимания.
На данный момент более 900 интернет-магазинов выбрали для себя продажу товаров в кредит с помощью данного сервиса, который, можно сказать, «вытеснил» серьезного конкурента Yes-credit — кредитного брокера и «первопроходца» онлайн-кредитования. Действительно, КупиВкредит имеет множество плюсов по сравнению с ликвидирующимся конкурентом:
- среднее время принятия решения по кредитной заявке 63 сек.;
- работают по всей России;
- отсутствует комиссия за заказы и подключение к сервису (Yes-credit брал 5 % стоимости заказа +500 руб. с магазина за каждый заказ, и подключение к сервису платное, приблизительно 800$);
- деньги переводят на следующий день (для сравнения, Yes-credit этот срок от 30 до 80 дней).
Как только осенью 2013 г. КупиВкредит стал набирать обороты, к нему стали переходить крупные интернет-магазины, и то, что КупиВкредит реализуется на базе ТКС, а Yes-credit лишь кредитный брокер, сделало свое дело.
Вот и официальные причины добровольной ликвидации компании Yes-credit: отказ в новых инвестициях; банки-партнеры в одностороннем порядке прекратили сотрудничество.
Услуга онлайн-кредитования несомненно выгодна для партнеров — интернет-магазинов со средним чеком от 5–10 тысяч рублей, но несет ли она больше пользу, чем вред клиентам?
Так же необходимо отметить другие инновацию от ТКС:
ОАО «Тинькофф Онлайн Страхование» и интернет-магазин путешествий OnlineTours.ru запускают услугу «Гарантия отпуска». Клиенту предлагается страховка от неисполнения туроператором своих обязательств в момент приостановки деятельности, разорения или банкротства. Это первый продукт на рынке туризма, который гарантирует выплаты сразу после официального заявления туроператора о банкротстве без сбора документов, решения суда и иных формальностей.
Чуть больше месяца назад (21 октября 2014 г.) журнал The Banker, относящийся к группе Financial Times, вручил награду Банку ТКС за внедрение технологии по распознаванию голоса в режиме онлайн в центре обслуживания клиентов банка.
Данное приложение распознает голос онлайн и создает индивидуальные «голосовые слепки» для всех новых клиентов в ходе стандартной процедуры идентификации в колл-центре. В дальнейшем персональные слепки используются для автоматического распознавания клиента в течение 7 секунд.
Процедура сокращает звонок на 40–60 секунд, значительно повышает качество обслуживания и сокращает время без ущерба, да еще и обеспечивает усиленную безопасность операций, осуществляемых через колл-центр ТКС.
TCS Group Holding PLC по праву является инновационным онлайн-провайдером розничных финансовых услуг.
Приведенные примеры отражают усиление роли банковской системы в сфере услуг, а именно дистанционного банковского обслуживания в инновационном развитии экономики.
Но для увеличения доли сферы услуг в ВВП страны необходимы инновационные проекты в рамках всех разнообразных видов услуг.
В настоящее время осуществляется переход от ценовых и количественных характеристик финансовых продуктов к сервисным и качественным характеристикам, (клиентоориентированность, скорость и качество его обслуживания), которые не возможны без развития IT-технологий.
Сегодня финансовый рынок и рынок IT- технологий тесно взаимосвязаны, и одним из плодов этого взаимодействия являются инновационные решения для банковского бизнеса, которые значительно приумножают эффективность работы финансовой организации и повышают качество предоставляемых клиентам услуг, что стимулирует появление определенных нововведений, технологических инноваций и в наборе предлагаемых банковских продуктов и услуг.
Литература:
1. Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н., Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика. М., 2007.
2. Заиченко С. А. Развитие инноваций в сфере услуг / Инновации и экономика. 2007. № 1.
3. Реализация инноваций как фактор развития сферы услуг [Электронный ресурс] /Покровская Л. Л. — Электрон. дан. — М.: Теория и практика общественного развития (Международный научный журнал)-Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/9/ekonomika/pokrovskaya.pdf — свободный, 2012 г.
4. Особенности инновационных банковских услуг [Электронный ресурс] / Бархатов И. В. — Электрон. дан. — Ч.: Вестник Челябинского государственного университета. № 32 — Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/247/022.pdf- свободный, 2011г.
5. Тинькофф кредитные системы — официальный сайт [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.tcsbank.ru/, свободный — 2014
6. Tinkoff Digital [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tinkoffdigital.ru/, свободный — 2014
7. ПриватБанк — официальный сайт [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://privatbank.ua/, свободный — 2014
[1] Технологические инновации − это деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых или значительно технологически усовершенствованных продуктов, процессов, а так же услуг и способов их производства (передачи).
[2] Интернет-банкинг — оказание услуг ДБО на основе банковской системы платежей через Интернет.