В статье представлен анализ факторов, характеризующих отрасль туризма и рекреации Калининградской области с использованием SWOT-анализа, экспертного метода ранжирования альтернатив, метода согласованной оценки мнений экспертов на основе коэффициента конкордации и критерия Пирсона Хи-квадрат.
Ключевые слова: туризм, рекреация, Калининградская область, перспективы регионального развития, SWOT-анализ, экспертный метод ранжирования альтернатив, комбинированная методика.
Калининградская область представляет собой уникальную территорию Российской Федерации. Объединив в себе выгодное географическое положение региона в центре Европы, уникальный природный ландшафт, а также морское побережье Балтийского моря и объекты историко-культурного наследия разных эпох, Калининградская область создаёт привлекательный образ области как для отечественных, так и для зарубежных туристов.
Сектор туризма и рекреации Калининградской области отнесен в стратегии социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу к числу приоритетных секторов развития региональной экономики. Неопределенность и субъективность мнений о перспективах развития туристско-рекреационной отрасли Калининградской области в сложившийся геополитических условиях послужили первостепенной причиной проведения нашего исследования.
В качестве методологической базы была выбрана комбинированная методика SWOT-анализа отрасли, описанная в статье «Методика анализа маркетинговой среды предприятия» [1].
Первым этапом исследования стало формирование SWOT-матрицы сектора на основе информационных источников, статей и нормативно-правовой базы, включающей постановления Правительства Калининградской области, а также федеральные и региональные законы [2-8]. В результате составления исходной SWOT-матрицы было выделено 10 «сильных» и 9 «слабых сторон», 8 «возможностей» и 7 «угроз». Далее разработанный нами SWOT-анализ был передан к.э.н., доценту БФУ им. И. Канта (руководителю Агентства по туризму Калининградской области в период с 2011-2012 гг.) Кропиновой Е. Г., которая уточнила формулировки факторов исходной SWOT-матрицы и сформировала итоговую матрицу SWOT-анализа, включающую по 10 сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Недостатком традиционной методики SWOT-анализа является субъективность оценок факторов, представленных в матрице. Эти оценки напрямую зависят от профессиональной подготовки, квалификации, практического опыта специалиста, проводящего исследование. Решением данной проблемы является применение экспертного метода ранжирования альтернатив. Данный метод предполагает привлечение экспертов для анализа факторов, обладающих высоким коэффициентом весомости высказываний по изучаемой проблеме.
Для данного исследования было привлечено семь экспертов из Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Для каждого из них была разработана и разослана индивидуальная анкета, основной целью которой было предложить экспертам оценить степень важности факторов, характеризующих сектор туризма и рекреации Калининградской области, проранжировав факторы от 1 до 10. В ходе оценки факторов были учтены рекомендации и замечания экспертов по улучшению формулировок и конкретизации некоторых факторов, приведенных в исходной SWOT-матрице. В состав экспертов вошли сотрудники БФУ им. И. Канта: Зонин Н. А. – к.э.н.; Шабалина Е. И. – к.э.н., доцент; Корнеевец В. С. – д.г.н., профессор; Семенова Л. В. – к.э.н., доцент; Кропинова Е. Г. – к.э.н., доцент; Зайцева Н. А. – д.э.н., профессор; Мороз М. И. – финансовый менеджер отдела анализа рисков по регионал России и СНГ группы компаний «Содружество». Стоит отметить, что коэффициент весомости высказываний всех экспертов превысил 0,65, что означает, что все они отвечают критерию высокой весомости высказываний по проблеме и могут быть привлечены к экспертизе.
Следующим этапом исследования являлась оценка согласованности мнений экспертов на основе расчета коэффициента конкордации и проверка гипотезы о согласованности мнений экспертов на основе критерия Пирсона Хи-квадрат с высокой̆ степенью вероятности. По результатам расчетов коэффициент конкордации W оказался больше значения 0,5, а Хи-квадрат расчетное оказалось больше Хи-квадрат табличного значения, что свидетельствует о согласованности мнений экспертов по каждой группе факторов с вероятностью больше 95%.
В таблицах 1-4 приведен итоговый SWOT-анализ, отражающий по пяти самых важных факторов (в порядке убывания важности) в соответствии с согласованным мнением семи опрошенных экспертов.
Таблица 1
Сильные стороны
№ |
Описание |
1. |
Сектор рекреации и туризма отнесен в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу к числу приоритетных секторов развития региональной экономики. Возможное формирование в будущем медицинского кластера, экологически чистого сельского хозяйства, янтарно-ювелирного кластера и др. Наличие до 2014 года устойчиво положительной динамики увеличения туристического потока (5-7% в год). |
2. |
Наличие уникальных и разнообразных природно-ландшафтных условий и ресурсов (незамерзающее море, два залива, большая длина пляжной линии, крупнейшее в мире месторождение янтаря, наличие национального парка Куршская коса и др.) позволяет развивать практически все виды туризма (рекреационный (в т. ч. пляжный), культурно-познавательный, деловой, медицинский, экологический, сельский туризм, морские и речные круизы и др.). |
3. |
Постепенное решение проблем транспортной доступности региона (реконструкция взлетно-посадочной полосы в 2014 году и запуск в 2015 году обновленного аэропорта, проектирование пассажирского порта в г. Пионерском и др.). Реконструкция существующих объектов культурного наследия (кирх, фортов, замков, памятников архитектуры и т.д.) и включение их в перечень туристических маршрутов. |
4. |
Имеется заинтересованность руководства области и муниципальных образований региона в создании и развитии туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, представляющих собой укрупненный инвестиционный проект, включающий ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства в туристской сфере. Реализация региональной кластерной политики на основе комплексного подхода, в рамках которого планируется строительство коллективных средств размещения и организации досуга, отвечающих мировым стандартам, на базе современной обеспечивающей инфраструктуры. |
5. |
Наличие развитой туристско-рекреационной инфраструктуры на приморских территориях и в г. Калининград (средств размещения, общественного питания, развитой сети автомобильных дорог, медицинского обслуживания, туристско-экскурсионного обслуживания, туристский реестр Калининградской области и др.) |
W=0,529 =33,33>
Таблица 2
Слабые стороны
№ |
Описание |
1. |
Недостаточное финансирование программ развития туристско-рекреационного сектора экономики Калининградской области, как за счет средств регионального бюджета, так и за счет государственно-частного партнерства. Наличие дополнительных инфраструктурных обременений частным инвесторам при строительстве объектов сектора рекреации и туризма, следствием чего является превалирующая в бизнес-сообществе настороженность и антипатия к регуляторным актам региональных органов власти. |
2. |
Отсутствие ярко выраженного центра притяжения, «якорного» проекта, который выступил бы в качестве источника генерации базового туристического потока и создал условия для развития полноценного туристского кластера (например, комплексный янтарный тур). Неудовлетворительное состояние большей части объектов историко-культурного наследия. |
3. |
Отсутствие единого проекта комплексного освоения и рекреационного развития приморской зоны и согласованности в действиях органов государственной власти региона и муниципалитетов в вопросах развития туристского пространства на основе рационального градостроительного планирования территории и территориальной комплексной схемы охраны природы. Истощение уникальных природных ресурсов национального парка Куршская коса, Балтийской косы, других территорий естественного (природного) туристского пространства. |
4. |
Низкая конкурентоспособность организаций сферы туризма Калининградской области и ограниченная дифференциация их услуг и объектов культурной ценности в сравнении с Польшей и Литвой, в том числе и за счет износа объектов туристской инфраструктуры, невысокого качества предоставляемых туристских услуг, недостаточно высокой профессиональной подготовки персонала. |
5. |
Недостаточное и неэффективное продвижение Министерством туризма КО регионального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках. |
W=0,510
Таблица 3
Возможности
№ |
Описание |
1. |
Финансирование туристического кластера на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственные капитальные вложения в форме субсидий, позволяет создать точки развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. |
2. |
Реализация Постановления Правительства РФ о компенсационных мерах в отношении калининградских предприятий, которые попадут под отмену преференций ОЭЗ в 2016 году. Туризм является одним из перспективных направлений экономической политики РФ. С целью повышения конкурентоспособности туристского рынка РФ, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах реализуется ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 г.г.). Государственная политика и политика крупных финансово-промышленных корпораций в 2014 году в области организации деловых мероприятий и отдыха сотрудников ориентирована на внутренний рынок. |
3. |
Наличие интереса со стороны развитых туристских кластеров Польши и Литвы к созданию международных кластеров на территории Балтийского побережья. Наличие совместных трансграничных проектов развития, в том числе в сфере рекреации и туризма, развития на территории Балтийского побережья международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма. |
4. |
Развитие сектора рекреации и туризма на основе принципов рационального природопользования рассматривается как одно из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ. Проекты по данным научным направлениям получают финансирование из различных источников (РГНФ, РФФИ, Министерство образования и науки и др.). |
5. |
Обеспечение высокой загрузки средств размещения за счет международных и российских систем интернет-бронирования. |
W=0,554
Таблица 4
Угрозы
№ |
Описание |
1. |
Наличие не решенных проблем транспортной и визовой доступности для российских туристов (отсутствие дешевых билетов на самолет, длительность поездки на поезде и необходимость получения визы и др.). |
2. |
Наличие не решенных проблем транспортной и визовой доступности для туристов из стран Европы на фоне укрепления туристических позиций приграничных регионов (Литвы и Польши), получающих значительные конкурентные преимущества в доступности территории, в т.ч. за счет вступления Литовской Республики в зону хождения евро. |
3. |
Вероятное перераспределение туристического потока жителей Балтийского побережья, Калининградской области и других российских регионов в пользу прибалтийских государств из-за высокого уровня сервиса в секторе рекреации и туризма этих стран. |
4. |
Сокращение финансирования развития обеспечивающей и транспортно-логистической инфраструктуры (включая экскурсионные маршруты и объекты культурного наследия), относящиеся к объектам федеральной собственности. |
5. |
Недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках. Ухудшение у зарубежных потребителей имиджа РФ как туристической территории с качественным сервисов и безопасными условиями туризма из-за негативных внешнеполитических событий. |
W=0,520
В заключение хотелось бы отметить, что результаты данного анализа представляют субъективную, но согласованную с вероятностью 95% оценку мнений семи отобранных нами экспертов. Возможно повышение качества экспертизы за счет привлечения экспертов с более высокими показателями весомости высказываний, а также за счет привлечения большего числа экспертов и за счет уточнения формулировок самих факторов.
Полученные результаты дают важную информацию для дальнейшей подготовки системы маркетинговых мероприятий, направленных на преодоление угроз, устранение слабых сторон, а также укрепления сильных сторон и развития возможностей сектора туризма и рекреации Калининградской области.
Литература:
1. Лукьянова Н. Ю. Методика анализа маркетинговой среды предприятия // Молодой ученый. 2014. № 7.1. С. 24-27.
2. Постановление Правительства Калининградской области «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу» от 2 августа 2012 года № 583.
3. Закон Калининградской области «О государственной поддержки развития туристско-рекреационной сферы на территории Калининградской области» (принят Калининградской областной Думой третьего созыва 25 декабря 2003 года).
4. Положение о Министерстве по туризму Калининградской области (от 7 декабря 2012 года).
5. Постановление Правительства Калининградской области от 22.02.2007 N 69 (ред. от 22.06.2011) "О целевой Программе Калининградской области "Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007-2014 годы";
6. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 20 декабря 2006 года.
7. Постановление «О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области» от 22 февраля 2007 года № 69.
8. Информация регионального информационного центра туризма Калининградской области при Министерстве по туризму Калининградской области http://www.visit-kaliningrad.ru/.