О вопросах индивидуализации модели обучения на основе репертуарных решеток | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 19.11.2014

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Ахатова, Р. Ю. О вопросах индивидуализации модели обучения на основе репертуарных решеток / Р. Ю. Ахатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 497-499. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13648/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современном обществе изменилось отношение к знанию. Знание рассматривается как семантический ресурс практической деятельности, т. е. в знании видят свойства «коммерческого продукта», носителя товара. Кроме этого, существующие методы обучения недостаточно эффективны, еще и потому, что они являются традиционными способами трансляции высококачественных специальных знаний без комплексного учета факторов, влияющих на обучение индивидуумов.

Выход из этой ситуации многие видят в привлечении методов, относящихся к науке «инженерия знаний». Инженерия знаний — научное направление, занимающееся разработкой языков и форм представления знаний, методов их наполнения и использования при решении тех или иных проблем. Инженерия знаний разрабатывает такие формы предъявления знаний, как их компоновка, сжатие, логическое моделирование, семантические сети, укрупненные дидактические единицы, предметная, графическая и знаковая форма моделирования, блок-схемы, опорные конспекты, матрицы учебной информации, рисунки, числовая символика и др. Инженерия знаний имеет задачу обеспечить знаниям мобильность, гибкость, непротиворечивость, доступность. Здесь занимаются поиском операций и форм переработки и использования информации, в том числе и учебного материала. Инженерия знаний решает две главные задачи: приобретение и накопление знаний; обработка и использование их.

Кроме таких источников знаний, как книги, Интернет, теоретический и опытный материал, главным классическим источником знаний является человек — специалист — профессионал, эксперт в данной предметной области, который компетентен не только в перечисленных источниках знаний, но и способность его принимать проблемные решения.

При этом парадокс инженерии знаний в том, что чем более компетентны эксперты, тем менее способны они описать те знания, которые используют для решения задач. При этом, когда они пытаются объяснить, как они пришли к заключению, то зачастую выстраиваются правдоподобные линии рассуждения, которые мало похожи на их действительное поведение.

Инженерия знаний предлагает рассматривать этот вопрос с точки зрения «Теории личностных конструктов» (ТЛК). В основе ТЛК [2, с. 125] лежит идея о том, что каждый человек представляет собой исследователя. Целью ТЛК является объяснение того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, конструирует будущие события, управляет переживаемыми событиями.

Для изучения систем личностных конструктов разработан метод репертуарных решеток (РР), который позволяет войти человеку в мир другого человека и увидеть то, что стоит за словами, т. е. выявить те самые глубинные связи внутри проблемной области, которые «эксперту» практически невозможно вербализовать [1, с. 49].

Репертуарные решетки представляет собой систему матриц, которые заполняются, например, в процессе беседы. Столбцы матрицы соответствуют группам, объектам, значимым понятиям из конкретной предметной области. Строки матрицы представляют собой конструкторы — биополярные признаки, параметры, шкалы. Конструкторы либо задаются, либо выявляются с помощью процедур.

Совокупность конструктов представляет собой набор значимых осей, относительно которых человек рассматривает и оценивает свой и окружающий мир. Личностный конструкт — это построенная идея или мысль, которую человек использует, чтобы объяснить или предсказать аспект действительности в терминах схожести и контраста.

Конструкт — это субъективное средство, определенный шаблон, сконструированный самим человеком на основе собственного опыта, с помощью которого человек воспринимает свое окружение, создает целостный образ мира и определяет в нем свою линию поведения.

В процессе заполнения РР обучаемый оценивает каждый элемент по каждому конструкту. Заполнения репертуарная решетка далее подвергается статистической обработке, и ее можно рассматривать как разновидность структурированного интервью. Анализ репертуарной решетки позволяет оценить силу и направленность связей между конструктами, выявить наиболее значимые конструкты, а также иерархические отношения между ними. Обработка и анализ РР может дать заключение об уровне соответствия личности по: познаваемости, субъективности, активности состояния психики, способности к обучению и т. д.

Рекомендации по отбору элементов для техники РР:

1)      Элементы должны находиться в диапазоне пригодности используемых конструктов.

2)      Отдельная решетка должна содержать конструкты, относящиеся к одной области. Рекомендуется не смешивать классы элементов (людей и вещи, вещи и действия), лучше включать в решетку однотипные элементы одного уровня сложности.

3)      Нужно учитывать, что один и тот же объект может быть и элементом, и одним из полюсов конструкта.

4)      Элементы должны репрезентировать интересующую исследователя область в полной мере, чрезмерное суживание области приводит к выявлению менее значимых конструктов, которые имеют отношение только к конкретному набору элементов. Элементы должны быть значимыми в контексте интересующей исследователя проблемы.

5)      Предпочтительнее равномерное распределение элементов с точки зрения оценки: желательно, чтобы в списке были равномерно представлены как положительно, так и отрицательно оцениваемые элементы.

6)      Элементы должны быть понятны и знакомы испытуемому.

7)      Элементы не должны быть подвидами других элементов.

8)      Элементы должны быть точными и конкретными.

9)      Если элементы в РР представлены людьми, то необходимо, чтобы испытуемый был в состоянии подставить имена конкретных знакомых ему людей в этот ролевой список.

10)  Элементы не должны быть оценочными.

11)  Нужно четко различать сами элементы и свойства элементов; последние могут оказаться конструктами, которые выявятся в процессе заполнения РР [3, с. 417].

Существуют следующие основные методы выявления конструктов:

1.      Триады.

а)     Метод минимального контекста. Конструкты выявляются следующим образом: испытуемого спрашивают, чем два из трех элементов, отмеченных кружками в первой строке, «сходны между собой и тем самым отличны от третьего элемента». Испытуемого просят поставить крестики в кружки, соответствующие тем двум элементам, которые сходны между собой. Затем ему предлагается озвучить или написать в отведенной для этого графе слово или короткую фразу, разъясняющую, чем именно эти элементы сходны между собой; затем выясняется и записывается противоположный полюс конструкта. После этого испытуемый отмечает в этой же строке галочкой (либо оценивает по шкале конструкта, либо ранжирует) все другие элементы, обладающие указанной им характеристикой. Аналогично заполняются оставшиеся строки решетки.

б)     Метод полного контекста. Все элементы выписываются на карточках и раскладываются перед испытуемым. Его просят подумать о важных качествах, характерных для разных групп людей и выбрать двух человек, наиболее сходных между собой по какому-либо значимому качеству. Когда две первые карточки выбраны, испытуемого спрашивают, в чем они сходны между собой. Затем по мере добавления последующих карточек испытуемого время от времени просят сказать, представляет ли данная карточка все еще ту же категорию, что и первые две карточки.

в)     Последовательный метод. Аналогично методу минимального контекста, однако триады выбираются с соблюдением следующего правила: каждый раз в триаде только один элемент заменяется новым.

г)     Метод самоидентификации. Также аналогично методу минимального контекста, за исключением того, что в каждую триаду включается элемент «Я сам».

д)     Метод ролевой персонификации. Отбор триад аналогичен методу самоидентификации, однако испытуемому предлагается иной порядок выявления конструктов. В вводных вопросах можно использовать самые разные ситуации и условия.

2.      Диады. Было выяснено, что наиболее явные контрасты выявляются в том случае, когда испытуемого просят назвать полюс, противоположный полюсу сходства, а не в том случае, когда его просят определить, чем третий человек в триаде отличается от двух других. Например, можно использовать метод «лестницы»: конструкты выявляются любым обычным способом и испытуемого просят сказать, к какому полюсу каждого конструкта он предпочел бы отнести себя. Инструкция может быть такой: «Вы предпочли у данного конструкта именно этот полюс. Почему вы предпочли оказаться здесь, а не там? Каковы преимущества этого полюса по сравнению с другим?" Ответ испытуемого позволяет определить новый конструкт, более высокого уровня.

Одно из преимуществ метода репертуарных решеток наличие процедуры выявления конструктов методом диад или триад, что ориентирует метод РР на дальнейшую его автоматизацию.

Если режим триад вызывает затруднения, то переходят на диадный режим. Заполненные решетки обрабатываются с разных сторон:

-        с помощью факторного анализа для выявления устойчивых скоплений конструктов;

-        выявляются противоречивые конструкты, которые разбиваются на мелкие до тех пор пока они не перестанут быть противоречивыми;

-        графовыми маршрутами импликации связей между конструктами, а при учете рангового приоритета по переходным вероятностям Байеса;

-        корреляционных связей между разными решетками;

-        матрицей переходных состояний, где каждое состояние репертуарная решетка марковской цепи.

Результаты обработки могут обнаружить не только упущенное в предметной области обучаемыми, но и показать, что возникшие противоречия выявили проблему с той стороны, на которую эксперты не обращали внимания.

Это первая фаза использования метода репертуарных решеток связанная со знаниями из предметной области.

Для качественного решения задачи обучения необходимо комбинирование всех трех типов (трех фаз) знаний в единое целое:

1.      Знания об изучаемой предметной области.

2.      Знания о педагогических приемах и стратегиях обучения.

3.      Знания о психологических особенностях личности, характеристиках мыслительной и познавательной деятельности.

В общем, метод РР предполагает присутствие в конструктах всех трех фаз, поэтому необходимо ранжирование элементов РР с учетом очередной порции информации. Это позволяет сформировать конструкторы, отвечающие не только за предметные знания, но и за обучение, мотивацию познавательной деятельности и за учет психологического портрета, учитывающего индивидуальность обучения.

Такой подход дает возможность повысить корреляционную связь обучаемых и преподавателя, т. е. знания студента становится относительными к знаниям преподавателя. Это дает индивидуальную модель обучения с выделением нужных конструктов, и предоставить обучаемому свободу выбора не только методов решения поставленных задач, но и получить режим свободного обучения.

 

Литература:

 

1.      Похилько В. И. Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности. // Вопросы психологии. — 1984 г. — № 3.

2.      Джордж Келли, Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У. С. Сахакиан, М., «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 2000 г.

3.      Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко, 2003 г.

Основные термины (генерируются автоматически): элемент, конструкт, инженерия знаний, предметная область, знание, испытуемый, минимальный контекст, репертуарная решетка, источник знаний, познавательная деятельность.


Похожие статьи

О методических подходах к формированию дискурсивной компетенции у студентов вузов

К постановке проблемы конструирования этничности в контексте глобализационных процессов

О личностно-ориентированной модели компьютерного обучения гуманитарных дисциплин

К вопросу о моделировании образовательного процесса, ориентированного на профессиональное самоопределение обучающихся

К проблеме моделирования программ неформального и информального образования

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения

Методологические подходы к изучению личностной структуры в популяции здоровых школьников

О некоторых аспектах проблемы целеполагания в педагогической литературе

О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Похожие статьи

О методических подходах к формированию дискурсивной компетенции у студентов вузов

К постановке проблемы конструирования этничности в контексте глобализационных процессов

О личностно-ориентированной модели компьютерного обучения гуманитарных дисциплин

К вопросу о моделировании образовательного процесса, ориентированного на профессиональное самоопределение обучающихся

К проблеме моделирования программ неформального и информального образования

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения

Методологические подходы к изучению личностной структуры в популяции здоровых школьников

О некоторых аспектах проблемы целеполагания в педагогической литературе

О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Задать вопрос