Методологические подходы к изучению личностной структуры в популяции здоровых школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Арзикулов, А. Ш. Методологические подходы к изучению личностной структуры в популяции здоровых школьников / А. Ш. Арзикулов, М. Х. Салиева, К. М. Юсупов, Д. А. Арзикулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63530/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность проблемы. Идея о тесном взаимодействии соматических и психических факторов в определении состояния здоровья и болезни является одной из самых актуальных в современной медицине. Ухудшение окружающей среды, резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний. Постоянно растущая распространенность «психосоматических расстройств» у детей требует, поиска эффективных методов их диагностики и предупреждения [1,2, 5, 7].

Применение проективного подхода к исследованию личности, к которым относится метод Роршаха — важный этап в развитии психологической диагностики, связанный с появлением методов, качественно отличных от традиционных. Проективные методы ни в коем случае не следует рассматривать как замену количественных, статистических процедур. Они удачно дополняют уже существующие, позволяют выявить как отдельные, часто глубоко скрытые черты, так и их взаимное соотношение. Методы позволяет обнаружить те стороны личности, которые практически не обнаруживаются при использовании традиционных экспериментальных методов.

Цель исследования: изучить личностную структуру в популяции здоровых школьников на основе метода Роршаха.

Материал иметоды исследования

Нами использованы методики Роршаха и исследованы здоровые дети (85 девочек 93 мальчиков) в возрасте 7–11 лет и 12–17 лет (98 девочек и 90 мальчиков), отобранные методом случайных чисел. Общее количество ответов (R) на стимульный материал, поддающихся формализации, выражает, прежде всего, продуктивность обследуемого и зависит от ряда факторов, наиболее существенными из которых являются: богатство образов прошлого опыта у обследуемого, его психическое состояние и условия эксперимента.

Результаты собственных исследований

Нами изучена структура личности здоровых детей возраста по методу Роршах (табл. 1). Согласно методике тип личности определяется чувствительностью организма к внутренним и внешним побуждениям. Чувствительность к внутренним побуждениям представлена кинестетическими интерпретациями (М), к внешним — цветовыми (С). По их соотношению устанавливали «тип переживания», важнейший показатель метода Роршах (М:С). В зависимости от преобладания (равновесие) того или иного типа активности выделяли четыре основных типа личности. Структура личности здоровых детей и подростков с возрастом претерпевает значительные изменения [4]. У детей в 7–11 лет преобладающим типом личности выявлен экстратенсивный (Р< 0,05). У 1/3 школьников в 7–11 лет выявлен коартивный тип личности, амбиквальный тип личности встречаются в 2,7 % ±1,55 и 1,9 % ±1,30 случаев. Группа детей с интраверсивным типом личности представлена в меньшем количестве (Р< 0,05). Пубертатный период характеризуется тенденцией к проявлению типов личности в форме экстратенсии (P<0,05), уменьшением коартивного и амбиквального (Р<0,05) типов личности, заметным увеличением интравертных подростков. Очевидно, период полового созревания и эндокринные пертурбации организма несколько смещают формулу типа личности в сторону экстратенсии.

Как известно, метод Роршаха не предназначается для исследования интеллекта, тем не менее, на основе комплекса показателей психограммы здоровых школьников можно сделать вывод о среднем уровне интеллекта популяции здоровых детей и подростков 7–11 и 12–17 лет.

Таблица 1

Структура личности здоровых детей иподростков по Роршаху (%)

Тип личности

Пол

Возраст

7–12 лет

М (n=112),

Д (n=109)

13–17 лет

М (n=150),

Д (n=106)

Экстратенсивный:

Чистый

Смешанный

Д

51±4,78

68,6±3,78*

М

46±4,77

57,5±4,80

Д

3,6±1,76

1,3±0,92

М

1,8±1,27

3,8±1,85

Интраверсивный:

Чистый

Смешанный

Д

4,5±1,95

3,3±1,45

М

3,8±1,83

6,6±2,41

Д

0,8±0,84

0,8±0,72

М

2,7±1,55

2,8±1,60

Амбиквальный

Д

2,7±1,55

6,0±1,93

М

1,9±1,30

14±3,37*

Коартивный

Д

37,4±4,57*

20,0±3,26

М

43,8±4,75*

15,3±3,49

Примечание: Отмеченные (*) звездочкой, статистически достоверные показатели (P<0,05–0,001).

Показатели среднего уровня интеллекта детей 7–11 лет по результатам наших исследовании следующие: 1. Значительное количество целостных интерпретаций («W +»; 7,0 ± 0,4); 2. Упорядоченная последовательность; 3. Тип восприятия (W =7,0±0,4; D 3,0 ±0,6; Dd = 0,8±0,1; S = 0); 4. Высокий процент положительных форм (F + = 66 % -70 %.); 5.Количество кинестетических энграмм (0,35±0,06); 6. Разнообразное содержание интерпретации; 7. A+Ad % колеблется 46–65 %; 8. Количество популярных ответов составляют 18 % — 21 % общего числа; 9. Количество оригинальных ответов с положительной формой (Orig + 14 %).

Для детей 12–17 лет: 1. Количество целостных интерпретации (W+ от 8,0 ±0,4); 2. Упорядоченная последовательность. 3.Тип восприятия (W = 8,0 ± 0,4; D = 2,0±0,4; Dd = 0.4 ± 0,04; S=0); 4.Показатель положительных форм (F+ % + 75–80 %); 5. Количество кинестетических энгремм (1,3 ± 0,1); 6.Разнообразное содержание интерпретации; 7.A+Ad % колеблется от 50- 73 %; 8. Количество популярных ответов составляет 21–27 % из общего числа; 9. Количество оригинальных ответов с положительной формой (Orig + = 15,4 %). Наиболее важными для оценки интеллекта показателями из приведенного перечня являются количество «W” +; количество М+, F+ %, Orig + %. Рассмотрение взаимосвязи кинестетических и цветовых интерпретаций по методу Роршах является наиболее существенным моментом в диагностике и позволяет определить тип переживания личности или соотношение параметров интра — экстратенсии.

Выводы. Результаты наших исследований личностных особенностей здоровой популяции детей 7–11 и 12–17 лет по методу Роршаха показывают на некоторые клинико-психологические особенности формирования личностной структуры. Характерными для здоровой популяции детей и подростков по данным методики Роршаха являются: высокая эмоциональная возбудимость и неустойчивая аффективность, хороший уровень интеллектуальных возможностей и активности, сниженные возможности адекватной адаптации к окружающей среде слабо контролируемой интеллектом, присутствие синдрома «внутренней неуверенности» у детей 7–11 лет и в 12–17 лет «комплекса интеллигентности», динамичности развития типа переживания и становления личности в процессе развития индивида.

Литература:

  1. Великанова Л. П. Клинико-эпидемиологический мониторинг состояния нервно-психического здоровья детей и подростков. // Педиатрия, № 1, 2004, С.67–70
  2. Вигдорчик М. И. Возможности применения психодинамического подхода оценки личности в диагностике психосоматических заболеваний. //Вторая Всероссийская INTERNET — конференция, 2004, с.3–8.
  3. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей и подростков и психосоматический подход. // Социальная и клиническая психиатрия Т. 12. Вып. 2.- 2002. — с.36–40.
  4. Mansour M. E., Kotagal U., Rose B. Et al. Health-related quality of life in urban elementary schoolchildren //Pediatrics 2013. — Vol. 111. — № 6. — P. 1372–1381.
  5. Moya J., Bearer C. F., Etzel R. A. Chldren's behavior and physiology and how it affects exposure to environmental contaminants //Pediatrics 2013. — Vol. 113.и- № 4. P. 996–1006.
  6. Samet J. M. Risk assessment and child health //Pediatrics 2012. — Vol. 113. -№ 4.-P. 952–956.
  7. Snyderman R., Williams R. S. Prospective medicine: the next health care transformation //Acad. Med. 2012. — Vol. 78. — № 11. — P. 1079–1084.
  8. http: www. Pediatriajonrnal. ru.
Основные термины (генерируются автоматически): тип личности, структура личности.


Похожие статьи

Педагогическая модель формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников на основе системного подхода

Психологический анализ определения задач мотивации и основных механизмов общения в процессе детских игр

Методологические подходы в формировании грамматической стороны речи детей в ДОО

Отражение проблемы формирования прогностических умений младших школьников в научной литературе

Методические аспекты использования дидактических игр в подготовительном к школе возрасте в процессе формирования элементарных математических представлений

Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста с алалией

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

Эмпирическое исследование психологических особенностей молодых педагогов с модификациями тела

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Педагогическая модель формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников на основе системного подхода

Психологический анализ определения задач мотивации и основных механизмов общения в процессе детских игр

Методологические подходы в формировании грамматической стороны речи детей в ДОО

Отражение проблемы формирования прогностических умений младших школьников в научной литературе

Методические аспекты использования дидактических игр в подготовительном к школе возрасте в процессе формирования элементарных математических представлений

Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста с алалией

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

Эмпирическое исследование психологических особенностей молодых педагогов с модификациями тела

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос