Развитие системы образования в современных условиях сопровождается выраженной интенсификацией труда учащихся, возрастанием разнообразного информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильным социально-экономическим давлением на все стороны жизни и труда обучающихся. Непрерывный рост различного вида информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного по объему материала, перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности. Рабочая нагрузка добросовестного учащегося в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменов - 15-16 часов. Следствием этого является большая физиологическая стоимость школьных нагрузок, приводящая к снижению качества здоровья детей уже в процессе обучения в 1-м классе. [1]. У значительной части выпускников школ определяется несформированность жизненно необходимых социальных компетенций, неготовность гармонично «вписаться», эффективно интегрироваться в социум, адаптироваться к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям, управлять своими эмоциями в непредвиденных жизненных ситуациях [2]. Все это в конечном итоге отражается на качестве жизни подрастающего поколения.
С целью разработки рекомендаций по повышению безопасности жизнедеятельности школьников подросткового возраста на основании изучения образа и качества их жизни нами организовано и проведено специальное исследование в рамках выполнения выпускной квалификационной работы. В данной статье мы приводим результаты сравнительного анализа только качества жизни наших респондентов – школьников 8-9 классов на базе гимназии №39 г. Уфы и Николо-Березовской средней школы Краснокамского района Республики Башкортостан.
Всемирная организация (ВОЗ) предлагает эффективную модель интегральной оценки состояния человека с учетом разностороннего и глубокого понимания влияния болезни на его физиологическое, психологическое, эмоциональное и социальное функционирование. Качество жизни признано одним из ключевых методов оценки состояния здоровья и благополучия детей [3].
По определению ВОЗ качество жизни — это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами. Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение и, на него влияющими. Качество жизни — это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества [4].
В настоящее время качество жизни (КЖ) является объектом изучения многих отраслей наук, в том числе психологии, педагогики, медицины, экологии и других наук. Современные исследователи отмечают многогранность его содержания, отводя главенствующую роль его психологической составляющей, как способности осуществлять жизнедеятельность с той или иной интенсивностью и экстенсивностью [5]. В то же время в современной медицине широко используется термин «качество жизни, связанное со здоровьем» (HRQOL), которое можно рассматривать как интегральную характеристику физического, психического и социального функционирования здорового и больного человека, основанную на его субъективном восприятии.
Для оценки КЖ используются разнообразные, надёжные и адаптированные инструменты оценки – опросники, анкеты [7]. Опросники могут быть общие, то есть рассчитанные на оценку состояния индивидуума в целом, например, опросник SF-36, и специальные, созданные для того, чтобы оценивать состояние индивидуума при определенной болезни.
В нашем исследовании использовался опросник SF-36, который позволяет охватывать лица от 14 лет и старше, в отличие от большинства других взрослых опросников, для которых минимальным возрастным порогом является 17 лет. Кроме того, он, обладая достаточно высокой чувствительностью, является кратким, что делает его применение весьма удобным [6].
Опросник MOS- SF-36 состоит из 36 вопросов, сгруппированные в восемь шкал и по каждой из них результаты исследования выражаются в баллах от 0 до 100. Чем выше балл по шкале опросника MOS- SF-36, тем лучше показатель качества жизни [4]. Шкалы сгруппированы в два показателя «физический компонент здоровья» и «психологический компонент здоровья»:
Результаты нашего исследования приведены в таблице 1. Всего нами были опрошены 60 подростков, в том числе 31 мальчиков и 29 девочек.
Сравнительный анализ проводился не только в рамках сельского и городского поселений, но и со стандартизованными величинами КЖ подростков, разработанными НИИ гигиены детей и подростков РАМН [7].
Таблица 1
Сравнительная характеристика параметров качества жизни подростков городской и сельской местности (в %)
Показатели |
Город |
Село |
Нормативные величины российских подростков 14-17 лет |
Физическое функционирование |
94,0 |
53,0 |
90,7 |
Ролевое функционирование обусловленное физическим состоянием |
77,5 |
80,0 |
74,5 |
Интенсивность боли |
81,0 |
75,0 |
76,1 |
Общее состояние здоровья |
69,6 |
72,5 |
69,9 |
Жизненная активность |
63,0 |
64,5 |
61,9 |
Социальное функционирование |
81,2 |
76,25 |
78,8 |
Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием |
70 |
70,0 |
68,8 |
Психическое здоровье |
70 |
68,4 |
66,7 |
Физический компонент здоровья |
52,6 |
47,5 |
- |
Психологический компонент здоровья |
46,1 |
47,1 |
- |
Из данных, представленных в таблице, следует, что наибольшее различие между учащимися города и села выявлено по показателю физического функционирования подростков, который отражает насколько их физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (94,0% против 53,0%). Данный показатель среди учащихся из сельской местности также значительно ниже стандартизированной величины КЖ подростков. У подростков гимназии г.Уфа показатель был даже несколько выше возрастной нормы. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность подростков значительно ограничивается состоянием их здоровья, что является подтверждением официальных данных о более низких показателях здоровья детей из сельских поселений, как нашей республики, так и страны в целом. О более низком показателе здоровья учащихся из сельской местности свидетельствует и физический компонент здоровья КЖ. Однако, при этом КЖ подростков села был несколько выше, нежели у подростков из города и, даже среднероссийской величины по шкалам «Общее состояние здоровья», характеризующий оценку своего состояния здоровья в настоящий момент, и «Ролевое функционирование обусловленное физическим состоянием», отражающий влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей).
Вполне объяснимым является факт значительного превышения у городских подростков КЖ по показателю «Социальное функционирование» (81,0% против 76,25%). Низкие баллы свидетельствуют о значительном ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния, что в некоторой степени может быть обусловлено показателем «Физическое функционирование», который у сельских подростков оказался существенно ниже. Более высоким показателем физического функционирования следует объяснить выявленный нами факт превышения у гимназистов показателя «Интенсивность боли», даже среднероссийского уровня (соответственно 81,0% против 75,0% и 76,1%). Данный показатель характеризует влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что боль значительно ограничивает активность индивида.
Таким образом, полученные нами данные по КЖ, наряду с результатами анкетирования обучающихся на селе и в городе, позволят нам разработать комплекс дифференцированных рекомендаций по совершенствованию безопасных условий для жизнедеятельности подростков.
Литература:
1. Школы здоровья в России. – М.: Изд-ль Научный центр здоровья детей РАМН. 2009.-128с
2. Ожева Р. Ш., Шаова Л. Т., Лысенков С. П. Пилотное исследование качества
жизни подростков-школьников города // Успехи современного естествозна-
ния. М., 2011. № 5. С. 145—146.
3. Введение в детскую спортивную медицину / Т.Г. Авдеева, Л.В. Виноградова. - 2009. - 176 с.
4. Новик А.А., Ионова Т.И. /Руководство по исследованию качества жизни в медицине», С-Петербург, 2002.- С.15-40
5. Монахов М. В., Цыбульская И. С. Влияние качества жизни семей на состояние здоровья детей // Социальные аспекты здоровья населения. М., 2009. № 12(4).
6. Тихонова Н. К., Матузова Н. В. Использование опросника MOS-SF-36 для выявления психологических особенностей младших школьников с соматической патологией /Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 5. С. 60—65.