Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников
Автор: Данилова Наталия Петровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 30.03.2017
Статья просмотрена: 385 раз
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf)
Библиографическое описание:
Данилова, Н. П. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников / Н. П. Данилова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2190/ (дата обращения: 16.12.2024).
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать.
В. А. Сухомлинский
Актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей Родины.
Поэтому моей задачей, как педагога стало:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в быту, в художественном творчестве детей.
В нашем детском саду был разработан долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький человек – большой Патриот!». В подготовительной группе реализуя проект, мы использовали различные формы и методы работы. Результатами работы по проекту стала деятельность детей во всех образовательных областях.
В день Государственного флага Российской Федерации (22.08) дети исполняли гимн своей страны. Отмечая этот день, мы формировали у детей патриотические чувства и знание гимна. В сентябре в нашей группе прошел познавательно - информационный мини - проект «Я в кругу семьи», целью которого является формирование у детей духовно - нравственного отношения к своей семье и чувства сопричастности к отчему дому, к семейным традициям. Итоговым мероприятием стал досуг «В кругу семьи», а продуктом проекта - выпуск газеты «Моя семья». С детьми проводились: беседа «Моя семья», обсуждение иллюстраций и фотографий «Моя семья», дидактические игры «Доскажи словечко», «Хорошо - плохо» и т.д. Обсуждали с детьми проблемные ситуации, читали пословицы и стихи о семье. Очень понравилась детям продуктивная деятельность, в результате которой, создана газета - коллаж «Моя семья». Большую роль в проекте сыграли родители, рассказывая детям о семейных традициях и реликвиях и активно участвуя в итоговом мероприятии.
Также с детьми был изготовлен перекидной календарь патриотических праздников, где дети отмечают даты символом флага и фотографией проведения праздника.
Для сплочения детского коллектива изготовили символ группы «Ромашка», где в центре цветка поместили фотографию ребенка на цветочной поляне. Придумали девиз группы: «Мы ромашки не простые, мы ребята озорные. Соберите нас в букет, цветов прекрасней в мире нет!»
В октябре с детьми и родителями создали книгу о достопримечательностях города Томска, что способствовало обогащению знаний детей о своем родном городе. Дети и родители были очень активны и с удовольствием приносили фотографии о памятных местах Томска.
Ко Дню старшего поколения (1.10) выпустили стенгазету «Я и мои бабушки и дедушки», изготовили поздравительные открытки к празднику. Пригласили дедушек и бабушек на праздничный концерт. Отмечая день старшего поколения в детском саду, мы воспитываем любовь и уважение к дедушкам и бабушкам.
В ноябре, отметили праздник День народного единства. Провели проект одного дня. С детьми разучивали и читали стихотворения, рассматривали и обсуждали иллюстрации, проводили образовательную деятельность. В творческой мастерской изготовили флаг Российской Федерации, который стал продуктом проекта и украсил музыкальный зал к празднику. Итоговым мероприятием стал праздничный досуг «День народного единства». Проводя проект, мы продолжаем формировать у детей патриотические чувства, гордость за свою страну и любовь к Родине.
Для мини - музея детского сада родителями нашей группы была изготовлена кукла в русском национальном костюме. Мини - музей детского сада был создан для расширения представлений детей о народах России. Дети с интересом рассматривали и обсуждали национальные костюмы.
Отмечая Всероссийский день призывника (15.11) целью которого было создание позитивного образа Российской армии, провели развлечение «Мой долг служить Отчизне» в котором участвовали папы и дедушки детей. Развлечение получилось познавательным, т.к. дети отгадывали загадки о родах войск, рассказывали стихи об армии, музыкальным - пели песни, маршировали и спортивным дети и взрослые играли в эстафеты под командованием солдата (физ. инструктор).
Мы продолжаем пополнять патриотический уголок в группе, развивая предметно - пространственную среду в группе. Планируем создание карты «Мой край», ко дню «Снятия блокады Ленинграда» рассказать детям о Великой Отечественной Войне. Не обделим вниманием и народные праздники, приобщая детей к народным традициям.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию важна, т.к. воспитывает у детей любовь и уважение к родным и близким, к малой Родине, гордость за свое Отечество и другие патриотические чувства. Работа в этом направлении должна и будет продолжаться на протяжении всего пребывания детей в детском саду.