Рынок мобильной связи в настоящее время является наиболее динамично развивающимся как в России, так и во всем мире. Это связано, прежде всего, с процессом совершенствования существующих технологий и появлением новых, позволяющим снижать стоимость и повышать качество связи. В отрасли появляются новые продукты, которые становятся доступны широкому кругу населения [1, с. 11].
Существует достаточно острая борьба между компаниями. С развитием технологий связи конкуренция между операторами перестала быть только ценовой конкуренцией или конкуренцией качества сети. Мобильный телефон теперь уже не только телефонный аппарат. У него появляются новые функции, операторы предлагают новые услуги своим абонентам, и доля доходов операторов от предоставления дополнительных услуг постоянно возрастает.
Далее будут рассмотрены и проанализированы крупнейшие соперники рынка сотовой связи: МТС, МегаФон и ВымпелКом, которые уже давно присутствуют на рынке.
Положение МТС выглядит самым сильным среди других компаний, основой чего являются высокие темпы роста финансовых показателей, число обслуживаемых абонентов в России, в первую очередь в Центральной и Восточной части России и еще 226 странах, широкий перечень предоставляемых услуг и хорошие показатели эффективности деятельности компании.
Второе место по числу абонентов занимает компания ВымпелКом, известная под торговой маркой Билайн. Такое положение компании связывают с неоправданностью внедрения новых услуг, неготовность большинства абонентов оценить новые возможности и соответственно нести дополнительные расходы за них. А также — недостаток официальных представительств влечет за собой неудобство абонентов в случае необходимости получения обслуживания, которые не могут, предоставит дилеры.
Рис. 1. Доля компаний по числу абонентов на рынке сотовой связи
На основе исследований маркетинговых агентств: третье место на рынке операторов сотовой связи занимает компания МегаФон, относительно доли абонентов, это связанно с тем, что в отличие от МТС, МегаФон является сравнительно молодой компанией (основана в 2002 году) и имеющей не такой большой рынок предоставления услуг, компания представлена в 164 странах. Также компания предоставляет голосовые услуги по ценам выше, чем у конкурентов, что снижает ее привлекательность для новых абонентов.
Такое распределение мест существует с конца 2013 года до настоящего времени. ОАО МегаФон и ОАО ВымпелКом в четвертом квартале 2013 года продемонстрировали отток абонентской базы в России, а ОАО Мобильные ТелеСистемы (МТС) стал лидером по подключениям новых пользователей [2].
Так, российская база ВымпелКома по итогам четвертого квартала составила 62,568 миллиона абонентов, сократившись по сравнению с предыдущим кварталом на 0,4 % (с 62,805 миллиона). Число абонентов МегаФона в России снизилось на 0,1 % — до 56,110 миллиона с 56,181 миллиона. Абонентская база МТС при этом возросла на 0,7 % — до 71,226 миллиона с 70,726 миллиона пользователей.
Рис. 2. Динамика изменения абонентской базы
При этом МТС стал лидером по подключению новых абонентов в РФ — на компанию пришлось 51 % новых контрактов.
В целом в России абонентская база сотовых операторов в четвертом квартале увеличилась на 0,3 % — до 230,49 миллиона с 229,82 миллиона пользователей, а уровень проникновения сотовой связи вырос до 161,3 % с 160,9 %.
Совокупная абонентская база МТС (с учетом операций за рубежом) по итогам четвертого квартала составила 100,722 миллиона пользователей (в третьем квартале — 98,862 миллиона), ВымпелКома — 106,237 миллиона (104,387 миллиона), МегаФона — 64,613 миллиона (64,751 миллиона) [2].
Компания МТС лидирует не только по доли абонентов, но и по финансовым и операционным показателям.
Таблица 1
Сравнение финансовых и операционных показателей МегаФон, ВымпелКом и МТС
Показатель |
МегаФон |
ВымпелКом |
МТС |
Выручка, млн. руб. |
269,6 |
285,4 |
338 |
Рентабельность, % |
43,5 |
42,2 |
43,8 |
Выручка от мобильной связи, млн. руб. |
251,7 |
237 |
284 |
Выручка от мобильной передачи данных, млн. руб. |
36 |
24,3 |
33 |
Выручка от фиксированной связи, млн. руб. |
18 |
48,5 |
62 |
Рис. 3. Сравнение операционных и финансовых показателей
Лидерство МТС можно объяснить удачной стратегией развития компании: она изначально сделала ставку на охват рынка как проводной, так и беспроводной связи и предоставление сервисного обслуживания высокого уровня. По мнению большинства экспертов, МТС сможет выйти на первое место, как на рынке России, так и мира к 2015 году, использую более инновационные технологии, в частности, услуги связи в роуминге [3].
Литература:
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
2. digit.ru/business/20130207
3. www.cnews.ru/news/top