Анализ российского рынка дистанционного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 26.10.2015

Статья просмотрена: 2262 раза

Библиографическое описание:

Батаев, А. В. Анализ российского рынка дистанционного образования / А. В. Батаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 350-353. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22806/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Дистанционные технологии в образовании появились достаточно давно, еще в 18 веке в Лондоне было разрешено сдавать экзамены по почте, что привело к созданию целой сети колледжей, в которых студенты, учились дистанционно, используя почтовые сообщения.

За свою историю дистанционные технологии прошли три стадии развития. [1], [2], [3], [4], [5]

Средством дистанционного образования «первого поколения» был написанный от руки и печатный материал. Начиная с середины XIX века, разветвленные железнодорожные системы и быстрые государственные почтовые службы позволили осуществлять доставку учебных материалов большому количеству географически рассредоточенных учеников. В дополнение к общедоступным учебникам выпускались ограниченные тиражи специальных учебных пособий, которые могли включать списки необходимой литературы и примерные вопросы, отобранные инструкторами, проводящими обучение. Изобретение радио в 20-е годы XX столетия привело к появлению радиокурсов. Иногда такие курсы дополнялись печатными материалами и аудиторными занятиями. В 50-е годы активное развитие получили телевизионные курсы, сочетающиеся с выпуском пособий, аудиторными занятиями и время от времени экзаменационным контролем.

Появление Открытого университета в Великобритании в 1969 году ознаменовало собой начало «второго поколения». С этого момента в дистанционном образовании впервые начал применяться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств, при доминирующем положении печатных материалов. В Открытом университете было разработано огромное количество высококачественных учебных пособий, специально предназначенных для дистанционного обучения. Одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось через печатный материал, дополняемый радио и телепередачами. Двухстороннее взаимодействие между преподавателями и студентами осуществлялось посредством переписки, очных консультаций и краткосрочных курсов по месту жительства. Данная модель отличалась высокой стоимостью на подготовительном этапе. Однако после создания необходимых материалов и программ обучение каждого нового студента уже не требовало больших затрат.

«Третье поколение» дистанционного образования базируется на активном использовании информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном («в одно и то же время» — в виде видео- или аудиографических конференций, одинаково популярных в североамериканских учебных заведениях), так и в асинхронном режиме («не в одно и то же время» — с использованием электронной почты, Интернета или телеконференций). Данные технологии могут применяться в качестве дополнения к курсам первого и второго поколения либо использоваться самостоятельно. В обоих случаях они позволяют облегчить взаимодействие между преподавателем и студентом, между студентом и студентом, а также между студентом и разными типами учебных ресурсов. За вычетом первоначальных вложений в разработку и внедрение технологий, рассматриваемая модель дистанционного образования может снизить начальные фиксированные затраты. Однако переменные издержки (например, на каждого студента) будут выше, чем при дистанционном образовании по второй модели.

Огромный толчок в развитии дистанционных технологий оказало развитие персональных компьютеров и создание сети Интернет. В последние годы появился термин «e-learning», обозначающий электронное обучение с использованием технологий Интернета. На сегодняшний день развитие обучения с использованием технологий электронного образования происходит быстрыми темпами. В последние годы технологии e-learning активно развиваются и в России, хотя как признают многие эксперты развитие российского рынка дистанционного образования, отстает от ведущих стран Северной Америки и Западной Европы на 5–7 лет. [5], [6]

В СССР формы дистанционного обучения появились в начале 60-х годов прошлого века. К середине 60-х годов в Советском Союзе насчитывалось одиннадцать заочных университетов и большое количество заочных факультетов в традиционных высших учебных заведениях. В 80-х годах были предприняты попытки в качестве дистанционных технологий использовать телевидение, но к полномасштабным проектам они не привели по разным причинам, в первую очередь из-за недостатка финансирования и развала СССР.

Отправной точкой развития российского рынка дистанционного образования принято считать 1992 год. В этот год в статье 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании», была прописана возможность использования дистанционных технологий в обучении. Широкого развития электронное образование с использованием интернет технологий в те годы не получило, в первую очередь это было связано с тяжелым экономическим положением российской экономики, а во-вторых отсутствием доступа широкой аудитории к сети Интернет.

Только в последние несколько лет с развитием российского сегмента Интернета началось бурное развитие электронного обучения в России, которое по темпам роста превышает более чем в два раза общемировые темпы роста (рис. 1). Несмотря на такие высокие темпы развития Россия, тем не менее, не входит в первую десятку стран мировых лидеров по развитию e-learning. [7], [8]

Рис. 1. Страны, занимающие лидирующие позиции по темпам роста онлайнового обучения

 

На сегодняшний день российский рынок онлайнового обучения оценивается примерно в 60 млрд. рублей, показав тридцатикратный рост за последние десять лет (рис. 2). [3], [9]

Рис. 2. Российский рынок дистанционного образования, млрд. рублей

 

В современной России драйверами роста e-learning выступают высшие учебные заведения, которые все больше и больше применяют дистанционные технологии в образовании для подготовки специалистов разных направлений (рис. 3). [3], [10], [11]

Рис. 3. Количество российских вузов, предоставляющих дистанционные образовательные услуги

 

Несмотря на то, что количество высших учебных заведений, предоставляющих возможность получать образование с помощью дистанционных технологий, составляет менее 7 % от общего числа ВУЗов, количество обучаемых студентов по программам дистанционного образования составляет более 30 % от числа всех студентов (рис. 4). [3], [10]

Рис. 4. Количество российских студентов, обучающихся посредством дистанционных технологий

 

В заключении можно сделать следующие выводы:

        в современном мире активно развиваются дистанционные формы обучения с использованием интернет технологий, в России развитие e-learning превышает мировые темпы роста в 2,3 раза, но даже при таких впечатляющих результатах она не входит в первую десятку мировых лидеров;

        драйверами роста дистанционного образования выступают российские высшие учебные заведения, несмотря на то, что дистанционное образование предоставляют менее 7 % ВУЗов, количество студентов, получающих образование с использованием технологий e-learning, превысило 30 % от общего числа всех студентов;

        потенциал дальнейшего развития дистанционного образования в России очень высок, бурное развитие информационных технологий, связанное с развитием и модернизацией интернет технологий, а также дальнейшее внедрение дистанционных форм обучения в высшие учебные заведения могут охватить аудиторию в 20–30 миллионов слушателей.

 

Литература:

 

  1. Краткая история развития дистанционного образования, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.websoft.ru/db/wb/85281100A7E9E25AC3256F26003E3762/doc.html
  2. Т. Ю. Прокофьева Становление и развитие дистанционного обучения в мире, Проблемы местного самоуправления № 5 (29), 2008
  3. А. В. Батаев Обзор технологий электронного обучения в инженерно-экономическом образовании, Молодой ученый. 2015. № 16 (96). с. 272–275.
  4. А. В. Батаев Анализ использования облачных технологий в сфере e-learning, Молодой ученый. 2015. № 18 (98), с. 245–247.
  5. А. В. Батаев Анализ мирового рынка дистанционного образования, Молодой ученый, 2015. № 20 (100), с. 205–208
  6. Обзор систем дистанционного обучения: что выбрать? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://webinary.biz/blog/obzor-sistem-distantsionnogo-obucheniya-chto-vybrat#close
  7. Африка — наиболее динамичный рынок e-Learning на планете, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web-in-learning.blogspot.co.uk/2013/01/e-learning-ambient-insight.html
  8. 10 свежих фактов об e-Learning, которые вы должны знать, [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://geektimes.ru/company/teachbase/blog/247454/
  9. Бум на российском рынке ДО откладывается, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://banks.cnews.ru/reviews/free/itservice2007/articles/edu_2.shtml?print %20
  10. Российское образование, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?c_page_num=1&page_id=196&op=doOrgs
  11. Д. Г. Родионов, О. А. Кушнева, Н. А. Терентьева Международный авторитет российской высшей школы: проблемы и пути решения, Инновации. 2013. № 9 (179), с. 81–87.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, Россия, студент, российский рынок, интернет технологий, развитие, бурное развитие, дистанционное обучение, онлайновое обучение, печатный материал.


Задать вопрос