Анализ мирового рынка дистанционного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 11.10.2015

Статья просмотрена: 8522 раза

Библиографическое описание:

Батаев, А. В. Анализ мирового рынка дистанционного образования / А. В. Батаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22587/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Первые попытки внедрения технологий дистанционного обучения в странах Западной Европы и США были предприняты в 60-х годах двадцатого века.

Первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет — был создан в Великобритании, его лично курировал премьер-министр Гарольд Уилсон, при участии которого были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии. Учредителем университета выступила сама королева, а ректором был назначен спикер палаты общин.

В настоящее время в Англии, которая является лидером по уровню информатизации и по степени распространения дистанционного образования (ДО) среди стран Европейского союза, основной упор на рынке онлайнового обучения делается не на внутренние ресурсы, а на привлечение иностранных студентов. В 2003 году был запущен веб-проект UkeU, который был рассчитан на то, что 80 % всех слушателей будет приходиться на зарубежных пользователей.

Открытый Университет более чем за сорок лет своего существования стал самым крупным и занял место мирового лидера в дистанционном обучении. На сегодняшний день в более чем 400 учебных центрах обучаются свыше 200 тыс. человек, а всего с момента основания университета более трех миллионов человек получили образование по программам дистанционного обучения. [1], [2], [3], [4]

Во Франции в 1969 году был создан центр дистанционного обучения (CEND), в котором в наше время насчитывается свыше 8 тысяч сотрудников, среди которых более 5,5 тысяч являются штатными сотрудниками. В центре насчитывается свыше трех тысяч курсов разной направленности и тематики, на которых обучаются порядка 400 тысяч слушателей. [1], [2], [3], [4]

В 60-е годы прошлого века несколько инженерных колледжей в США стали использовать в качестве дистанционных технологий — телевидение, данная инициатива привела к образованию Национального Технологического Университета (National Technological University) в 1984 году. Уже к началу 90-х годов двадцатого века он объединил под своим руководством свыше 40 американских университетов.

Отличительной особенностью развития дистанционного образования в США было активное участие частного бизнеса, который определял направление и развитие дистанционных курсов под свои потребности. Уже в 1991 году суммарный доход Национального Технологического Университета составил свыше 13,5 миллионов долларов.

В 1989 году в США была основана система публичного телевещания (Public Broadcasting System), которая включала в себя несколько учебных программ, передающихся по четырем телевизионным каналам. К середине 90-х годов Public Broadcasting System насчитывала свыше одного миллиона студентов. На сегодняшний день Ассоциация дистанционного обучения в США насчитывает в своем составе свыше 5 тысяч учебных заведений.

Развитие мирового рынка дистанционного образования получило огромный толчок с развитием информационных технологий и в первую очередь компьютерных сетей, позволивших охватить огромную аудиторию слушателей практически в любой точке мира. С помощью интернет-технологий любой человек может получить образование в любом высшем учебном заведении, не выходя из дома.

На сегодняшний день существует большое количество систем управления обучением, которые позволяют обеспечить полноценное образование с помощью интернет-технологий.

Лидером в дистанционном образовании в настоящее время являются США, занимающие вместе с Канадой более 50 % всего рынка электронного образования (рис. 1). [5], [6]

Рис. 1. Мировая структура рынка онлайн-образования

 

В перспективе ожидается снижение доли США и Европы на рынке онлайн-образования, что обусловлено высокими темпами роста дистанционного образования в странах Азии (рис. 2), при этом первое место в мире по показателям прироста электронных образовательных услуг занимает Китай, с годовым темпом роста онлайн-образования в 52 % (рис. 3). [7], [8]

Такая динамика обусловлена, тем, что рынки дистанционного образования в Северной Америки и Западной Европе уже сложились и прошли этап лавинообразного роста, в то время как рынки в других странах только начинают внедрение дистанционного образования, что и проводит к таким результатам.

Рис. 2. Динамика темпов роста дистанционного образования по регионам мира, 2013 год

 

Рис. 3. Лидеры темпов роста дистанционного образования в мире, 2013 год

 

По прогнозам в 2015 году рынок дистанционного обучения во всем мире достигнет 107 млрд. долларов, а к 2025 году он должен удвоиться и достичь величины в 215 млрд. долларов (рис. 4). [5], [9], [10]

Рис. 4. Динамика роста рынка дистанционного образования в мире, в млрд. долларов

 

Бурное развитие рынка дистанционного образования и его доступность обеспечило быстрый рост слушателей, получающих образование с помощью электронного обучения уже в 2005 году число слушателей, обучающихся по программам e-learning, превысило число слушателей, обучающихся по традиционной форме обучения. По прогнозу к 2025 году число обучаемых по дистанционной форме может достичь 650 миллионов человек (рис. 5). [5], [9], [10], [11], [12], [13]

Рис. 5. Динамика роста слушателей по традиционной и дистанционной форме обучения

 

В заключении можно сделать следующие выводы:

        мировой рынок электронного образования развивается очень быстрыми темпами, лидерами являются Северная Америка и Западная Европа;

        по темпам роста рынка дистанционного образования на первое место вышли страны Азии, которые опережают страны Западной Европы почти в три раза, а страны Северной Америки в четыре раза;

        количество слушателей, обучающихся по дистанционной форме, по прогнозу к 2025 году может превысить в 2,5 раза число слушателей, обучающихся по традиционной форме обучения.

 

Литература:

 

  1.                Т. Ю. Прокофьева Становление и развитие дистанционного обучения в мире, Проблемы местного самоуправления № 5 (29), 2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/29–09.php/
  2.                А. В. Батаев Обзор технологий электронного обучения в инженерно-экономическом образовании, Молодой ученый. 2015. № 16 (96). с. 272–275.
  3.                А. В. Батаев Анализ использования облачных технологий в сфере e-learning, Молодой ученый. 2015. № 18 (98), с. 245–247.
  4.                А. В. Батаев Перспективы развития курсов MOOC в e-learning, Молодой ученый. 2015. № 19 (99), с. 359–362
  5.                Обзор Мирового и российского рынка электронного обучения, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=42 %20
  6.                Онлайн-образование (мировой рынок), [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Онлайн-образование_(мировой_рынок)
  7.                Африка — наиболее динамичный рынок e-Learning на планете, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web-in-learning.blogspot.co.uk/2013/01/e-learning-ambient-insight.html
  8.                10 свежих фактов об e-Learning, которые вы должны знать, [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://geektimes.ru/company/teachbase/blog/247454/
  9.                Прогноз мирового рынка e-learning в области высшего образования, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://webinform.ru/digitolog/analytics/2007/09/27/e-learning.html
  10.            Е. Р. Миннаев Дистанционное образование в России: реальные условия и проблемы развития, Высшее образование в России. № 11, 2008
  11.            Самые популярные в мире специальности, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rate1.com.ua/issledovanija-rate1/1568/
  12.            Волкова В. Н., Широкова С. В. Разработка критериев инновационности учебно-методических комплексов. Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2008. № 2, c. 24–29.
  13.            Родионов Д. Г., Кушнева О. А., Терентьева Н. А. Международный авторитет Российской высшей школы: проблемы и пути решения. Инновации. 2013. № 9 (179), c. 81–87.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, дистанционное обучение, Западная Европа, США, Северная Америка, число слушателей, двадцатый век, дистанционная форма, мировой рынок, Национальный Технологический Университет.


Задать вопрос