Авторы: Пазыркина Майя Владимировна, Макарова Людмила Павловна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 776 раз

Библиографическое описание:

Пазыркина М. В., Макарова Л. П. Практико-ориентированный и интерактивный подходы в формировании компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 72-74.

При оценке уровней профессионального мастерства «компетентность» занимает промежуточное место между исполнительностью и совершенством. Компетентность – не только обладание знаниями, а и готовность решать задачи, то есть компетентность включает в себя содержательный и процессуальный компоненты.

Анализируя научно-педагогическую литературу замечено, что одни авторы рассматривают профессиональную компетентность (Л.И. Анцыферова, Ю.В. Варданян, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина и др.), другие (Б.С. Гершунский, И.А.Зимина, Е.И. Огарев, А.К. Маркова) – социальную компетентность, третьи (А.Л. Бусыгина, Э.Ф. Зеер, М.А. Чошанов) – личностную компетентность будущих специалистов.

По предположению Л.М. Митиной, это объясняется тем, что «сам термин еще окончательно не устоялся в отечественной психологии и в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста» [3, 69].

Пересматривая всевозможные методы и формы обучения, разработанные и применяемые педагогической практикой, целесообразно отобрать ряд таких способов обучения, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает практико-ориентированный и интерактивный подходы к обучению, следовательно, позволяет успешно формировать компетенции будущего специалиста.

1. Кейс - метод в образовательном процессе (интерактивный и практико-ориентированный подходы)

Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что обучаемым предлагают окунуться в реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и предполагает определенный комплекс знаний, который должен быть освоен для разрешения данной проблемы. Данный интерактивный метод обучения завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических знаний и овладение практическим использованием материала. Так же важно то, что анализ ситуаций воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Применение кейсов дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста [4, 6].

Кейс - метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

1.      Индивидуальный подход к каждому студенту, учет его потребностей и стиля обучения.

2.      Максимальное представление свободы в обучении (возможность выбора формы обучения, типа задач и способа их выполнения).

3.      Обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СД-диски).

4.      Не загружать студентов большим объемом теоретического материала, концентрируясь лишь на основных положениях.

5.      Обеспечение доступности преподавателя для студена.

6.      Формирование у студентов навыков умения работать с информацией.

2. Проблемное обучение (практико-ориентированный подход)

Проблемное обучение представляет собой систему приемов, обеспечивающих целенаправленные действия педагога по организации включения механизмов мышления и поведения студентов путем создания проблемных ситуаций. В процессе проблемного обучения преподаватель не сообщает готовые знания (информацию), а ставит перед студентами проблему и путем пробуждения интереса к ней, вызывает у них желание найти средство для ее разрешения.

Ключевым понятием проблемного обучения является "проблемная ситуация", которая создается преподавателем с учебной целью. Она включает сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, расширения, исследования в сочетании с определенными условиями и обстоятельствами, создающими ту или иную обстановку (ситуацию).

Таким образом, проблемное обучение позволяет обучающимся, на основе имеющейся многообразной информации, выработать свои собственные позиции.

3. Метод проектов (интерактивный и практико-ориентированный подходы)

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

По своей сути метод проектов - межпредметная образовательная среда. А.В. Хуторской отмечает: «Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации». В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

4. Обучение в сотрудничестве (интерактивный подход)

Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп студентов. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Преподаватель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным студентам или группе. Вместе с тем в нужный момент он может объединить всех студентов группы, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы студент захотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности студентов не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над проектом. Одна треть времени в интерактивном обучении отдается на обратную связь, в данном случае это дебрифинг.

Дебрифинг (от англ. Debriefing – «выдаивание» знаний из участников группового взаимодействия) - это процесс пересмотра суждений или мнений участников интерактивного обучения (5, 285). Дебрифинг проводится после завершения поставленной перед малой группой задачи.

Интерактивный подход в обучении предполагает также и игровое имитационное моделирование, когда обучающийся как бы проигрывает определенную роль. В деловой имитационной деятельности (игре) повышается мотивация обучаемых, так как предоставляется возможность применить полученные знания для решения практических задач.

В интерактивном обучении игровое моделирование предположительно является одним из основных видов деятельности обучаемых на занятии. Это связано с тем, что «интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и сейчас», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью, что позволяет обучаемым лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно - следственные взаимосвязи происходящего, групповых и межличностных проблем» (5).

Таким образом, интерактивная игра – это групповое имитационное взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью более эффективно и с малым риском обучиться новым способам поведения и проверки на практике новых идей (добавим мнение студентов), получив при этом еще и удовольствие от самого процесса игры.

5. Портфолио (практико-ориентированный подход)

Учебный портфель (портфолио) – это та технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения. В литературе мы можем найти разные определения портфолио: «Портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину, «Портфолио – нечто большее, чем просто папка работ учащихся; это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся». Кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, отражая динамику развития студента, его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся; показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта; помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы; подготовки и обоснования будущей исследовательской работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на зачете или итоговом занятии; помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями. Портфолио можно рассматривать не только как форму аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному студентом в ходе многообразных видов деятельности, но и как видимый и осязаемый результат обученности выпускника учебного заведения, который может быть представлен работодателю, как доказательство компетентности в определенной области.

6. Метод сетевого взаимодействия – web – квест (интерактивный и практико-ориентированный подходы)

Современная сетевая парадигма образования предполагает переход от социального партнерства к сетевому взаимодействию [1]. Веб-квест (от английского webquest) буквально - Поиск в Интернете. Сейчас, когда понятия Интернет и Обучение уже не столь далеки друг от друга, как казалось совсем недавно, это название звучит все чаще. И считается новым словом в образовательных технологиях.

Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Выделяют следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ, планирование и проектирование, самопознание, творческое задание, аналитическая задача, достижение консенсуса, оценка, журналистское расследование, убеждение, научные исследования и т. п.

Обсуждение результатов работы над web-квестами можно провести в виде конференции, чтобы обучающиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. На этом этапе закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией.

В настоящее время возникла объективная необходимость внедрения в процесс образования, особенно высшего, подобных вышеназванных способов и подходов к обучению. Лекционная система, утрачивает значимость в эпоху тотального Интернета, а именно, возможности добыть знания сиюминутно в необходимом количестве. Роль профессорско-преподавательского состава сегодня должна переориентироваться на организационный характер. Сейчас от преподавателя обучающиеся ждут умения организовать учебный процесс, увлечь оригинальной методикой добывания знаний и трансформации этих знаний в умения. И средства обучения должны соответствовать таким методикам: интерактивные доски, свободный доступ к Wi-Fi в учебном заведении, возможность пользоваться Интернетом на занятиях и др.

 Очевидно, что образовательный процесс нового типа требует нового учителя. Он должен быть готов к диалогу, к совместному поиску, к сотворчеству. А это требует «переориентации деятельности преподавателя с информационной на организационную, заключающуюся в руководстве аудиторной и самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельности студентов».

 

Литература:

1.                  Берулава М.Н., Берулава Г.А. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. СПб., 2010.11с.

2.                  Гурье Л.И. Основы педагогики высшей школы. Учебное пособие. Казань: КГТУ, 2009. 185 с.

3.                  Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Издат. центр «Академия», 2011. 320 с.

4.                  Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Буйнов Л.Г. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162-165.

5.                  Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под общ. ред. В.А. Сластѐнина, И.А.Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 362с.

6.                  Сыромятникова Л.И. Формирование медико-валеологической компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: автореф. дисс. … канд. пед. наук. - СПб.: СПбАППО, 2009. - 20 с.

Основные термины (генерируются автоматически): компетентности будущего специалиста, Похожая статья, безопасности жизнедеятельности, Метод проектов, развитие критического мышления, основе метода проектов, интерактивный подходы, проблемного обучения, формы обучения, интерактивный метод обучения, интерактивном обучении, студентов навыков умения, информационном пространстве, развитие познавательных, проблемного обучения преподаватель, понятием проблемного обучения, учебной целью, учебной деятельности студентов, формировании компетентности будущего, компетенции будущего специалиста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос