В статье обсуждаются некоторые аспекты магистерской подготовки, в частности - подготовки магистров по программе «Превентология (Профилактика социальных отклонений)».
Ключевые слова:превентология, вариативное образование, модульное обучение, проектирование образовательных программ, компетенции, компетентности.
В последние годы наблюдается значительный рост потребления наркотиков во всем мире, приводящий к различным нарушениям здоровья и поведения, которые являются причиной многих видов социального, медицинского и экономического ущерба. Этим обусловлена необходимость разработки и внедрения в педагогический процесс ВУЗов учебного модуля «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» как основы соответствующей магистерской программы.
В основу содержания основной образовательной программы положены современные концепции профилактики девиантного поведения, в том числе наркомании. Междисциплинарный характер профилактических задач обусловливает присутствие в научной литературе различных ракурсов рассмотрения концептуальных и методологических основ превенции.
Имеющиеся подходы к обоснованию профилактических концепций, как правило, опираются на патогенетические основания. Условия усвоения индивидом факторов устойчивости к влиянию внешних и внутренних неблагоприятных воздействий, причин поддержания и развития здоровья изучены недостаточно. Однако именно саногенетический аспект превенции признаётся перспективным, т.к. является более универсальным, чем патогенетические теории. Эффективное развитие превентивных концепций возможно при объединении усилий специалистов смежных областей. Решение таких практических задач, находящихся на стыке научных дисциплин, требует применения методологии системного подхода.
Анализ современных моделей первичной профилактики (информационной, поведенческой, формирования жизненных навыков, альтернативной деятельности и др.), в том числе зарубежных, показал, что наиболее перспективной из них является формирование здорового образа жизни.
Современная превентология, главная цель которой - здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье, включающее различные его компоненты, в том числе физическое, психическое, социальное здоровье. В подходе к первичной профилактике, с позиций системного представления о здоровье, приоритетное значение приобретает идеологическая составляющая и в особенности психогигиеническая функция культуры. Деструктивные, связанные с запугиванием методы первичной профилактики заменяются на конструктивные, направленные не на изменение или разрушение социальных установок, а на формирование таких установок и смысловой ориентации личности, при которых психоактивные вещества не являются ценностью. Научной базой для этого являются междисциплинарное учение о здоровье, здоровом образе жизни; здоровьесберегающая педагогика.
Целью программы является содействие формированию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области профилактики социальных отклонений (путем ознакомления их с теоретическими основами сохранения здоровья, получения представления о различных формах и единых механизмах формирования зависимостей, систематизации факторов риска развития девиантного поведения, а также усвоения системы знаний и умений по организации и методике проведения профилактической работы в образовательной среде).
Учебный план подготовки магистра по данной программе включает как общенаучный цикл учебных дисциплин, направленный на образование в области безопасности жизнедеятельности, так и профессиональный цикл, содержащий в вариативной части его учебные дисциплины по превентологии.
Все дисциплины магистерской программы были также разделены на базовые (обязательные) и вариативные (дисциплины и курсы по выбору), которые были включены в нее с учетом не только факторов риска развития социальных отклонений, но и факторов защиты (в частности, личностного ресурса, фактора среды, фактора деятельности), и выстроены в строгой логической последовательности. То, что перечисленные факторы рассматриваются и как ресурсы, принципиально отличает данный подход от других, которые в профилактике опираются лишь на факторы риска.
Программа предусматривает изучение в аспекте профилактики социальных отклонений широкого круга вопросов, отражающих современное состояние проблемы предупреждения девиантного поведения детей, подростков и молодежи. В центре внимания оказываются организация и методика профилактической работы в образовательных учреждениях. Это нашло отражение, прежде всего в содержании базовых дисциплин, а именно:
- «Теоретические основы и технологии сохранения здоровья»,
- «Единые механизмы формирования зависимостей у человека»,
- «Факторы риска развития социальных отклонений»,
- «Организация работы по профилактике наркозависимости в образовательной среде»,
- «Формирование профессиональной компетентности превентолога»,
- «Социально-педагогический тренинг как метод профилактики зависимости человека».
В качестве вариативных рамках содержания вариативного компонента ООП магистрантам предлагаются следующие учебные дисциплины и курсы по выбору:
- «Тренинг достижения позитивных жизненных целей»,
- «Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья»,
- «Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости»,
- «Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога»,
- «Здоровый образ жизни как модель поведения»,
- «Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний».
Все эти дисциплины и курсы по выбору, как и ряд других, включенных позже в содержание магистерской программы, призваны создать прочную образовательную и профессиональную основу для подготовки магистра образования в области превентологии.
В образовательном процессе магистерской подготовки используется целый спектр психолого-педагогических интерактивных методик, учитывающих современное состояние тренинговой работы и организации профилактических мер в образовательном учреждении, в частности, технологии модульного обучения, проектные технологии, технологии организации самостоятельной работы, исследовательские технологии и другие.
Выпускники, обучавшиеся по данной магистерской программе, должны обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций и быть способными участвовать в различных видах деятельности.
Магистры, владеющие знаниями, умениями и навыками в области превентологии, востребованы на рынке труда, как в учреждениях социального обслуживания, так и в образовательных учреждениях в качестве учителя, социального педагога, преподавателя и др.
Являясь одной из приоритетных задач системы педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, подготовка специалистов в области превентологии на уровне магистратуры позволит выпускнику вуза быть подготовленным для профилактической работы в образовательных учреждениях различного типа и продолжить свое образование по программам послевузовского образования.
Литература:
1. Станкевич П.В., Макарова Л.П., Матусевич М.С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений) // Молодой ученый. 2013. № 10. – С. 534-536.
2. Соломин В.П., Бахтин Ю.К., Буйнов Л.Г., Макарова Л.П., Морозов М.А., Сопко Г.И. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза // Молодой ученый. 2012. № 9. – С. 337-345.
3. Бахтин Ю.К., Соломин В.П., Макарова Л.П., Сыромятникова Л.И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый. 2012. № 6. – С. 372-375.
4. Борисов А.А., Сыромятникова Л.И., Борисова Л.П. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования //Молодой ученый. – 2012. №6. – С.375‑377.
5. Буйнов Л.Г., Макарова Л.П., Сорокина Л.А., Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н., Сыромятникова Л.И. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека. Патент на изобретение RUS 2435617 23.03.2010.
6. Буйнов Л.Г., Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сорокина Л.А., Сухоруков Д.В. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека. Патент на изобретение RUS 2437689 04.06.2010.
7. Ерохина О.Б., Логвина А.П., Плахов Н.Н., Сыромятникова Л.И. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // Молодой ученый. 2014. №3 (62). – С.909-912.
8. Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников /Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. С.47-48.
9. Матусевич М.С., Новожилова А.П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // Молодой ученый. 2012. № 8. – С. 360-364.
10. Соловьев А.В. Психофизиологические аспекты профессионального отбора лиц, подвергающихся действию знакопеременных ускорений / А.В. Соловьев, О.В. Савчук, И.А. Хартанович // Российская отоларингология. 2002. № 3 (3). – С. 57-60.
11. Соловьев А.В. Влияние личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений / А.В. Соловьев, О.В. Савчук, И.А. Хартанович // Новости отоларингологии и логопатологии. 2002. № 4 (32). – С. 16-19.
12. Соловьев А.В. Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза / П.В. Станкевич, Л.П. Макарова, А.В. Соловьев и др. // Молодой ученый. 2014. №2 (61) . – С.854-856.
13. Соломин В.П., Макарова Л.П. О необходимости системного подхода к превентологии //Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. С.484.
14. Основы валеологии: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой – СПб: Изд-во РГПУ им. А И. Герцена, 1999. – 204 с.