Использование креативных инструментов в преподавании общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов по специальности «Коммерция»
Автор: Юрченко Елена Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 01.09.2022
Статья просмотрена: 59 раз
Библиографическое описание:
Юрченко, Е. А. Использование креативных инструментов в преподавании общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов по специальности «Коммерция» / Е. А. Юрченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 94-98. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7522/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются практические приемы применения креативной педагогики в преподавании специальных дисциплин по специальности «Коммерция (по отраслям)».
Ключевые слова: 4К, soft skills, креативная педагогика, креативные инструменты, творчество, компетентность.
Проект «Атлас новых профессий», созданный для профориентации молодежи, называет системное мышление одним из самых востребованных навыков будущего, а системное мышление во многом связано с концепцией 4К, оно невозможно без креативности и умения критически оценивать информацию [1].
Использование креативных инструментов в преподавании специальных дисциплин дает возможность обучающимся научиться работать осмысленно, то есть мыслить критически, креативно. Это позволяет не только выбрать дело своей жизни, но и овладеть способами деятельности и использовать их на практике. Исходной позицией при использовании данной педагогической технологии является видение обучающегося не объектом, а субъектом процесса обучения, что способствует развитию его самостоятельности, активности и коммуникативности.
Обучающихся сегодня не устраивает роль пассивных слушателей на занятиях, им не интересно записывать под диктовку или списывать готовые решения с доски, они не склонны слушать слишком подробные объяснения преподавателя, они ждут неординарных форм знакомства с новым материалом.
Креативный подход к проблеме обучения предполагает не решение дидактических задач, а генерацию, творческую формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном аспекте жизни [2].
Результатом креативного образовательного процесса является само формирование личности, создание уникального «микрокосмоса» – человеческой индивидуальной психики, души, иными словами, подготовка человека, готового к самопроектированию себя как личности современного цивилизованного общества [2].
В своей практике активно и продуктивно использую креативные инструменты в преподавании общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».
Для каждого занятия составляю конструкт, где обозначены приемы для всех этапов (рис. 1).
Рис.1. Конструкт внедрения креативного мышления на занятии
по теме «Парфюмерные товары»
На этапе «Вызов» на данном занятии обучающимся предлагается для отгадывания темы две цитаты знаменитостей (рис. 2).
Рис. 2. Применение приема «Загадка» на этапе «Вызов» на занятии по теме «Парфюмерные товары»
Прием «Загадка» использую не только на этапе «Вызов», но и накануне занятия, размещая задание в авторском блоге «Не скучно о товароведении…» (рис. 3), в Инстаграм, на который подписаны обучающиеся. Размещаю загадку в Историях, где имеет возможность написать ответ каждый из студентов, не видя при этом ответы однокурсников. В блоге публикую не только загадки, но и другие задания, созданные при помощи креативных инструментов.
|
|
Рис.3. Авторский блог преподавателя «Не скучно о товароведении» в Инстаграм
Прием «Лови ошибку» применяю на разных этапах занятия. В приведенном примере (рис. 4) на занятии по теме «Яйца и яичные продукты» – на этапе «Повторение». Обучающимся предлагается определить, какие утверждения являются истинными, а какие – ложными. Метод на данном этапе позволяет не только проверить, внимательно ли вас слушают обучающиеся, но и убедиться в том, что пройденный материал усвоен качественно.
|
|
Рис. 4. Применение метода «Лови ошибку» на занятии по теме «Яйца и яичные продукты» (этап «Повторение»)
Метод «Синквейн» обычно применяю на этапе «Рефлексия». В двух примерах (рис. 5) приведены синквейны, созданные обучающимися.
Рис. 5. Синквейны, созданные обучающимися на этапе «Рефлексия» на занятиях «Парфюмерные товары», «Яйца и яичные продукты»
Прием «Ментальная карта» способствует развитию комплексного мышления обучающегося. Помогает рассмотреть ситуацию или проблему с разных сторон, предложить интересный вариант решения вопроса. Данный креативный инструмент используется для развития аналитических способностей обучающихся, когда требуется выявить связи между понятиями, темами.
В примере при помощи ментальной карты рассмотрена классификация хлеба и хлебобулочных изделий (рис. 6).
Рис. 6. Ментальная карта «Классификация хлеба и хлебобулочных изделий»
Ментальные карты – удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи, способ систематизации знаний с помощью схем. Они оказывают неоценимую помощь при повторении учебного материала, подготовке к контрольно-оценочным процедурам.
Применяя креативные инструменты на занятиях, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в студентах чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы.
Литература:
- 4 навыка будущего, которые помогут в учебе и карьере (статья на сайте Фоксфорд. Медиа) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://media.foxford.ru/4-future-skills
- Каунов А.М. Инновационный инструментарий современных методик креативного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. – 2019. – № 4(137). – С. 9-16.
- Креативные методики в педагогической практике – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/kreativnye-metodiki-v-pedagogicheskoy-praktike-article
- Утёмов В. В. Креативная педагогика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Утёмов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 237 с.
Ключевые слова
компетентность, творчество, soft skills, 4К, креативная педагогика, креативные инструментыПохожие статьи
Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении
Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.
Ситуационная методика обучения в формировании иноязычной письменной компетенции
В статье рассматриваются концептуальные возможности ситуационной методики обучения и эффективность ее применения в практике обучения деловой письменной речи на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей на материале аутентично...
К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ
В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.
Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей
В статье говорится о важности развития иностранной языковой компетенции для успешной межкультурной коммуникации в мире. Использование компетентностного подхода в основе которого лежат интерактивные методы (деловые игры) позволит достичь эффективности...
Использование модульной технологии обучения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам специальности «Право и организация социального обеспечения»
В статье авторы показывают использование модульной технологии обучения в процессе преподавания русского языка и культуры речи будущим юристам. Актуализируют использование этой технологии в процессе дистанционного обучения.
Подготовка магистров к профилактике социальных отклонений молодежи
В статье обсуждаются некоторые аспекты магистерской подготовки, в частности - подготовки магистров по программе «Превентология (Профилактика социальных отклонений)».
Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»
Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».
Использование технологии «кейс-метод» для формирования общих компетенций в процессе изучения иностранного языка
Статья посвящена проблеме формирования общих компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Автором подробно рассматривается технология кейс-метод. Сделан вывод об эффективности применения технологии «кейс-метод» для разв...
Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе
Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.
Похожие статьи
Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении
Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.
Ситуационная методика обучения в формировании иноязычной письменной компетенции
В статье рассматриваются концептуальные возможности ситуационной методики обучения и эффективность ее применения в практике обучения деловой письменной речи на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей на материале аутентично...
К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ
В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.
Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей
В статье говорится о важности развития иностранной языковой компетенции для успешной межкультурной коммуникации в мире. Использование компетентностного подхода в основе которого лежат интерактивные методы (деловые игры) позволит достичь эффективности...
Использование модульной технологии обучения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам специальности «Право и организация социального обеспечения»
В статье авторы показывают использование модульной технологии обучения в процессе преподавания русского языка и культуры речи будущим юристам. Актуализируют использование этой технологии в процессе дистанционного обучения.
Подготовка магистров к профилактике социальных отклонений молодежи
В статье обсуждаются некоторые аспекты магистерской подготовки, в частности - подготовки магистров по программе «Превентология (Профилактика социальных отклонений)».
Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»
Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».
Использование технологии «кейс-метод» для формирования общих компетенций в процессе изучения иностранного языка
Статья посвящена проблеме формирования общих компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Автором подробно рассматривается технология кейс-метод. Сделан вывод об эффективности применения технологии «кейс-метод» для разв...
Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе
Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.