В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги.
Ключевые слова: проектная технология, сотрудничество, социализация, агенты социализации, институты социализации, мотивация, самооценка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — наша боль и наша радость. Не скрою, тяжело морально заниматься с ребенком, который сидит в инвалидном кресле. Но когда видишь улыбку на лице ребенка и его открытое желание заниматься английским языком, забываешь о том, что ведешь урок у ученика с ограниченными возможностями.
«Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. При необходимости эти программы должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц и учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ». [3]
В условиях реализации ФГОС важной задачей является социализация детей с ОВЗ.
Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребёнка вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны — приспособиться к актуальным запросам социума, с другой — попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.
Цель социализации — приобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение бесконфликтному общению.
Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих становление личности человека.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.
Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением.
Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.
Методы обучения школьников проектной деятельности | |
традиционные: |
нетрадиционные: |
наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения |
метод мозговой атаки, информационной поддержки, временных ограничений, информационной недостаточности, информационной избыточности, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов |
цели: |
продолжительность: |
диагностические, изыскательные, преобразующие; |
долгосрочные (от 20 до 60 часов), среднесрочные (блок 8–10 часов), кратковременные (тема 2–4 часа) |
по структуре содержания: |
по технологической направленности: |
мономодульные (охватывают один модуль), интегрированные (межпредметные); |
предмету труда: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — художественный образ, человек — знаковая система; |
материальному воплощению: |
интересам: |
интеллектуальные, информационные, комплексные. |
познавательные, игровые, комплексные |
«Важно учитывать, что в каждом конкретном случае приоритетные способы обучения учащихся проектной деятельностью определяются учителем». [4]
Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ. Во-первых, во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.
Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: учителя начальных классов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ.
В-третьих, родители являются активными участниками образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в выполнении домашнего задания и отборе информации, помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать поделки, оформить портфолио. Корректируют план с учетом личной занятости детей и создают условия для выполнения этого плана. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
Одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в линии “педагог-дети-родители”.
Вместе с родителями мы разрабатываем пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
В тесном взаимодействии с учителем начальной школы Фадеевой Е. П., психологом школы, библиотекарем, учащимися 10 «а» и 10 «б» классов
15 школы Алиной Родькиной, Антоном Чухрий и Настей Фирсиной реализован проект «Уроки доброты».
Проведены концерты и викторина на дому с программой из русских и английских песен. Учащиеся подарили Даше А. приз за участие в викторине на английском языке — символ 2018 г. собачку.
Из анкетирования родителей:
«Даша с удовольствием выполняет проекты и творческие задания, учит стихи и поет песни на английском языке. У ребенка высокая мотивация к изучению английского языка, и она с радостью ждет каждый урок. Накануне Нового года старшеклассники 15 школы провели концерт на дому и порадовали всю нашу семью».
Рис. 1. Этап рефлексии. Синквейн выполнен Дашей А. учащейся 4 класса.
|
I enjoyed the fairy tale «Wizard of Oz». The plot is amazing and exciting. The main characters are brave, kind and wise. |
|
|
Проект «Читаем художественную и научную литературу».
Цель проекта: развитие любознательности как основы познавательной активности у детей в начальной школе. |
Задачи проекта:
|
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. |
Межпредметные связи: Литература, Биология, История, Физическая культура |
Рис 2. Привожу примеры некоторых проектов, которые были разработаны и проведены по УМК «Милли» (2–4 класс). Издательство Титул.
Формы работы: совместная реализация мини проектов «Однажды жили были», «Мой любимый спортсмен», «Клуб Динозаврия», «Фантастический город», ежедневное чтение, книжные выставки, игры, беседы, выставки рисунков, консультации и наглядная информация для родителей.
Результат работы — возрождение традиции домашнего чтения, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, повышение социальной уверенности у детей.
Подводя итоги 3-х лет работы, твердо могу сказать, что проектная деятельность развивает
‒ творческое мышление,
‒ внимание,
‒ воображение,
‒ коммуникативные навыки,
‒ формирует у младших школьников способность к общению на английском языке в рамках диалога культур,
‒ формирует мотивацию к учебной деятельности,
‒ самооценку, самостоятельность.
Содержание проектов понятно ученикам и направлено на воспитание нравственных качеств: патриотизма, доброты, уважения к старшим, толерантности и уважения к людям другой культуры.
Данная диаграмма показывает положительную динамику в использовании проектной технологии на уроках английского языка за последние 3 года.
Литература:
- www.minobraz.ru/.../federalnye_gosudarstvennye_obrazovatelnye_standarty_ dlja_det.институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/
- https://минобрнауки.рф/документы/5132
- usperm.ru/content/obuchenie-na-domu Школа и право. [3,стр.1]
- Якушева С. Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы (справочный материал для родителей) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2011. [4,.стр1]