Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

Общеобразовательная школа
21.03.2018
4182
Поделиться
Библиографическое описание
Захарова, Н. Д. Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ / Н. Д. Захарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3235/.


В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги.

Ключевые слова: проектная технология, сотрудничество, социализация, агенты социализации, институты социализации, мотивация, самооценка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — наша боль и наша радость. Не скрою, тяжело морально заниматься с ребенком, который сидит в инвалидном кресле. Но когда видишь улыбку на лице ребенка и его открытое желание заниматься английским языком, забываешь о том, что ведешь урок у ученика с ограниченными возможностями.

«Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. При необходимости эти программы должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц и учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ». [3]

В условиях реализации ФГОС важной задачей является социализация детей с ОВЗ.

Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребёнка вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны — приспособиться к актуальным запросам социума, с другой — попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.

Цель социализацииприобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение бесконфликтному общению.

Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих становление личности человека.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением.

Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

Методы обучения школьников проектной деятельности

традиционные:

нетрадиционные:

наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения

метод мозговой атаки, информационной поддержки, временных ограничений, информационной недостаточности, информационной избыточности, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов

цели:

продолжительность:

диагностические, изыскательные, преобразующие;

долгосрочные (от 20 до 60 часов), среднесрочные (блок 8–10 часов), кратковременные (тема 2–4 часа)

по структуре содержания:

по технологической направленности:

мономодульные (охватывают один модуль), интегрированные (межпредметные);

предмету труда: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — художественный образ, человек — знаковая система;

материальному воплощению:

интересам:

интеллектуальные, информационные, комплексные.

познавательные, игровые, комплексные

«Важно учитывать, что в каждом конкретном случае приоритетные способы обучения учащихся проектной деятельностью определяются учителем». [4]

Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ. Во-первых, во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.

Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: учителя начальных классов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ.

В-третьих, родители являются активными участниками образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в выполнении домашнего задания и отборе информации, помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать поделки, оформить портфолио. Корректируют план с учетом личной занятости детей и создают условия для выполнения этого плана. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

Одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в линии “педагог-дети-родители”.

Вместе с родителями мы разрабатываем пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

В тесном взаимодействии с учителем начальной школы Фадеевой Е. П., психологом школы, библиотекарем, учащимися 10 «а» и 10 «б» классов

15 школы Алиной Родькиной, Антоном Чухрий и Настей Фирсиной реализован проект «Уроки доброты».

Проведены концерты и викторина на дому с программой из русских и английских песен. Учащиеся подарили Даше А. приз за участие в викторине на английском языке — символ 2018 г. собачку.

Из анкетирования родителей:

«Даша с удовольствием выполняет проекты и творческие задания, учит стихи и поет песни на английском языке. У ребенка высокая мотивация к изучению английского языка, и она с радостью ждет каждый урок. Накануне Нового года старшеклассники 15 школы провели концерт на дому и порадовали всю нашу семью».

Рис. 1. Этап рефлексии. Синквейн выполнен Дашей А. учащейся 4 класса.

F:\IMG_20180314_130632.jpg

Картинки по запросу картинка открытка Волшебник изумрудного

I enjoyed the fairy tale «Wizard of Oz». The plot is amazing and exciting. The main characters are brave, kind and wise.

C:\Users\Natalia Chicago\Downloads\IMG_2504.JPG

Проект «Читаем художественную и научную литературу».

Цель проекта: развитие любознательности как основы познавательной активности у детей в начальной школе.

Задачи проекта:

  • привлечение внимания детей к художественной литературе, устному народному творчеству;
  • возрождение и поддержание традиций семейного чтения;
  • воспитание бережного отношения к книге.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Межпредметные связи: Литература, Биология, История, Физическая культура

Рис 2. Привожу примеры некоторых проектов, которые были разработаны и проведены по УМК «Милли» (2–4 класс). Издательство Титул.

Формы работы: совместная реализация мини проектов «Однажды жили были», «Мой любимый спортсмен», «Клуб Динозаврия», «Фантастический город», ежедневное чтение, книжные выставки, игры, беседы, выставки рисунков, консультации и наглядная информация для родителей.

Результат работы — возрождение традиции домашнего чтения, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, повышение социальной уверенности у детей.

Подводя итоги 3-х лет работы, твердо могу сказать, что проектная деятельность развивает

‒ творческое мышление,

‒ внимание,

‒ воображение,

‒ коммуникативные навыки,

‒ формирует у младших школьников способность к общению на английском языке в рамках диалога культур,

‒ формирует мотивацию к учебной деятельности,

‒ самооценку, самостоятельность.

Содержание проектов понятно ученикам и направлено на воспитание нравственных качеств: патриотизма, доброты, уважения к старшим, толерантности и уважения к людям другой культуры.

Данная диаграмма показывает положительную динамику в использовании проектной технологии на уроках английского языка за последние 3 года.

Литература:

  1. www.minobraz.ru/.../federalnye_gosudarstvennye_obrazovatelnye_standarty_ dlja_det.институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/
  2. https://минобрнауки.рф/документы/5132
  3. usperm.ru/content/obuchenie-na-domu Школа и право. [3,стр.1]
  4. Якушева С. Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы (справочный материал для родителей) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2011. [4,.стр1]
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
проектная технология
сотрудничество
социализация
агенты социализации
институты социализации
мотивация
самооценка

Молодой учёный