Статья посвящена проблеме выбора оптимальных практически-ориентированных методик и технологий, направленных на формирование профессионального имиджа будущих менеджеров туризма.
Ключевые слова: технология, самовоспитание, самопроектирование, имидж, тренинг, игровые методы, имидж-проектирование, педагогическая импровизация.
Процесс формирования имиджа рассматривается нами как процесс моделирования эталонного имиджа специалиста, соответствующего пожеланиям и ресурсным возможностям специалиста. Основное предназначение такого процесса — создание развивающегося имиджа в качестве средства, способствующего достижению личного и профессионального успеха. Такой подход определяет вариативность технологий, каждая из которых имеет свой потенциал.
Основной целью предлагаемой методики является признание факта наличия позитивного имиджа неотъемлемым профессиональным качеством современного специалиста туристской сферы, а также установка на процесс самопроектирования в области создания имиджа на основе преодоления комплексов, раскрытия индивидуальности, стимулирования процесса дальнейшего самосовершенствования.
Современная педагогика находит продуктивные для человека технологии. Наряду с традиционными, оправдавшими себя (диалоговыми, поисковыми, исследовательскими, игротехническими) появились такие, как моделирование, метод проектов, микрообучение и другие. Любые технологии базируются на разном сочетании общих для всех, для группы людей, для отдельных индивидов потребностей, возможностей и способов передачи знаний, а выбор их продиктован целями обучения. Предлагаемая нами методика является системой обучающих воздействий, ориентирующаяся на цели, которые диктуют выбор содержательных блоков, средств и методов обучения.
Важное место на занятиях по формированию имиджа будущих менеджеров туризма отводится упражнениям, направленным на укрепление личностного восприятия, повышения самооценки, построения перспективных линий своего профессионального и личностного развития. При выборе комплекса упражнений, игр, психотехник мы опирались на следующие критерии:
соответствие упражнений основной цели занятия;
последовательность перехода от простых к более сложным упражнениям - необходимая смена ритма жизнедеятельности участников, чередование разговоров и действий;
чередование совместной парной, групповой, индивидуальной деятельности - получение участниками удовольствия от занятий;
возможность каждого участника принять участие во всех упражнениях и обсуждении их результатов.
Системообразующими в технологии обучения на современном этапе выступают и вопросы самоорганизации и самопроектирования, что дает возможность обеспечить личностно-интегративный смысл восприятия информации слушателями и рефлексию его самодвижения в процессе обучения. Этим процессам способствуют такие виды самостоятельной работы, как посещение профессиональных мастер-классов, выставок (профессиональный рост); посещение театров, художественных галерей, музыкальных концертов и фестивалей (развитие внутренней культуры, эстетическое восприятие мира); запись на видео декламирования стихов или чтения текста для различной аудитории (воспитание харизмы и обаяния, умение улыбаться); ведение дневника с описанием личных эмоций, фиксирование и анализ личного роста (непрерывный процесс рефлексии); организация студенческой учебно-исследовательской группы, создание театра ролевых игр («проигрывание» на практике различных видов имиджа и фиксирование внутренних ощущений).
Реализация принципов организации образовательного процесса в системе высшего образования в соответствии с новыми стандартами требует поиска наиболее эффективных форм учебных занятий. Ведущими выступают различные организационно-деятельностные формы обучения: (лекции-диалоги, семинары, практикумы, тренинги и др.), но направлены они не столько на увеличение количества знаний, умений, сколько на формирование нового качественного состояния профессиональной компетентности специалиста, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. Оправдано использование таких форм взаимодействия, как ролевая игра, тренинг, самопроектирование, имидж-диагностика.
Особое внимание обращается на формирование интегративных умений, которое возможно лишь при активном участии слушателей. Поэтому основные формы работы - групповые.
Имидж – это понятие, которое непосредственно связано с практикой, а не с теорией, поэтому наиболее целесообразным является использование нетрадиционных форм работы на пути к его формированию.
Тренинг как область практической психологии ориентирует на применение групповой работы с целью развития компетентности и формирования готовности к выполнению определенной системы действий. Его преимущество в том, что он формирует психологическую и профессиональную готовность, переводит умения на уровень технологический. Цель тренинга - формирование умений и навыков, личного опыта при осуществлении профессиональных операций, а также коррекция, формирование и развитие мотивационных, поведенческих установок. При проведении тренинга важен настрой, особая доверительная атмосфера, активность участников. Для установления такой атмосферы необходимо формировать группы, в которых нет больших различий в возрасте и статусе, какими по сути и являются группы студентов, а также использовать приемы, перечисленные ниже. Задача тренингов заключается в формировании исследовательской позиции по отношению к своему «я», объективизации поведения через обратную связь, формировании аттрактивного общения. В ходе тренинга происходит самовосприятие по следующим направлениям:
восприятие своего «Я» через соотнесение с другими: другие участники используется в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа, это дает возможность сопоставить себя с другими;
восприятие себя через восприятие другими: человек использует информацию от других участников, что позволяет узнать мнение окружающих о себе и о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт;
восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, получение опыта понимания собственного внутреннего мира;
восприятие себя через результаты собственной деятельности: способ самооценки, который помогает развитию личности;
восприятие себя через оценку внешнего облика: участники учатся понимать и принимать свой внешний облик и на этой основе развивать себя и свои возможности[4, C.72].
Другой эффективной формой работы является имидж-проектирование, которое включает следующие этапы:
Диагностика проблем слушателя (оценка уровня развития индивидуального имиджа, анализ внешности, индивидуальных особенностей, речь, невербалика, особенности общения).
Моделирование (разработка эталонного имиджа: внешности, стиля поведения, речевых характеристик и т.д.).
Имидж-консультации (консультации модельера, парикмахера, стилиста и др. специалистов).
Воплощение имидж-проекта (ролевая игра по овладению новым образом).
Оценка образа профессиональным сообществом[3,C.162].
Весьма продуктивны игровые методы обучения, которые в процессе формирования имиджа предполагают ситуационные или ролевые игры, основанные на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности[2,C.12]. Имитируя условия, содержание, отношения профессиональной деятельности, игры способствуют формированию не только знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, но и системы отношений, социально-психологических аспектов деятельности. Игровые ситуации становятся хорошей моделью обучения межличностному общению.
Среди эффективных форм работы можно назвать и имидж-диагностику. Они предполагают упражнения, которые заключаются в том, чтобы дать характеристику качеств того или иного лица. На первых этапах это фото изображения незнакомых людей. Слушатели делятся своими впечатлениями и пытаются определить сферу деятельности изображенного человека, характер, успешность и т.д. Как правило, в основном такие характеристики совпадают. Затем проводится анализ «сигналов», которые посылают информацию о человеке, и делается вывод о мере необходимости использования подобных примеров. Затем такие упражнения проводятся с участием самих слушателей, которые соотносят свои ожидания с мнением студентов, находящихся в аудитории, и получают информацию о соответствии сформированного образа своим целям.
Высокие требования к качествам личности будущего специалиста обуславливают необходимость усиленного внимания педагогов к формированию профессионально - значимых качеств личности уже на студенческой скамье, развитию творческих способностей слушателей, созданию в процессе обучения условий для самореализации и самоадаптации профессионала.
Развитие внутреннего интеллектуально — нравственного потенциала будущего специалиста, в первую очередь, зависит от оценки личностью самой себя, своих возможностей. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. От точности самооценки зависит многое в жизни: взаимопонимание с другими людьми, успешность учебной и профессиональной деятельности. Недооценка себя связана с неуверенностью, излишней робостью, а переоценка — с недостаточной ответственностью и даже зазнайством. Поэтому на разных этапах работы с группой необходимо проводить самомониторинг с использованием психологических тестов, который позволяет скорректировать дальнейшую работу личности над собой.
Использование в педагогической практике импровизации как инструмента обучения знаменует собой принципиально значимый подход к учебно-воспитательному процессу.
Использование метода педагогической импровизации придает учебному процессу привлекательность. Этот метод развивает их, помогает лучше ориентироваться в различных ситуациях на практике и в жизни.
Внедрение в учебный процесс подобных методик будет способствовать активизации познавательных интересов к читаемому курсу, а также к расширению воспитательного воздействия в процессе практических занятий.
При чтении лекционного материала возможно применение таких приемов, как создание проблемных ситуаций, ассоциаций, парадокса, противоречий, элементов неожиданности, занимательности. Использование активных форм изложения лекционного материала развивает у слушателей самостоятельность мышления, навыки интеграции знаний из смежных областей наук, учит думать в процессе получения конкретной информации. Это крайне необходимо будущему специалисту сферы туризма.
Таким образом, процесс формирования имиджа — это не схема, а подчеркивание индивидуальности, самопроектирование в зависимости от личностных особенностей, внутренних устремлений. Технологии формирования имиджа основываются на гуманистических ценностях, интегрированный подход наполняет этот процесс особым смыслом: в этом процессе личность обретает ценности[1, C.286].
Полноценная профессиональная подготовка предполагает не только наличие у будущих специалистов определенной системы профессиональных знаний и умений, но и определенный уровень развития имиджа специалиста, включающий коммуникативные качества, содержащих ряд эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов, которые позволяют личности специалиста осуществлять оптимальное взаимодействие с другими людьми в условиях своей профессиональной деятельности, а также формирование и развитие личностных качеств, не компенсируемых никакими профессиональными знаниями и умениями и являющихся основой профессионализма будущего менеджера туризма. Процесс формирования имиджа как естественное социально обусловленное обретение индивидом качеств, необходимых для позитивного взаимодействия с социальным окружением, вызывает стойкую мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.
Литература:
Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. - Ростов-на-Дону: Феникс,2010. – 478 с.
Крашенникова Е.А. Активные формы подготовки лекторов.-М.:МДНТП, 1991.-ЗЗс.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
Прутченков A.C. «Свет мой, зеркальце, скажи...» Методические разработки социально- психологических тренингов.-М.: Новая школа, 1996.-144с.
Фадеева Е.И. Имидж как ресурс успеха: Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 120 с.