Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.10.2014

Статья просмотрена: 1384 раза

Библиографическое описание:

Меланич, Е. С. Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника / Е. С. Меланич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 522-524. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13062/ (дата обращения: 19.04.2024).

«Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих».

Рене Декарт

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Д. Б. Эльконин говорил, что «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Ни для кого не секрет, что игра в дошкольном возрасте — это еще и ведущий вид деятельности, всесторонне развивающая ребенка. Среди различных видов игр в деятельности дошкольников особое место занимают музыкально-дидактические игры.

Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима.

Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребенка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под нее, пляшут, играют, поют, подпевают.

По мнению Г. А. Анисимовой музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывается у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Музыкально-дидактическая игра, как и другие виды игр имеет ряд задач, которые Г. А. Анисимова разделила следующим образом [1]:

1.                  Коррекционные:

-       развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движения и нормализация их темпа и ритма;

-       формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.                  Оздоровительные:

-        укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

-        развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

-        развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

-        развитие быстрой двигательной реакции.

3.                  Образовательные:

-        обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

-        развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

-        формирование умственных умений и действий.

4.                  Воспитательные:

-        воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

-        эстетическое отношение к окружающему;

-        развитие чувств, эмоций высшего порядка.

5.                  Развивающие:

-        познавательную активность;

-        устойчивый интерес к действованию;

-        саморегуляцию и самоконтроль;

-        внимание, память, мышление;

-        ориентировку в пространстве.

Из вышеперечисленных задач музыкально-дидактические игры можно разделить на три группы:

1.         Игры на развитие внимания (пример: «Ножками затопали», «Назови игрушку»)

2.         Игры на развитие памяти (пример: «Бабочки» «Сладкоежки»).

3.         Игры на развитие мышления (пример: «Найти свой цвет», «Лишние слова»).

Ножками затопали

Цель. Развивать длительность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал. Выделять в речи собственные имена существительные.

Ход игры. Под песню «Ножками затопали» (сл. А. Барто, муз. М. Раухвергера) дети шагают по кругу на месте лицом друг к кругу с флажками в руках. Ребенок, чье имя пропевается в песне, на окончании музыки поднимает флажок. Игра повторяется с другими детьми. (Музыка в детском саду. Вып. 2. М.: Музыка, 1966).

Ножками затопали,

Зашагали по полу.

…, не зевай,

Руки поднимай!

Назови игрушку

Цель. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Оборудование: стулья и игрушки на каждого ребенка.

Ход игры. На стульях, расставленных по кругу, лежат игрушки. По внешнему кругу стоят дети. Первый ребенок под легкую подвижную музыку (по выбору) бежит мимо детей и с окончанием музыки дотрагивается до того, перед кем остановился. Ребенок, до которого дотронулись, поднимает над головой игрушку, называет ее, ставит на стул и продолжает игру, обегая круг. Первый играющий становится на место второго ребенка, второй — на место третьего и т. д.

Бабочки

Цель. Развивать зрительную, слуховую память, учить запоминать последовательность выполнения действий в задании.

Оборудование. Бумажные цветы красного, синего, белого, желтого цвета.

Ход игры. Перед игрой детям дается установка на запоминание выполнения последовательности действий. Под музыку вальса В. Беккер «Лесная сказка» дети изображают летящих бабочек. В конце первого предложения «бабочки» садятся на красный цветок, в конце второго — на желтый, в конце третьего — на синий, четвертого — на белый.

Игра повторяется несколько раз. Для активизации зрительного внимания последовательность действий изменяется.

Сладкоежки

Цель. Развивать логическую память, объем памяти.

Оборудование. Фланелеграф, карточки с изображением персонажей песни и изображением сладостей.  

Ход игры. Педагог поет веселую песню на мотив «Кик-марша» В. Свиридовой. По окончанию песни выполняется разные задания.

1.      Расставить на фланелеграфе карточки с персонажами песни в заданной последовательности.

2.      Расставить карточки с изображением сладостей по содержанию песни.

3.      Детям раздаются карточки, которые они поднимают в соответствии с содержанием текста; в правой руке — карточки с изображением персонажей, в левой — с нарисованными сладостями.

Любит мишка сладкий мед,

Добрый Карлсон — пить компот,

Муха — слизывать варенье,

А Хоттабыч — есть печенье,

Буратино — виноград,

А Мальвина — мармелад.

Пчелка — пить нектар душистый,

Майский жук — сок бархатистый.

Найди свой цвет

Цель. Развивать у детей умение анализировать, сравнивать.

Оборудование. Демонстрационные карточки красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Ход игры. Дети сидят полукругом и слушают музыку спокойного характера. В начале каждого музыкального построения педагог поднимает карточку какого-либо цвета и держит ее до следующего построения (части, предложения или фразы). Дети, у которых в одежде встречается данный цвет, встают и садятся, поднимая карточку другого цвета.

Лишние слова

Цель. Активизировать словарь детей по предметным картинкам. Закреплять обобщающие понятия «Овощи».

Оборудование. Стол, демонстрационные и раздаточные карточки с изображением овощей(рис.1), рака, лягушки, девочки(рис.2), казака (рис.3).

Ход игры. Прослушав шутливую песню, дети называют лишние слова и показывают соответствующие карточки. Аналогичный показ проводится и при исполнении песни.

1.                  На базаре в день осенний

Овощи плясали,

Овощи плясали,

Всех забавляли.

2.                  Расплясались рак с лягушкой,

Пастернак с сестрой петрушкой,

Луковица с чесноком,

А девчонка с казаком.

3.                  Пляшут бойко помидоры,

Репа, свекла — вот танцоры!

Никому не уступают,

Настроенье поднимают.

Литература:

1.      Анисимова, Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. [1]/Г. И. Анисимова. — Ярославль: Академия развития, 2005. — 96с.

2.      Мирослав, Казак играет на бандуре [Электронный ресурс]/Мирослав// artalbum.org.ua. — Режим доступа: http://artalbum.org.ua/ru/item/show?id=199. Дата обращения: 10.10.2014.

3.      Смирнова О. В., ПроШколу.Инфо [Электронный ресурс]/О. В. Смирнова// proshkolu.ru. — Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/3069209/ Дата обращения:10.10.2014.

4.      Жегало Е. С., Организация питания дошкольников в летний период [Электронный ресурс]/Е. С. Жегало//Ясли-сад № 23 г. Гродно.- режим доступа: http://ddu23grodno.schools.by/pages/organizatsija-pitanija-doshkolnikov-v-letnij-period Дата обращения: 10.10.2014.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ход игры, игра, карточка, музыка, окончание музыки, быстрота реакции, игрушка, изображение сладостей, оборудование.


Похожие статьи

Методическая разработка «Специальные театрализованные игры»

Ход игры Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию.

Упражнение можно проводить под музыку. БУРАТИНО ИПЬЕРО. Цель.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц...

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Музыка используется детьми в разных играх.

Предметно-игровая среда, оборудование. Стульчики, руль, платок для бабушки, игрушки, картинки, шапочки животных

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных...

Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Количество участников. От 4 до десяти. Ход игры.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Если дети допустили ошибки, то сразу же в ходе работы нужно провести обсуждение термина — верен он или нет.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие...

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

В игре дети быстрее усваивают требования по выполнению певческих и музыкально-ритмических движений, и даже слушанию музыки.

Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему.

Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических...

Когда звучит громкая музыка двигается одна группа детей, под тихое звучание — другая группа, при этом первая останавливается.

Соревнование проходит между двумя или тремя группами детей, главное в данной игре реакция детей, так к примеру на высокий регистр идут дети...

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как средство...

Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и окружающим людям, распознавая, что следует принять, а что отвергнуть в этом мире.

Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста [2, с. 134].

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Под звук бубна или музыки участники игры шагают с поднятыми вверх фонариками.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, предмет, игра, правило игры, фигура, ход игры, воспитатель, дидактическая игра, величина.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Игра в оркестре дисциплинирует произвольное слуховое внимание, помогает вслушиваться в музыку.

Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием звучания берут в руки любой понравившийся музыкальный инструмент, играют на нем.

Похожие статьи

Методическая разработка «Специальные театрализованные игры»

Ход игры Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию.

Упражнение можно проводить под музыку. БУРАТИНО ИПЬЕРО. Цель.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц...

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Музыка используется детьми в разных играх.

Предметно-игровая среда, оборудование. Стульчики, руль, платок для бабушки, игрушки, картинки, шапочки животных

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных...

Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Количество участников. От 4 до десяти. Ход игры.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Если дети допустили ошибки, то сразу же в ходе работы нужно провести обсуждение термина — верен он или нет.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие...

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

В игре дети быстрее усваивают требования по выполнению певческих и музыкально-ритмических движений, и даже слушанию музыки.

Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему.

Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических...

Когда звучит громкая музыка двигается одна группа детей, под тихое звучание — другая группа, при этом первая останавливается.

Соревнование проходит между двумя или тремя группами детей, главное в данной игре реакция детей, так к примеру на высокий регистр идут дети...

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как средство...

Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и окружающим людям, распознавая, что следует принять, а что отвергнуть в этом мире.

Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста [2, с. 134].

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Под звук бубна или музыки участники игры шагают с поднятыми вверх фонариками.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, предмет, игра, правило игры, фигура, ход игры, воспитатель, дидактическая игра, величина.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Игра в оркестре дисциплинирует произвольное слуховое внимание, помогает вслушиваться в музыку.

Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием звучания берут в руки любой понравившийся музыкальный инструмент, играют на нем.

Задать вопрос