Человек в виртуальном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 05.09.2014

Статья просмотрена: 5800 раз

Библиографическое описание:

Валиуллин, А. Р. Человек в виртуальном мире / А. Р. Валиуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12490/ (дата обращения: 19.11.2024).

В статье осуществляется философский анализ виртуальной реальности с помощью методологии постмодерн, обозначается ряд проблем, связанных с все большим распространением виртуальной реальности во всех сферах общественной жизни.

Ключевые слова: постмодернизм, информационные технологии, виртуальная реальность, человек в виртуальном мире, виртуальная картина мира.

В настоящее время виртуальная реальность является для человека особой жизненной средой, охватывающей практически все сферы его жизнедеятельности. В данной статье сделаем попытку произвести исследование виртуальной реальности через парадигму постмодерн. Виртуальную реальность порождают информационные технологии, окружающие человека. Постмодерн характеризуется как эпоха новых смыслов и координат. В эпоху информационного общества постмодерн становится особым видом миропредставления и мировосприятия. Данный тип мировоззрения отличает плюрализм, допущение одновременного сосуществования различных мнений. Плюрализм, в свою очередь, влечет за собой децентрацию, изменчивость, контекстуальность, фрагментарность дискурса постмодерн.

Постмодернизм часто характеризуют как идеологию информационного общества. Наиболее ярко постмодернизм выражается в литературе и философии, хотя данное явление, несомненно, масштабнее и находит свое проявление, как в общественной жизни, так и в отношении к миру отдельного человека. Направление постмодерн в философии включает в себя спектр всевозможных течений, которые получают свое широкое распространение со второй половины XX века. Однако эпоху постмодерн не стоит рассматривать как четко обозначенное хронологическое событие, так как она, растянувшись во времени, берет свое начало с конца шестидесятых годов и продолжается до настоящего времени.

Стоит отметить, что для постмодерна характерна поливариантность, отсюда различные течения не взаимно исключают друг друга, а скорее напротив признают равноправное существование каждого движения. Множество течений постмодерн объединяет: критика принципов рационализма и традиционных ориентиров в науке. Постмодернизм стирает границы между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным. В пространстве постмодерн присутствует лишь мозаика образов и текстов, событий, зачастую лишенных смысла. Понятие «постмодерн» получило свое содержательное наполнение не сразу. Так, до восьмидесятых годов ХХ в. данный термин обозначал не мировоззрение эпохи, а лишь отдельные культурные явления. В философский дискурс понятие «постмодерн» вводится в конце семидесятых Ж.-Ф. Лиотаром, в его произведении «Состояние постмодерна» этот термин используется в значении «дух времени». Констатируя тенденции, которые уже утвердились в обществе, Ж.-Ф. Лиотар эпоху постмодерн представляет в виде свершившегося факта [1].

Современные исследователи виртуальной реальности указывают на наличие ресурсов и методологических возможностей философии постмодерна, дополняющих принципы классической рациональности, что способствует прогрессу в дальнейшем постижении виртуальной реальности [2]. Постмодерн не только открывает новые возможности освоения мира человеку, но и убеждает его в относительности реальности, замыкает его в «виртуальных мирах», где общение с людьми замещается общением с фантомами. Перенос действительности в сетевые коммуникации представляет собой виртуальную реальность. Онтологический статус виртуальной реальности обусловливается как недосформировавшаяся реальность, недобытие.

Глобальная информатизация общества породила целый комплекс принципиально новых проблем, с которыми на протяжении всей истории человечество ранее не сталкивалось. Субъект в сетевых коммуникациях отрывается от действительной реальности − «Я» индивида. Современность формирует новый вид субъекта, это некоторый «виртуальный субъект», который на время телевизионного воздействия, либо коммуникативного интернет взаимодействия замещает «Я» реально существующего человека. Субъектом восприятия виртуальных образов является «деиндивидуализрованный» человек. Жизнь современного человека определена «фабрикой грез». Как совершенно справедливо подчеркивает О. И. Елхова: «Виртуальный мир со всей изощренностью своего инструментария возрождает тематику волшебных сказок и мифов, обращает человека к его образу, не имеющему веса и способному к преодолению гравитации и не подверженному действию законов земного мира, этот образ находится вне времени, вне увядания и старения» [3, с. 213].

Человек в виртуальном мире уже живет во имя новых ценностей общества потребления. Жизненные ориентиры современного индивида структурированы текстом рекламы, определяющим ведущую мотивацию. Реальность заменяется «гиперреальностью», которая подавляет реальность, ускользающую от человека, становящейся виртуальной, относительной, условной. Виртуальная реальность позволяет утолить потребность человека в конструировании иллюзорного мира. Оттенок «как бы», постоянно окрашивает виртуальное пространство, придает происходящему характер иллюзорности и несерьезности. На сегодняшний день выражение «быть в бренде» звучит очень актуально. Однако в настоящее время знак уже не отображает некоторую внешнюю ему реальность. В качестве эффективной методологии в рамках парадигмы постмодерн используется теория симулякров. Существовавшее еще в античности понятие «симулякр» получает свое новое звучание, дефиницию, развитие в трудах Ж. Бодрийяра. Отмечается, что тотальная симуляция переводит реальность в состояние «послежития». Необходимая связь между означающим и означаемым, знаком и референтом, исчезает. Реальность обозначаемого уже не важна, она исчезает, уступая место симулякру. Современная реальность теряется в контексте массового потребления и превращается в призрачное бытие. Реагируя на призрачную возможность, которую даруют рекламные слоганы, люди покупают «бренды», которые, по сути своей, являются пустыми формами. Бренд для среднестатистического человека уже гораздо важнее, чем реальная практическая значимость вещи. Человек стремится обладать «брендом», чтобы хоть как-то укрепиться в мире, однако такая опора ненадежна и человек мира постмодерн обречен на скольжение по поверхности через череду знаковых структур бессмысленное и бесконечное. Такое «зависание» в процессуальности отодвигает на второй план вопросы духовных ориентаций человека в виртуальном мире. Так, О. И. Елхова в своих исследованиях выделяет подлинный и неподлинный модусы экзистенции человека в виртуальном мире и подчеркивает, что в настоящее время наибольшее распространение получает неподлинная экзистенция, где человек теряет свои духовные ориентации и оказывается затерянным в виртуальном мире, утрачивает стремление к полноте переживания бытия [4, с. 9].

Реальности эпохи постмодерн разрозненны и условны, господство знака становится определяющим для их существования. Знание о мире лишено непосредственности и оказывается опосредованным знаком. Человек объективирует свое субъективное целостное восприятие реальности, уравнивая в правах мир и мысль об этом мире. Так, в статье С. Жижека «Возлюби мертвого ближнего своего» можно найти мысль, что экран, закрывая зрителя от действительности, продуцирует другую реальность, которая становится для человека главной реальностью его существования. Человек уже не участвует в реальной жизни, другое измерение, находящееся по ту сторону экрана, выглядит для него более привлекательным. Глобальная сеть способна заменить человеку его повседневный мир миром виртуальным. Этот новый мир (мир возможных миров) формирует новый тип человека: «человек кликающий», который моделирует свой собственный мир посредством мыши.

Новейшие информационные технологии сегодня уже не выступают исключительно средством доставки, обработки и хранения информации, а выполняют культурообразующую функцию, с их помощью создается особая культурная среда со своим особым контентом и нормами социального общения и взаимодействия. Базирующаяся на информационном поле культура порождает новые и уникальные феномены. Реальность всемирной паутины уже давно развивается по своим законам и живет своею собственной жизнью: вовлекает людей в пространство Интернет — общения, сплетает и расплетает узоры образов, представляет пользователю необозримый массив сайтов, призывая его тем самым объять необъятное. Объем информации становится настолько огромным, что индивидуальное сознание оказывается не в состоянии его охватить. Одна из проблем эпохи постмодерн заключается в отрыве индивидуального сознания от объема информации и системы знаний, которая все-таки присутствует в культуре.

Можно отметить обезличенность общения и «смерти автора» в сети: многие тексты в процессе интернет-общения появляются как результат коллективного творчества. Появившееся и широко распространившееся в сети блоговое общение позволяет прийти к коллективному видению проблемы через индивидуальные интерпретации. Читатели становятся соавторами, в итоге мы имеем дело уже с «коллективным автором». Информация, попавшая в сеть, становится публичной, ее могут увидеть тысячи человек, находящихся в разных странах и на разных континентах. С другой стороны, обезличенность общения провоцирует людей на откровения, которые они не могут себе позволить в реальной жизни.

Данную ситуацию хорошо иллюстрирует метафора «окон». Человек оказывается включенным во множество культурных и субкультурных миров, причастность к которым возможно посредством «подглядывания». Человек моделирует свой мир по принципу «стимул-реакция», пытаясь все успеть в жизни. Но в результате за это человек заплатил высокую цену: приватность индивида стала иллюзией, а сохранение идентичности, социальной целостности в условиях тотальной включенности индивида в пространство виртуальной коммуникации − проблемой. Происходит погружение человека в своеобразный виртуальный маскарад, участники которого имеют возможности скользить между различными идентичностями, продиктованными их сиюминутными желаниями и потребностями.

В настоящее время современный человек привыкает мыслить мозаично, удивительным образом сочетая несовместимые вещи. Мозаично мыслящий человек, по сути, большую часть времени не рассуждает самостоятельно, не озабочен поиском истины, а бездумно потребляет информацию. Современный человек становится всеядным: слушает поп-музыку, смотрит телешоу без разбора, завтракает в ресторанах быстрого питания, а его знание становится элементом телевизионных игр. Телеигры становятся своеобразным символом культуры постмодерн. В таких играх главное не постигать, а угадать, вовремя извлечь из архивов памяти разнообразную информацию.

В ситуации превалирования симуляции в современном обществе сам мир распадается на фрагменты и унифицированные сегменты, которые человек комбинирует и переставляет как конструктор «Лего». Человек, преобразуя свой мир, порождает непредвиденные ранее социальные факторы, формирующие структуры, которые уже радикально меняют жизнь человека. Меняющийся постоянно мир обрывает многие корни, стягивает индивидов в глобальное сообщество, но вместе с тем изолирует, атомизирует людей. На основе этих реалий начинает свое активное формирование картина мира, в которую оказывается включенным виртуальный компонент. Так, А. Ф. Кудряшев, О. И. Елхова замечают, что в настоящее время возрастание виртуальных компонентов в научной картине мира в настоящее время породило проблему согласованности отображаемого и его образа. Что влечет за собой утрату соответствия между логическими связями, понятиями и суждениями, входящими в содержание научной картины, и объективными характеристиками отображаемого в ней внешнего мира [5, с. 1259]. Такая картина мира в самых крайних и негативных моментах ее проявления, вторгается в бытие современного человека.

В заключение отметим следующее, что все большее распространение виртуальной реальности во всех сферах общественной жизни породило целый комплекс принципиально новых проблем. Среди них: обезличенность общения в сети, потеря своего «Я», деиндивидуализация человека, бессмысленное и бесконечное «зависание» в процессуальности виртуального мира, в котором преимущественно превалируют ценности общества потребления.

Литература:

1.        Елхова О. И. Онтология виртуальной реальности: Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 228 с.

2.        Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: перевод с франц. Н. А. Шматко. М., СПб, 1998. 160 с.

3.        Елхова О. И. Фрактальность виртуальной реальности // Вестник БашГУ, 2014, Т. 19, № 1, С. 210–214.

4.        Елхова О. И. Онтологическое содержание виртуальной реальности: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Уфа, 2011. 38 с.

5.        Кудряшев А. Ф., Елхова О. И. Общенаучная картина мира: старое в новом одеянии // Вестник Башкирского государственного университета, 2013, Т. 18, № 4. С. 1255–1259.

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная реальность, виртуальный мир, постмодерн, мир, современный человек, время, обезличенность общения, общественная жизнь, реальность, уж.


Ключевые слова

информационные технологии, виртуальная реальность, постмодернизм, человек в виртуальном мире, виртуальная картина мира., виртуальная картина мира

Похожие статьи

Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках

В статье рассматривается явление информационного шума как феномена культурного пространства эпохи постмодерна, анализируется трактовка данного понятия в различных социально-гуманитарных науках. В связи с тем, что на сегодняшний день теоретическая раз...

К вопросу о противоречивом влиянии финансовой глобализации

Активное развитие процесса глобализации в мире на рубеже XX-XIX вв. выявило множество граней этого сложного и противоречивого процесса. В статье рассматриваются позитивные и негативные аспекты глобализации в экономике и конкретно в финансовой сфере.

Личность в центре философского дискурса

Статья посвящена исследованию проблематики, связанной с определением понятия личность и способами интерпретации данного феномена.

Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике

В статье рассматриваются вопросы индивидуализации в зарубежной методике. Поставлен вопрос о внедрение индивидуализации обучения в учебный процесс. Наиболее актуальным представляется разработка моделей индивидуализированного обучения, так как индивиду...

Мультикультурализм и социокультурные проблемы интеграции

В статье рассматривается политика мультикультурализма как концепция социально-культурной жизни, характерная для экономически развитых стран Запада, порождающая напряженность и конфликты в современном обществе. Анализируются различные точки зрения оте...

Фундаментализм — не терроризм: объективный взгляд на феномен

В статье поднимается один из наиболее актуальных вопросов современной мировой политики: проблема фундаментализма. На основании научных источников автор осуществляет попытку дать комплексное определение феномену, отделяя его от каких-либо радикальных ...

Географические знания и современная научная картина мира

Статья посвящена роли и значению современной географии, а также ее вкладу в развитие научной картины мира.

Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты

В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...

Национальные культуры в контексте всемирной глобализации

Статья посвящена проблеме всемирной глобализации и идентичности отдельных государств. Глобализация рассматривается, как необратимый процесс, имеющий мировое значение, а национальные культуры отдельных государств рассматриваются с позиции факторов, сп...

Проблема глобализации современной культуры

Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изу...

Похожие статьи

Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках

В статье рассматривается явление информационного шума как феномена культурного пространства эпохи постмодерна, анализируется трактовка данного понятия в различных социально-гуманитарных науках. В связи с тем, что на сегодняшний день теоретическая раз...

К вопросу о противоречивом влиянии финансовой глобализации

Активное развитие процесса глобализации в мире на рубеже XX-XIX вв. выявило множество граней этого сложного и противоречивого процесса. В статье рассматриваются позитивные и негативные аспекты глобализации в экономике и конкретно в финансовой сфере.

Личность в центре философского дискурса

Статья посвящена исследованию проблематики, связанной с определением понятия личность и способами интерпретации данного феномена.

Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике

В статье рассматриваются вопросы индивидуализации в зарубежной методике. Поставлен вопрос о внедрение индивидуализации обучения в учебный процесс. Наиболее актуальным представляется разработка моделей индивидуализированного обучения, так как индивиду...

Мультикультурализм и социокультурные проблемы интеграции

В статье рассматривается политика мультикультурализма как концепция социально-культурной жизни, характерная для экономически развитых стран Запада, порождающая напряженность и конфликты в современном обществе. Анализируются различные точки зрения оте...

Фундаментализм — не терроризм: объективный взгляд на феномен

В статье поднимается один из наиболее актуальных вопросов современной мировой политики: проблема фундаментализма. На основании научных источников автор осуществляет попытку дать комплексное определение феномену, отделяя его от каких-либо радикальных ...

Географические знания и современная научная картина мира

Статья посвящена роли и значению современной географии, а также ее вкладу в развитие научной картины мира.

Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты

В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...

Национальные культуры в контексте всемирной глобализации

Статья посвящена проблеме всемирной глобализации и идентичности отдельных государств. Глобализация рассматривается, как необратимый процесс, имеющий мировое значение, а национальные культуры отдельных государств рассматриваются с позиции факторов, сп...

Проблема глобализации современной культуры

Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изу...

Задать вопрос