The article deals with existential problems of modern human form and «care» of their decision, justified the role of cinema and literature in this perspective as a manifestation of possessiveness, consumerism.
Keywords: search, existence, the meaning of existence.
Технологический взрыв в XX веке породил проблему подчинения человека техники, в связи с чем большую популярность стала приобретать экзистенциональная философия и психология. Более того, интерес к экзистенциональным проблемам человеческого существования обусловлен изменением представлений о благополучии человека. Если в начале прошлого века, его понимание было сопоставимо с уровнем приспособленности к социуму, то уже к середине 50-х гг. важным показателем становится уровень развития потенциала человека. Переориентация человечества из реальной формы бытия в цифровую, симуляционную, связанную с развитием в последние два десятилетия информационных технологий, способствовала изменениям в семье, образовании, коммуникации, творчестве. Все это, несомненно, оказало воздействие на сущность человека, его личностные базовые, экзистенциальные основания. Как отмечает Р. Мэй, в современном обществе становятся «важны не отдельные психологические реакции, а скорее психологическое бытие человека существующего» [2], что является важным вопросом в социогуманитарном знании.
Поиск ответов на экзистенциональные вопросы обусловлен ростом неопределенности в жизни человека, снижением роли внешних детерминант поведения человека и соответствующее усиление внутренней детерминации, самодетерминации поведения человека, что заставляет его делать самостоятельный выбор своего жизненного сценария и нести ответственность за свое существование. Данное понимание обозначенной проблемы Э. Фромм выразил следующим образом: «Человек — единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться» [3, с 445].
Зачастую проблемы психологического порядка ведут к возникновению дискомфорта у человека, затруднений в его жизнедеятельности. Изменения, которые происходили и продолжают происходить в социальной реальности, ведут к возникновению новое категории проблем в жизни человека, к экзистенциальным проблемам, которые возникают при осознании своего существования и поиска его цели, что зачастую происходит при возникновении предчувствия человеком конечности, предела собственного бытия.
Н. В. Гришина выделила следующие особенности экзистенциональных проблем, которые существенно отличают их от всех других психологических проблем. В первую очередь, они носят универсальный характер, так как постоянно присутствуют в жизни человека и требуют необходимость их разрешения для осуществления нормального существования, они являются одинаковыми для всех людей, хоть их переживание и решение происходит глубоко индивидуально. Более того, экзистенциальные проблемы имеют фундаментальную сущность, так как затрагивают самые сущностные вопросы человеческого существования, и базовый характер, что проявляется в том, что они лежат в основе других проблем. Их особенностью также является то, что они не имеют разового решения и требует постоянного ответа, постоянной проработки возникающих вопросов, что и составляет сущность постоянного экзистенционального поиска человека [1]. Обострение экзистенциональных проблем может происходить в периоды проживания человеком нормативных (возрастной кризис) и ненормативных кризисов (жизненные потрясения).
Важно в данных обстоятельствах посредством чего будет осуществляться поиск ответов на вопросы о смысле бытия, и собственных задач в нем. По мнению Р. Мэя, «отчаиваясь найти смысл жизни, люди сегодня прибегают к различным способам притупить свое сознание бытия — через уход в апатию, психическую нечувствительность, в поиск наслаждений. Другие, в особенности молодые люди, выбирают страшные способы ухода, совершая самоубийство, и таких случаев все больше и больше» [2, с. 5]. И далее: «…в нашей культуре мы действительно не решаемся вести разговоры о бытии. Это слишком откровенно, слишком интимно, слишком эмоционально. Прячась от бытия, мы теряем как раз то, что больше всего ценим в жизни, так как восприятие бытия связано с наиболее глубокими и базисными вопросами, такими как любовь, смерть, тревога, забота» [2, с. 6].
Сохранение и проявление экзистенции, как внутреннего ядра личности, возможно при потере связи с обществом, своих социальных ролей и функций, но формы «ухода» современных людей от реальности становятся все более тревожащими. Одной из наиболее популярных форм для современного человека является «уход» в виртуальную реальность, которая позволяет ему многократно жить и умирать, присутствовать или отсутствовать в сети по своему желанию, задавать условия своего бытия, создавать собственную историю и цели, что являться своеобразным «новым» решением экзистенциальных проблем. Рассматривая варианты решения данной категории проблем, стоит отметить такие, как единение с природой, с чем тесно связано отождествление себя с отдельными людьми или всем обществом как системой, что, по мнению Э. Фромма, позволяет человеку избежать переживания одиночества. Потребность человечества в подчинении зачастую не осознается и может привести к социальной, научной стагнации общества в целом. Помимо конформизма возможно самоотречение в пользу внешней силы или авторитета, какой-либо идеи или убеждения.
Еще одним способом разрешения экзистенциальной проблемы является собственничество, или вещизм, который определяется как отождествление человеком себя со своей собственностью, и восприятие им самого себя как совокупности вещей, рассматривая при этом даже качества своей личности или партнера как товар (продукт), который может доставить ему некоторое благо.
Западное общество в последнем столетии было охвачено идеей вещизма, российское общество также подвержено влиянию данных убеждений. Развитие музыкальной и киноиндустрии было связано не только с развитием техники, но и со стремлением человечества избавиться от скуки, занять собственное время, которого становилось все больше, избежать чувства одиночества при уединении с собой. Находясь наедине с собой, у современного человека возникает желание заполнить жизнь хоть чем-то (работой, сексом, прослушиванием музыки, просмотром фильмов), если ему это удается сделать, то его самооценка начинает повышаться. Но не только погруженность в мир музыки и кино является вариантом отождествления себя с «нематериальной вещью», но и стремление владеть информацией, узнать как можно больше фактов, чтобы впоследствии демонстрировать эти знания в обществе, доказывая свою «интеллектуальность». С точки зрения Э. Фромма, все это свидетельствует лишь о том, что человек готов в современных условиях фиксировать информацию без осознания её смысла, проработки, то есть он готов потреблять вместо того, чтобы жить [3].
Приемлемая субъективная картина реальности для человека возникает благодаря действию воображения при переработке информации из внешних средств (книги, телевидение, кино и видеофильмы, музыка, компьютерная «виртуальная реальность»). Ведь именно текст литературных произведений позволяет читателю создать своеобразный мир собственной реальности благодаря динамичной системе образов, эмоций, мыслей, которые возникают при ознакомлении с текстом, а позже исчезают. Всякая книга есть отраженный субъективный мир писателя, а процесс чтения — есть создание некоего искусственного мира читателем. Вариантом «ухода» для избегания решения экзистенциональных проблем чтение литературы будет являться лишь в том случае, если ему отдается предпочтение по сравнению с любыми другими занятиями, фактически это будет проявляться в «запойном» чтении, равнодушии к содержанию произведения, если оно не позволяет уйти от действительности. Для подобных целей зачастую используются те произведения, в которых упрощен текст, стиль автора не отличается оригинальностью, или книга менее художественна, что позволяет читателю создавать свой мир. Но все же чтение литературы не столь разрушительно для психики человека, как наркотическая и алкогольная зависимость, которая тоже тесно связана с экзистенциональными проблемами человека. И самое важное, что, не смотря на указанные выше утверждения, чтение литературы является сознательной деятельностью человека культурного, эмоционального и интеллектуально грамотного.
Кино, телевидение предоставляют возможность человеку «заполнить» собственную жизнь, избавиться от стремлений создать субъективную реальность, ведь кадры телеэкрана определяют мгновенное содержание сознания. Личность не проявляет никакой активности, какая, например, присутствует при прочтении литературных произведений, так как в ней нет никакой необходимости. Очевидно, что при использовании данной категории «нематериальных вещей» телезритель отдает предпочтение грезам, а непосредственное бытие с постоянными экзистенциональными вопросами отходит на последний план.
Таким образом, экзистенциональный поиск человека является процессом постоянным, универсальным, носит фундаментальный и базовый и характер, но ни собственничество, ни конформизм не позволяют получить удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования. Осуществляя самоотречение человек стремится преодолеть духовный кризис, но при этом теряет нравственные ориентиры, пытается избежать ответственности за свои решения и поступки. Несомненно, человеку нужна цель в жизни, многие исследователи видят возможность его самореализации, самооправдания за собственное существование в труде. Именно созидание может выступить как наиболее приемлемый способ разрешения «экзистенциальных проблем», так как при нем человек демонстрирует собственную свободу и внутреннюю психологическую независимость от вещей, людей и идей.
Литература:
- Гришина Н. В. Экзистенциальная психология: поиск смысла и самотрансценденция // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. — № 2. — 2011. — С. 56–65.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Изд-во ин-та общегуман. исслед-й, 2004. — 224 с.
- Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988. — 552 с.