Повышение эффективности процесса обучения студентов является актуальной задачей. На сегодняшний день современная молодежь активно использует компьютерные технологии и Интернет. Для того, чтобы организовать обучения при взаимодействии со всемирной паутиной в ТПУ была внедрена платформа «WEB-сетей», получившая сейчас новое название «Blackboard». В данной статье отражены возможности работы на платформе и влияние системы на мотивационные аспекты обучения иностранному языку в техническом ВУЗе.
К сожалению, современное обучение допускает, что студенты не посещают занятия по определенным причинам, как уважительного характера (болезнь студента, боязнь предмета, боязнь общения со сверстниками и т.д.), так и неуважительного (обычные прогулы). На занятиях у студентов также наблюдается низкая мотивация – находят занятия скучными, отведенное для занятия время является неудобным (первая или последняя пара, предвыходные дни и т.п.).
Для того, чтобы помочь студентам проявить себя, развить у них способность работать самостоятельно, а также помочь тем студентам, которые по ряду причин не посещали занятия, мною был разработан учебный курс «Business English» на платформе «Blackboard». Данный курс был представлен тремя разделами – Company Structure, Recruitment, Advertising. Каждый из этих разделов включал как теоретические аспекты, так и практику – аутентичные тексты по деловому языку, контрольные задания к ним. Студентам также был предложен определенный грамматический материал в комплексе с различными упражнениями и контрольным срезом к каждому разделу.
Система «Web-сети» предоставляет возможность интерактивного диалога преподаватель-студент, возможность обратной связи с дизайнером курса. Работа преподавателя-дизайнера заключается в пополнении теоретической информации о дисциплине, создании тестовых заданий, дополнительных упражнений, таким образом, преподаватель выполняет также роль тестолога.
Преподаватель-дизайнер синхронизирует полученные от студентов данные, которые заносит в заранее созданный журнал, доступ в который есть только у авторизированных студентов. Дизайнер имеет возможность отследить, когда студент заходил в программу, сколько раз и какое количество времени он потратил на выполнение того или иного задания (см. рис. 1).
Рис.1 Результаты работы студентов
Когда у студента возникают трудности в работе с программой, он может написать и отправить сообщение преподавателю или же пригласить его пообщаться в чате, в чат может также войти любой студент, у которого есть доступ в систему. Каждый студент после выполнения заданий может проследить свой рейтинг (см. рис. 2), задать интересующие его вопросы, сравнить правильные варианты ответов с теми, которые отметил он сам в ходе выполнения теста (см. рис. 3).
В ходе выполнения задания студентом может быть потрачено любое количество времени, единственное условие (в нашем случае) – студент имел возможность выполнить тот или иной тест только один раз, при этом он мог пользоваться как словарем, так и грамматическим справочным материалом, представленным в нашей программе в виде HTML страниц.
При составлении тестовых заданий все условия выполнения заданий прописываются дизайнером курса в настройках теста (здесь хранится информация о времени, в течение которого студент должен выполнить тест, о той форме, в которой выкладывается тест, а также представлены различные инструкции, в которых изложены детали выполнения теста).
Студент мог пройти ряд тренировочных упражнений до выполнения теста и уже после этого решить для себя, готов ли он перейти к более сложным заданиям.
Рис. 2 Рейтинг студентов
При исследовании эффективности внедрения системы было опрошено 64 студента 3 курса АВТФ и ФТФ ТПУ, изучающих профессиональный иностранный язык. Ниже даны некоторые высказывания студентов о данной системе:
· При работе в платформе «Blackboard» я могу включить мою любимую музыку и пить кофе.
· Я заинтересовался изучением иностранного языка, так как вижу результат своих трудов.
· Мне стало комфортно обучаться, потому что я сам выбираю время для обучения, когда у меня хорошее настроение и есть свободное время.
· Изучая язык я не испытываю стеснения из-за того, что меня плохо оценят окружающие.
Исходя из полученных анкетных данных, 90% опрошенных считают данный вариант обучения удобным, 65% не видят трудностей в работе с платформой «Blackboard», 45% заинтересовались изучением иностранного языка (см. рис. 4)
Рис. 3 Представленное на рассмотрение задание
Таким образом, можно выделить несколько позитивных моментов:
· Выбор времени и места обучения основан на индивидуальных особенностях студента;
· При совершении ошибки студент не получает негативную оценку от других студентов;
· Мотивация студентов к обучению повышается;
· Обучение студентов происходит в интуитивно-понятной, удобной для них форме.
· Улучшение качества обучения происходит за счет автоматического контроля успеваемости и посещаемости.
Рис. 4 Процентное соотношение студентов, поддержавших электронную и традиционную формы обучения
Основное замечание в работе с данной системой заключается в том, что невозможно проследить, выполнял ли студент работу самостоятельно или задействовал стороннюю помощь.
Однако, как показали опросы студентов и проверки домашних заданий, платформа «Blackboard» в обучении иностранному языку в техническом ВУЗе служит хорошим средством для повышения мотивации студентов.
Список источников:
1. http://e-le.lcg.tpu.ru