На рубеже XX и XXI веков окончательно оформился переход мировой экономики на постиндустриальный этап развития. Одним из его ключевых особенностей является отношение к знаниям. Роль новых знаний, высокая на всех этапах развития цивилизации, на современном этапе становится определяющей и лежит в основе социально-экономического развития всех передовых стран. В цивилизованном мире активно строится общество, основанное на знаниях (knowledge based society[2]. Общепризнанным стало утверждение, что самым ценным ресурсом любой организации, учреждения, бизнес-структуры являются высокопрофессиональные кадры. Другой отличительной чертой нового времени является не только гигантский объем накопленной информации, но также интенсивно растущие темпы производства и накопления новых знаний. По оценкам экспертов общий объем знаний, накопленных человечеством, удваивается каждые пять лет. Все это радикальным образом меняет суть процесса образования: оно становится непрерывным (принцип «образование через всю жизнь»[3, c.6]), гораздо более интенсивным и динамичным. Соответственно меняются и образовательные технологии. Традиционные педагогические методы «с мелом у доски» все менее соответствуют новым требованиям.
Одной из новых образовательных технологий, доказавших свою несомненную эффективность, является электронное образование, или в оригинальной транскрипции – e-Learning. В развитых странах электронное обучение охватывает все уровни образования и широко используется не только в университетах, но также в средней школе и в организации корпоративного (послевузовского) обучения. e-Learning внедрили практически все университеты и большинство американских школ. По оценкам экспертов, мировой рынок электронного образования в 2006 г. составил 38 миллиардов евро и «продолжает устойчиво расти» [10, c.21].
Российский рынок электронного образования также развивается стремительно: все большее число вузов внедряют эти технологии в образовательный процесс, еще более высокими темпами они используются крупным российским бизнесом в организации корпоративного обучения. Все это привело к формированию новой индустрии – индустрии электронного обучения.
Разработчики технологии e-Learning считают ее новой философией образования, которая поглотит в себе все существующие формы обучения, включая также очное обучение. Они настаивают на том, что символ e означает не только electronic (электронный), но также excellent (великолепный), enhanced (продвинутый), emotional (эмоциональный), extended (широкий), enthusiastic, energetic (полный энтузиазма, энергии). Изучение возможностей e-Learning позволяет заключить, что во многом эти характеристики справедливы.
В ТПУ в рамках реализации комплексной программы развития "Совершенствование образовательной деятельности" 2005 -2010, а также Инновационной образовательной программы университета предполагалось в течение 2007-2010 гг. сформировать информационно-образовательную среду университета на платформе современных технических, программно-технических, программных комплексов и современных технологий корпоративных Интернет-порталов.
На данном этапе решались следующие задачи:
1) создание инвариантной технической, программно-технологической, программной образовательной инфраструктуры ТПУ;
2) создание корпоративной среды повышения квалификации и переподготовки преподавателей;
3) разработка образовательных ресурсов, удовлетворяющих современным стандартам, требованиям, тенденциям развития, как в области информационных технологий, так и в области педагогических технологий;
4) пилотная реализация образовательных программ с использованием компьютерно-сетевых технологий.
Для организации системы управления учебным процессом (Learning Management System) предлагается использовать систему WebCT (с 2006 г. - Blackboard).
С помощью WebCT могут проводиться следующие виды обучения: лекции; семинары; консультации; практические занятия; виртуальные лабораторные практикумы; тестирование.
Очень важной особенностью WebCT является совместное использование удаленного доступа к методическим материалам курса в WebCT через Internet и CD-ROM, на котором можно скомпоновать объемные мультимедиа материалы и который передается студенту.
К настоящему времени в университете определились следующие направления, по которым ведутся работы по созданию информационно-образовательной среды на платформе WebCT: – организация самостоятельной работы студентов; бакалавриат на английском языке; бакалавриат на русском языке; магистратура на английском языке; магистратура на русском языке.
Данная информационно-образовательная, активно используется в обучении иностранному языку студентов Томского Политехнического Университета.
Автором данной статьи было размещено ряд курсов на платформе WebCT, а именно две лабораторные работы для студентов электротехнических специальностей, Laboratory Work "Electrical Machines",Theoretical Basis of Electrotechnics. Более глобальной и существенной работой стало создание электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Английский язык. Профессионально-ориентированный курс». В основу данного комплекса входит учебное пособие, предназначенное для студентов второго курса теплоэнергетических специальностей Института дистанционного образования ТПУ. Цель пособия – обучение переводу текстов по специальности и научно-популярных текстов на английском языке, различным видам чтения, а также говорению на указанные в пособии темы.
Пособие состоит из 3-х разделов:
а) грамматического практикума; (страдательный залог, модальные глаголы, структура английского предложения, сложное предложение, типы вопросов, словообразование.) К данным темам также разработаны упражнения на отработку грамматических правил.
б) тексты по специальности для обучения различным видам чтения и упражнений (Energy, Solar Energy, Wind Power, Thermal Power Station, Heat, Thermodynamics). В данном разделе помимо текстов представлены тренировочные упражнение на понимание содержания текстов, а также к каждой тематике предлагается глоссарий.
в) тексты коммуникативной направленности. (My Future Occupation, Man and Technical Progress, Science and Technology, Inventors and Their Inventions, Environmental problems, Russian Science and Scientists, Computers).
Проработав данное учебное пособие, которое разбито на 3ий и 4ый семестры, студенты должны выполнить контрольные работы (№1, №2) и лексико-грамматический тест.
Для создания онлайн-курса (http://e-le.lcg.tpu.ru) по дисциплине «Английский язык. Профессионально-ориентированный курс» на основе учебного пособия предназначенного для студентов второго курса теплоэнергетических специальностей Института дистанционного образования на платформе WebCT были использованы следующие методические материалы:
Страница приветствия (содержит краткую аннотацию к курсу) или домашняя страница из которой можно перейти в любое содержание или инструмент
Рабочая программа (цели курса, информация о курсе, инструкция по работе с курсом, основные модули курса, информация о преподавателе).
Тайминг (содержит общую информацию о курсе, а также таблицу с точными указаниями временных рамок изучения разделов теоретического материала, выполнения заданий и тестов, on-line консультаций и встреч в чате).
Учебник Web-CT или Модуль содержания: (содержит основной теоретический материал курса; страницы учебника представляют собой HTML файлы в кодировке UTF-8, которые готовятся на персональном компьютере, а после размещаются на сервере). В данном случае модуль содержания состоит из текстов по обучению грамматике, чтению, говорению.
Для контроля усвоения теоретического материала к грамматическому блоку разработаны задания для самопроверки. (Self-training exercises).
Глоссарий (содержит профессионально-ориентированную лексику)
Тесты для самоконтроля. В процессе их разработки задается определенное количество времени и возможность доступа для их выполнения. В данном курсе это лексико-грамматический тест достижений (Achievement test) с множественным выбором ответов и на выбор соответствия.
В процессе создания информационно-образовательного ресурса на базе учебного пособия учитывались все требования, предъявляемые к его содержанию, дизайну и техническим характеристикам: достоверность информации и фактов; систематичность обновления материала; актуальность; соответствие уровню аудитории; чёткость в структурировании и подаче материала; максимальная реализация возможностей мультимедийных средств; дизайн не отвлекающий от содержания; хорошая скорость загрузки сайта; поддержка различными браузерами; возможность скачать или распечатать выбранный материал; простота и удобство навигации.
Создание электронного образовательного ресурса предполагает индивидуальный, творческий подход преподавателя к осмыслению роли Интернет-технологий в обучении, а также требует особой технической подготовки, знания электронных ресурсов.
Литература:
Агапонов СВ. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. - Спб.: БХВ-Петербург, 2003. - 336 с.
Горисев С. А., Ситникова О. В. «Web-CT для начинающего: инструменты коммуникаций, обучения, оценки знаний для студентов и преподавателей». Томск: Издательство ТПУ, 2007г.
Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. «Электронное образование на платформе Moodle» Казань: КГУ, 2008 г. 169с.
Журавлева О.Б.,. Крук Б.И. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление. Учебное пособие. - Новосибирск: СибГУТИ, 2001.-86 с.
Кирсанов Д., Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. — СПб: Символ-Плюс, 1999. — 376 с.
Моисеевой М.В.. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004. - 216 с.
Родионов А.. Обзор российских LMS // e-Learning Word. - 2004, -№4,. 12-23. с.
Титова С. В. «Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков»/М: Издательство Московского университета, 2003.
Титова С. В. «Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2.0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь?»/ Вестник Московского университета серия 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. — № 3.
Clark, R. C., e-learning and the science of instruction: proven guidelines for consumers and designers of multimedia learning / R. C. Clark, R. E. Mayer. —2nd ed. — Pfeiffer. — 476 p.