Введение новых образовательных стандартов предъявляет новые требования к высшему образованию. Во многом это обусловлено развитием информационно-коммуникационных технологий, что привело к внедрению в учебный процесс электронного обучения. Роль электронного обучения (e-learning) в высшем образовании постоянно возрастает.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют образованию возможность соответствовать глобальным тенденциям развития и адаптироваться к быстроменяющимся условиям существования современного мира. В Российском образовании значимость и актуальность электронного обучения признается на государственном уровне. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. дает определение электронному обучению как организации образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].
Электронное обучение является неотъемлемым компонентом технологии смешанного обучения (blended learning). Целью технологии смешанного обучения является формирование способности студентов планировать и организовывать свою учебную деятельность, ориентируясь на конечный результат. Студенты учатся принимать решения, делать осознанный выбор и брать на себя ответственность за него. При обучении в рамках смешанного обучения у студентов формируются навыки работы в информационном пространстве. Студенты учатся самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию, а также представлять результаты своей работы с использованием различных современных технологий. Неоспоримым фактом является то, что технология смешанного обучения вписывается в концепцию модернизации современного образования, которая основана на введении новых образовательных стандартов и вступлении в Болонский процесс и другие международные соглашения. [2] Смешанное обучение — это сочетание традиционного очного обучения и электронного обучения, это интеграция традиционных аудиторных занятий с электронными технологиями. Применение инструментов информационно-коммуникационных технологий в смешанном обучении не просто дополняет традиционное обучение и сокращает время, которое студенты проводят в аудитории.
Рассмотрим понятие «смешанное обучение». Большинство исследователей считают, что понятие «смешанное обучение» используется с момента появления Интернета в конце 1990-х годов. Хотя, в течение долгого времени смешанное обучение не имело единого определения и понимания. Начиная с 2006 года, и по настоящее время педагоги понимают под смешанным обучением сочетание очного обучения и обучения с использованием компьютерных технологий. Хотя до сих пор в мировой педагогической практике можно встретить разные трактовки понятия «смешанное обучение».
Наиболее активно проблемой смешанного обучения занимается Пурнима Валитан (Purnima Valiathan), которая понимает под термином «смешанное обучение» сочетание различных методов доставки образовательного контента, таких как курсов, построенных на Web-технологиях, EPSS и методик управления знаниями. Также она употребляет этот термин для описания обучения, которое сочетает в себе различные виды образовательной деятельности, включая очную форму обучения (обучение в классе (face-to-face learning)), электронное онлайн-обучение, а также самообучение [3].
Российские ученые также давно занимаются проблемой использования смешанного обучения в вузах. Например, В. А. Фандей основано на обобщении изложенных трактовок исследуемого понятия, согласно которому смешанное обучение представляет собой комбинацию элементов очного и дистанционного обучения, причем одно из них является базовым в зависимости от предпочитаемой модели». [4]
Теперь, рассмотрим модели смешанного обучения. Существует несколько классификаций моделей смешанного обучения, но наиболее оптимальной мы считаем классификацию Майкла Хорна (Michael B.Horn). Этот известный ученый долгое время активно занимается проблемой реализации концепции смешанного обучения в высшей школе [5]. Данная классификация включает следующие модели смешанного обучения:
1. Очное обучение в классе (Face-to-Facemodel), в которой основную часть учебной программы студенты получают лично от преподавателя при обучении в классе.
2. Ротационная модель (Rotationmodel), которая предполагает чередование обучения в классе и электронного обучения (50/50 %), причем студент самостоятельно выбирает для себя индивидуальный режим работы (в компьютерном классе, дома)
3. Гибкая модель (Flexmodel), в которой большая часть процесса обучения проходит в интерактивной среде.
4. Онлайн-лаборатория (Online-lab), в которой все учебные материалы представлены онлайн и обучение осуществляется в также в онлайн-режиме, но студенты работают в компьютерном классе (лаборатории).
5. «Смешай сам» (Self-blendmodel), которая предполагает полностью индивидуальный подход, студенты выбирают для себя онлайн-курсы из предложенных вариантов. Большая часть процесса обучения осуществляется в онлайн-режиме, но студент также посещает аудиторные занятия с преподавателем.
6. Онлайн-обучение (Onlinedrivermodel), при которой студенты работают в основном в онлайн режиме в удаленном месте (возможно дома) и посещение аудиторных занятий не является обязательным, но оно возможно по мере необходимости.
Рассмотрим опыт реализации концепции смешанного обучения в Томском политехническом университете. В смешанном обучении, так же как и в традиционном, предусматривается проведение аудиторных занятий в соответствии с ФГОС и учебными планами по направлениям подготовки. Но основной акцент ставится именно на использование информационно-коммуникационных технологий и электронного обучения. Технология смешанного обучения активно применяется при обучении профессиональному иностранному языку студентов старших курсов Физико-технического института ТПУ.
Для реализации смешанного обучения нами была выбрана ротационная модель (согласно классификации Майкла Хорна). Данная модель предполагает чередование очного и электронного обучения в соотношении 50/50 всех часов, в соответствии с учебным планом дисциплины. Электронное обучение осуществляется с использованием системы LMS Moodle, являющейся базовой составляющей электронной информационно-образовательной среды ТПУ, обеспечивающей реализацию учебного процесса.
Для реализации электронного обучения в рамках смешанного обучения мы использовали электронный курс «English for Nuclear Physics». Данный курс полностью соответствует рабочей программе дисциплины «Профессиональный иностранный язык» и является логичным дополнением аудиторных занятий. Все задания электронного курса выполняются индивидуально дома или в компьютерном классе. Курс направлен на развитие навыков чтения и письма, расширение словарного запаса и включает в себя три раздела, состоящих из различных заданий. Каждый раздел заканчивается итоговым тестом. Также в электронном курсе размещены теоретические материалы, ссылки на дополнительные источники информации, полезные для изучения тем, представленных в курсе «English for Nuclear Physics». Следует отметить, что студентам ставятся четкие сроки выполнения того или иного задания курса. Используя форум (инструмент электронного курса), студент может задать преподавателю любые интересующие его вопросы, связанные с работой на электронной платформе, а также получить консультацию. Контроль выполнения заданий курса осуществляется преподавателем в онлайн-режиме. Следует отметить, что тесты для текущего контроля также размещены в данном курсе.
Опыт смешанного обучения при обучении профессиональному иностранному языку студентов старших курсов ФТИ ТПУ показал, что большинство студентов в полной мере справились с программой дисциплины и успешно сдали зачет. Считаем необходимым заметить, что в течение семестра студенты, допускали пропуски по уважительной причине, но они могли ликвидировать свои задолженности, даже находясь в другом городе на стажировке или на конференции, либо отсутствуя по болезни. Кроме того, чтобы выполнить и сдать все задания электронного курса, студентам не обязательно было присутствовать в университете.
Таким образом, использование технологии смешанного обучения в техническом вузе предоставляет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами и методами преподавания профессионального иностранного языка. Среди этих преимуществ можно выделить такие, как: реализация принципа индивидуализации учебной и профессиональной деятельности; возможность получать быструю обратную связь; возможность наглядного представления учебного материала; самостоятельность, активность. Все вышеперечисленное помогает получить более высокие результаты в обучении студентов технических вузов по сравнению с традиционной вузовской системой обучения. Можно с уверенностью утверждать, что использование смешанного обучения способствует совершенствованию процесса подготовки будущих инженеров к их профессиональной деятельности.
Литература:
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации: от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158523 (дата обращения: 25.06.2015).
2. Демьяненко Н. В., Ермакова Я. В. — Смешанное обучение как эффективная форма работы со студентами технического профиля при изучении английского языка (на примере физико-технического института ТПУ). — Приволжский научный вестник, № 12–1, 2014.
3. Purnima V. Blended Learning Models // Published: August 2002. URL: http://www.learningcircuits.org/2002/aug2002/valiathan.html. (дата обращения: 20.06.2015)
4. Фандей В. А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2012.
5. http://www.christenseninstitute.org/wpcontent/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning.pdf. (дата обращения: 20.06.2015)