Глобальный экономический кризис потребовал радикальной смены парадигмы развития строительной отрасли. Если в докризисный период высокие цены на энергоресурсы, постоянный приток финансов поддерживали уровень спроса, давая возможность функционирования высокозатратной, экстенсивной модели развития строительного комплекса, то в настоящее время платежеспособность потенциальных клиентов существенно снизилась. Резко сократились программы ипотечного кредитования, финансовые возможности промышленных предприятий — заказчиков строительных работ, как за счет падения экспортной выручки, так и за счет общего кредитного кризиса.
Это требует перехода на режим строгой экономии, применения научно обоснованной стратегии по контролю себестоимости всех этапов строительства, детальной комплексной проработки инвестиционно-строительных программ.
Проводимые в России реформы изменили структуру сметного нормирования: в связи с либерализацией цен произошли изменения, которые коренным образом перестроили систему цен и методику ценообразования в строительстве. Госстроем России введена сметно-нормативная база, позволяющая определять сметную стоимость строительства в текущих и прогнозных ценах.
В условиях резкого сокращения возможностей населения и промышленности по инвестированию строительства роль инвестора вновь может взять на себя государство, решая как социальные (улучшение жилищных условий социально незащищенных групп граждан), так и экономические (инвестиции в строительство являются эффективным механизмом оживления деловой активности в экономике в целом, т. к. строительство предъявляет спрос на значительный объем сырья, материалов, людских ресурсов) задачи. Кроме этого, в период кризиса важным средством стимулирования экономики являются государственные инвестиции в инфраструктуру. Развитие государственных строительных заказов требует в качестве обязательного условия развития методического инструментария объективной оценки себестоимости строительства и разработки антикоррупционного механизма проведения тендеров.
Государственное регулирование строительной отрасли является одной из управленческих функций, реализуемых на макроуровне.
Государственный строительный заказ (ГСЗ) является одним из главных элементов всех государственных закупок в регионах РФ и его можно определить в виде перечня строительно-монтажных работ и услуг в строительстве, планируемых к закупке за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
Потребность в строительных работах и услугах проявляется во всех сферах хозяйственного комплекса. Это означает, что все институты, в ведении которых находятся сферы, подлежащие государственному регулированию, вынуждены решать задачу по обеспечению строительной продукцией (работами, услугами) в управляемой ими сфере. Такие институты формируют требования, отражающие общественную потребность в строительной продукции, и, в принципе, являются базовыми субъектами государственного строительного заказа (ГСЗ).
Если характеризовать государственный заказ с позиций субъектно-объектных отношений, то в качестве объекта выступает собственно госзаказ, а в качестве основных субъектов:
- государственные заказчики;
- исполнители госзаказа.
Грамотное и правильное применение закона в государственном и муниципальном заказе является достаточно сложной задачей. Одним из самых сложных вопросов применения является порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), которая используется обязательно в таких формах размещения заказа, как торги и запрос котировок цен. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это установленная заказчиком, уполномоченным органом в извещении о размещении заказа и документации о размещении заказа предельная цена по контракту (по одному лоту).
Сложившийся к 2014 году механизм размещения и реализации государственного строительного заказа позволяет сделать вывод о том, что система управления госзаказа недостаточна и требует дальнейшего совершенствования, исходя из приоритетов развития инновационной среды и инвестиционной привлекательности строительных инвестиционных проектов. В частности, одной из основных составляющих для размещения государственного строительного заказа является определение начальной максимальной цены контракта, которая влияет на условия реализации государственного строительного заказа. Существующий подход к формированию начальной максимальной цены не отвечает современным реалиям. До 2014 года начальная максимальная цена контракта на строительство объектов недвижимости формировалась проектно-сметным методом определения стоимости. Этот метод зачастую не учитывает качество применяемых строительных материалов, квалифицированность рабочей силы и как следствие качество выполняемых работ.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По общему правилу цена не является существенным условием договора.
Однако для государственного и муниципального контракта цена является существенным условием, на чем акцентируют внимание многие специалисты. [1]
Начальная (максимальная) цена контракта определяется расчетным способом посредством использования следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен;
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод,
5) затратный метод.
Для того чтобы точно определить, обосновать и указать источники для установления НМЦК, необходимо учитывать следующие условия:
1. НМЦК должна устанавливаться на уровне действующих цен периода исполнения контракта.
2. В зависимости от особенностей предмета и условий контракта, для расчета НМЦК может использоваться:
- планируемая дата публикации извещения о размещении заказа;
- дата истечения срока подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок;
- дата заключения контракта;
- дата выполнения работ, оказания услуг;
- либо даты завершения этапов выполнения контракта.
При определении НМЦК должны учитываться следующие факторы, влияющие на цену:
- сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- конъюнктура рынка;
- наличие сопутствующих услуг;
- индексы-дефляторы, индексы роста цен на потребительские товары и отраслевые индексы цен.
Эксперты по государственному и муниципальному заказу выделяют следующие наиболее проблемные ситуации формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта:
- Формирование НМЦК на работы и услуги. Формирование начальной цены на товар практически всегда связано с конкретными его характеристиками и параметрами, поэтому зачастую намного проще при обосновании. В случае с работами и услугами заказчик не всегда может четко определить как объем, так и характеристики закупаемой продукции. Часто НМЦК работы и услуги в дальнейшем влияет на качество, которое также сложно измерить. При этом на рынке зачастую нет четких цен на определенные виды работ и услуг, и все напрямую зависит их качества и уровня сложности.
- Формирование НМЦК в строительной отрасли.
- Использование анонимных источников при обосновании НМЦК.
- Правомерность использования ценового предложения одного поставщика.
- Использование сайтов при обосновании НМЦК.
В структуру начальной максимальной цены контракта государственного строительного заказа входят, так называемые основные затраты, которые включают в себя: затраты на подготовку территории строительства; затраты по основным объектам строительства (стоимость строительных материалов, затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, заработную плату рабочих строителей); затраты на объекты энергетического и транспортного хозяйства; затраты на объекты инженерной инфраструктуры, благоустройство и озеленение территории; дополнительные, лимитированные и непредвиденные затраты, а также затраты на строительный контроль и надзор. Строительная практика показывает, что при реализации инвестиционно-строительного проекта подрядчики вынуждены снижать основные затраты, за счет качества и количества применяемых строительных материалов, не квалифицированной рабочей силы, не эффективных и не современных технических средств и как следствие заниженного качества выполняемых работ. Это приводит к негативным последствиям в строительной отрасли и снижению темпов и качества инвестиционно-строительных проектов.
Стоимость земельного участка, затраты на подключение объекта к инженерным сетям, затраты на социальную инфраструктуру затраты на преодоление административных барьеров, затраты на обеспечение гарантийного срока эксплуатации объекта, затраты жизненного цикла объекта — эти факторы оказывают непосредственное влияние на формирование начальной максимальной цены контракта, отдельно нормами не учитываются, но имеют огромное влияние на конечный результат формирования цены.
Таким образом, определен перечень затрат относящихся в составе сметной стоимости государственного строительного заказа к базовым и управляемым составляющим при формировании начальной максимальной цены контракта, что отличается от существующей системы определения затрат в составе цены контракта.
Литература:
1. Тарабаев, П. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд / П. С. Тарабаев. — Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, — 2009.
2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013.